Главная \ Студентам \ Зачёт по дисциплине "Литература".

Студентам

« Назад

Зачёт по дисциплине "Литература".  31.03.2019 11:48

Билеты по предмету "Литература"

Билет № 1
1.
Проблема личности и государства в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник".

2. Идея смысла жизни в произведении И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско".

3. А.С. Пушкин. 1 стихотворение по выбору учащихся.

 Билет № 2
1. Конфликт мечты и действительности в поэме Н.В. Гоголя "Невский проспект". (Образ маленького человека в поэме Н.В. Гоголя "Невский проспект").
2.
Любовь в рассказе А. Куприна "Гранатовый браслет".

3. М.Ю. Лермонтов. 1 стихотворение по выбору учащихся.

Билет № 3

1. Кто виноват в гибели Катерины? А.Н. Островский "Гроза".  (В чём трагедия Ларисы Огудаловой?  Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница"). По выбору студента.

2. Тема личной ответственности и личного выбора человека в романе "Мастер и Маргарита".

(Мои любимые страницы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита").

3. А.Н.Островский. Наизусть отрывок: «Гроза» — действие 1, явление 3-е от слов «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...» до слов «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку» (монолог Кулигина)

Билет № 4
1. Проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
2. А.П. Чехов — обличитель мещанства и пошлости (на примере произведения "Ионыч").

3. Н.А.Некрасов. «Элегия» («Пускай нам говорит...»), «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…»; 1 стихотворение по выбору обучающихся.

Билет № 5
1.
Нравственная проблематика романа И.А. Гончарова "Обломов". (В чем состоит трагедия жизни Обломова? По роману И.А. Гончарова "Обломов"). По выбору студента.

2. Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова  "Судьба человека".
3. Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Silentium!»,«Когда пробьёт последний час природы...», «День и ночь», «Фонтан», «О, как убийственно мы любим...», «Не раз ты слушала признанье...», «Предопределение», «Весь день она лежала в забытьи…».1 стихотворение по выбору обучающихся.

Билет № 6
1. Образ Базарова в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".

2. «Вечные темы» в рассказе М. А. Шукшина "Калина красная".

3. А.А.Фет. «Одним толчком согнать ладью живую...», «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…» «Ещё весна — как будто не земной...», «На заре ты её не буди…», «Какая грусть! Конец аллеи…».

Одно стихотворение наизусть по выбору обучающихся.

Билет № 7
1. Образ "вечной Сонечки" в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". (
«Я хотел сделаться Наполеоном, оттого и убил...» по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"). По выбору студента.
2. Проблематика,  композиция и герои повести Н.В. Гоголя "Невский проспект".

3. Поэзия серебряного века. В. Маяковский "Послушайте...", "А вы могли бы?". А. Ахматова "Двадцать первое. Ночь. Понедельник", "Я научилась просто, мудро жить...", "Сжала руки под тёмной вуалью..." "Мужество", О.Э. Мандельштам «»  М. Цветаева. "Бабушке", "В огромном городе моём ночь...",  "Моим стихам, написанным так рано..." (Одно стихотворение наизусть по выбору студентов).

Билет № 8
1. Война 1812 года в изображении Л.Н.Толстого (по роману "Война и мир")

2. Человек и среда в рассказе А.П. Чехова "Ионыч".

3. С.Есенин "Письмо матери" или "Не жалею, не зову, не плачу...", "Гой ты, Русь моя, родная...", "Отговорила роща золотая..." (Одно стихотворение наизусть по выбору студентов).

Билет № 9
1.
"Мысль семейная" в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской (По роману Л. Н. Толстого "Война и мир")

2. Тема русской деревни в повести Распутина  "Прощание с Матёрой". (Смысл названия и проблематика рассказа А.И. Куприна "Гранатовый браслет"). По выбору студента.

3. Поэзия времён Великой Отечественной войны (Одно стихотворение наизусть по выбору студентов).

Билет № 10
1.
Близкий мне герой на страницах романа Л. Толстого "Война и мир".
2. Проблема нравственного выбора в произведениях В.Быкова "Сотников" и В. Г. Распутина "Живи и помни". (
«У войны не женское лицо...» по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие…").

3. Поэзия поэтов-шестидесятников и современных авторов. (Одно стихотворение наизусть по выбору студентов).

Требования к уровню подготовки обучающихся к зачёту.

Обучающиеся должны знать:

содержание изученных литературных произведений, историю создания, связь с эпохой написания, значение для нашей современности;

— основные факты жизни и творчества писателей второй половины XIX века;

— основные историко-литературные и теоретико-литературные понятия. 

 Обучающиеся должны уметь:

— воспроизводить содержание литературных произведений;

— анализировать художественное произведение: определять тематику, проблематику, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции;

— определять род и жанр произведения;

— сопоставлять литературные произведения, фрагменты произведений;

— характеризовать главных героев художественного произведения;

выявлять авторскую позицию;

— аргументированно формулировать своё отношение к произведению;

— выразительно читать произведения (цитаты или фрагменты произведений), соблюдая нормы литературного произношения.

 Выразительное чтение стихотворения или фрагмента произведения наизусть.

Произведения для заучивания наизусть. 

1. А.С. Пушкин. 1 стихотворение по выбору обучающихся.
2. М.Ю. Лермонтов. 1 стихотворение по выбору обучающихся.
3. А.Н.Островский. Наизусть отрывок: «Гроза» — действие 1, явление 3-е от слов «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...» до слов «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку» (монолог Кулигина)

4.  Н.А.Некрасов. «Элегия» («Пускай нам говорит...»), «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…»; 1 стихотворение по выбору обучающихся.

6. Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Silentium!»,«Когда пробьёт последний час природы...», «День и ночь», «Фонтан», «О, как убийственно мы любим...», «Не раз ты слушала признанье...», «Предопределение» », «Весь день она лежала в забытьи…».1 стихотворение по выбору обучающихся.

7. А.А.Фет. «Одним толчком согнать ладью живую...», «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…» «Ещё весна — как будто не земной...», «На заре ты её не буди…», «Какая грусть! Конец аллеи…» 1 стихотворение по выбору обучающихся.
8.  Л.Н.Толстой. «Война и мир» (отрывок «Андрей Болконский и старый дуб»,  2 том, 3 часть, 1-3гл.). 

9.Н.Гумилёв "Жираф". 

10. А. Блок "Россия" ("Опять как в годы золотые...") или "О доблести, о подвигах, о славе...". 

11. С.Есенин "Письмо матери" или "Не жалею, не зову, не плачу...", "Гой ты, Русь моя, родная...", "Отговорила роща золотая..." (1 стихотворение по выбору обучающихся). 

12. В. Маяковский "Послушайте...", "А вы могли бы?" (1 стихотворение по выбору обучающихся). 

13. А. Ахматова "Двадцать первое. Ночь. Понедельник", "Я научилась просто, мудро жить...", "Сжала руки под тёмной вуалью...",  "Мужество" (1 стихотворение по выбору обучающихся). 

14. М. Цветаева. "Бабушке", "В огромном городе моём ночь...",  "Моим стихам, написанным так рано..." или одно стихотворение по выбору студентов. 

15. Ю. Друнина. «Зинка», «Два вечера», «Я ушла из детства в грязную теплушку…», «В школе», «Я принесла домой с фронтов России…», «Нет, это не заслуга, а удача…», « Я только раз видала рукопашный…» (1 стихотворение по выбору обучающихся).

16. К. Симонов. "Жди меня, и я вернусь...",  "Июнь. Интендантство...", "Напоминает море - море..." (1 стихотворение по выбору обучающихся)..

17. А. Сурков. " Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...", "Бьется в тесной печурке огонь..." (1 стихотворение по выбору обучающихся).

18) М. Исаковский. "Враги сожгли родную хату...", "Русской женщине..." (1 стихотворение по выбору обучающихся). 

19) Н. Рубцов. "Журавли", Н. Рубцов. "Старая дорога", "Русский огонёк",  "Прекрасно небо голубое...", "Тихая моя родина...", "Дорожная элегия", "Улетели листья с тополей", "В горнице моей светло..." (1 стихотворение по выбору обучающихся). 

20) А. Вознесенский, Р. Рождественский. Б. Окуджава (1 стихотворение по выбору обучающихся) 

21) Любимое стихотворение современного автора (С. Сырнева, Н. Рачков, Н. Зиновьев (Краснодар),  иеромонах Р. Матюшин, П. Суханов). 

 III. Знание наизусть цитат.

Цитаты «Нравственные ценности русской литературы»  для заучивания наизусть: 

Древнерусская литература.

1. Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина.

                                                                  (Былина «Илья Муромец»

2. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

                                                                                         (В. Мономах) 

XVIII-XIX век.

Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек.

                                                                                    (Д.И. Фонвизин)

А.С. Пушкин. 

1. Береги честь смолоду. ("Капитанская дочка")

Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

                                                           («К Чаадаеву»)

«Евгений Онегин»

1. Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна…

2. Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

3. Учитесь властвовать собою…

4. Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Всё тихо, просто было в ней.

Кокетства в ней ни капли нет.

Его не любит высший свет. 

5. Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей. 

  М.Ю. Лермонтов.

1. К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы…                                                 

                                           («Дума», 1838г.)

2. Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни
мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

                                             («Дума», 1838г.

3. Да, были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя

Богатыри — не вы.

                             («Бородино» 1837г.)

Н.В. Гоголь.

1. Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот — лень.

2. Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия  возродится.

3. Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным.

4. Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.

И.С. Тургенев

1. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! («Русский язык»).

2. Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной"... 

 Н.А. Некрасов. 

1. Сейте разумное, доброе, вечное. («Сеятелям»).

2. Пускай наносит вред врагу не каждый воин, но каждый в бой иди! А бой решит судьба... («Элегия»). 

 Ф.М. Достоевский.

1. Высшая идея на земле лишь одна, и именно идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные "высшие" идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной её вытекают.

2. Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтоб только питаться, это знает и работник. Стало быть, надо для жизни нравственное занятие.

Красота спасёт мир.

3. Перестать читать книги — значит перестать мыслить.

4. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

5. Лишь усвоив в возможном совершенстве… родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить язык иностранный, но не прежде.

6. Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и своё Отечество.

 Л.Н. Толстой. 

Изображение войны 1805-1807гг.

1. «Мне стыдно было бы показать победу русского оружия, не показав горечи и срама его поражения». Л.Н. Толстой.

2. «Мы ходили в Австрию драться, сами не зная зачем». Князь Андрей Болконский.

3. «Нет выше подвига, чем положить живот свой за други своя» Евангелие (о подвиге отряда Багратиона). 

 Поиски смысла жизни Андрея Болконского.

1. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие – вот заколдованный круг, из которого я не могу вырваться… Я иду на войну, потому что та жизнь, которую я веду не по мне…». (А. Болконский).

2. «Весь мир разделён для меня на две половины: одна — она и там… счастье, надежда, свет;  другая…— где  её нет, там все уныние и темнота» (А.Болконский о Наташе Ростовой).

3. «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба» (А. Болконский). 

 Духовные искания Пьера Безухова.

1. «Солдатом быть, просто солдатом… Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими… Но как сбросить с себя дьявольское бремя лишнего человека?» (Пьер Безухов).

2. «Я вот что знаю, и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни». (Пьер Безухов).

3. «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их.

4. Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем» (и он указал на небо). (Пьер Безухов).

5. Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся! (Пьер Безухов).

 Любимая героиня Л.Н. Толстого Наташа Ростова.

1. «Сущность её жизни — любовь» Л.Н. Толстой (Единственная её   потребность любить каждую минуту и быть и любимой).

2. «Цель супружества — семья» (Л.Н. Толстой). 

Тема истинного и ложного патриотизма в романе.

1. Не до ордена. / Была бы Родина / С ежедневными Бородино. (М. Кульчицкий).

2. «Живи, не требуя наград за подвиг благородный, они — в тебе самом» А.С. Пушкин.

3. «Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей… Спасена Россия. Благодарю тебя, Господи!» (М.И. Кутузов, узнав о выходе французских войск из Москвы) 

Война 1812г. в изображении Л.Н. Толстого.

1. «Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой» М.Ю. Лермонтов (Пьер в рукопашном бою…)

2. «Решилась Россия! Сам запалю!.. Не доставайся дьяволам!» (Купец Ферапонтов из Смоленска, «скрытая теплота патриотизма» русских людей).

3. Всем народом навалиться хотят — одно слово — Москва!» (Мужик-ополченец о Бородино).

4. «200 орудий направлено на русских, огонь рядами вырывает их, а они стоят!» (Французский адъютант Наполеону о русских). 

А.П. Чехов 

1. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и    мысли.

2. Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?

3. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

4. Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья. 

Критерии оценивания устного высказывания

1) Глубина и самостоятельность понимания произведения — 2 балла;

2) Композиционная стройность, грамотный язык, знание фактического материала из истории и теории литературы — 5 баллов.

3) Стилевое единство изложения — 3 балла.

4) Добавочно оценивается владение приемами риторики.

Итого:

10 баллов и выше — оценка “5”,

8-9 баллов — оценка “4”,

5-7 баллов — оценка “3”,

4 и менее баллов — оценка “2”.