Главная \ Студентам \ Самостоятельные работы по дисциплине "Русский язык"

Студентам

« Назад

Самостоятельные работы по дисциплине "Русский язык"  22.09.2019 00:00

                     Общие требования к выполнению самостоятельных работ

  • работа выполняется в тетрадях для самостоятельных работ по русскому языку;

  • в начале каждой работы записывается число (прописью), номер самостоятельной работы, вариант, тема работы;

  • работа выполняется фиолетовыми (синими) чернилами (пастой) четко и разборчиво;

  • задания нумеруются, но не переписываются.

  

Самостоятельная работа № 1.

«Фонетика, орфоэпия, орфография». 

Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах:

Аристократия, евангелие, евровидение, епитимья, еретик, жаворонок, жалюзи, жизнеобеспечение,  баловать, аргумент, буржуазия, верба, портфель.

Задание 2.  Затранскрибируйте текст:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль.
И долговечней – царственное слово.

Образец: [ржав'эит золата и истл'иваит стал'...]. Продолжите транскрипцию текста.

Задание 3.  Укажите правильное произношение выделенных букв.

Образец выполнения: ателье [э], денди [э],музей[е].

Академия, бассейн брюнет, дебют,  галифе, гротеск.

Задание 4. Разделите приведенные слова на две группы: 1) Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук. 2) Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

Петли, полёт, скамья, язык, ругаться,  любить, слушают, молодая. 

 Задание 5. Прочитайте незаконченные тексты. Спишите тексты. Придумайте концовки текстов, ответив на вопросы.

а) Эту историю рассказал известный русский ученый-лингвист Р.А.  Будагов:

«Как-то я слушал по радио передачу для детей «В мире животных». Научный сотрудник Московского зоопарка интересно и увлекательно рассказывал о том, как у медведицы в неволе родились медвежата и какие они забавные. И вдруг прозвучало: «Новорожденные чувствуют себя хорошо». Я выключил радио. И все из-за того, что...»

Почему же выключил радио известный ученый?

 б) А  вот какой случай  привел ученый Р.А.  Будагов  из  собственной практики:

«Читая лекцию о культуре языка в подготовленной аудитории, я неожиданно для самого себя поставил неправильное ударение в слове принявший и сейчас же заметил насмешливые огоньки в глазах моих слушателей – «ишь, поучает, а сам...». Я почувствовал, что потеряю внимание и доверие аудитории, если не исправлю ошибку. Пришлось извиняться и повторить предложение с правильным ударением: принявший».

С каким ударением произнес слово «принявший» известный ученый во второй раз, то есть правильно? Запишите полный ответ на вопрос, поставьте верное ударение в слове.

Задание 6.  Прочитайте стихотворный фельетон В.Масса и Н.Червинского. Выпишите выделенные слова, исправьте их, если требуется, поставьте правильные ударения. Письменно и развёрнуто ответьте на вопрос: «Какое впечатление и почему произвел на вас человек, изображенный в фельетоне?»

 Между прочим.

Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, биллютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».

 

Самостоятельная работа № 2. «Лексика и фразеология».

Задание 1.  Найдите предложения, в котором неверно указано лексическое значение слова, укажите правильное значение. Спишите все предложения.

1) Аннулировать - составить краткое изложение содержания книги.

2) Елей - масло, употребляемое в церковном обиходе.

3) Послушник - ребенок, беспрекословно подчиняющийся взрослым.

4) Легитимный - непризнанный, не допускаемый законом.

5) Закоснелый - консервативный.

Задание 2.  Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов. Спишите все предложения, исправив ошибки.                                  

1. Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

2. Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

3. Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.

4. Обратившись к гостю программы, ведущий сказал: «Я бы хотел задать вам личностный вопрос».

5. Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.

6. Множество фактов — климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

7. Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.

8. “Твое горе – не горе…, дело жизненное”, - сказал старик.

9. В политике двойственные стандарты неприменимы...

10. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.

Задание 3. Подберите  к данным словам синонимы (3-4 синонима к каждому слову).

Глупец,  отвратительный,  незначительный,  осуществить,  просить. кричать.                                                                             

Задание 4. Подберите к словосочетаниям из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика. Запишите словосочетания полностью с выбранными антонимами.

 1) Бедная растительность -                                    а) маленькая;

                                                                                    б) скромная;

                                                                                    в) пышная;

2) Богатый опыт -                                                      а) ничтожный;

                                                                                     б) убогий;

                                                                                     в) скудный;

 

3) Волшебный голос -                                               а) божественный;

                                                                                    б) раздражающий;

                                                                                    в) безропотный;   

                                                                    

4) Полный ответ -                                                      а) пустой;

                                                                                    б) частичный;

                                                                                    в) жирный.

 Задание 5. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.

     а) коренной житель – коренной вопрос;

     б) человек худой – характер худой;

     в) больной заснул – больной ребёнок;

     г) спутник Марса – спутник в дороге;

     д) пачка папирос – пачка балерины;     

Задание 6. Объясните значение фразеологизмов со словом «язык» по словарю:

Боек на язык.

Находить общий язык.

Просится на язык.

Не сходит с языка.

Дать волю языку.

Говорить на разных языках.

 

Самостоятельная работа № 3.

«Морфемика. Словообразование. Орфография».  

Задание 1. Спишите слова. Назовите способ образования слов. Обозначьте  морфемы, участвующие в образовании слов.

Весенний, бесперебойно,   литературоведческий, предприниматель,  синь, лесок, МХАТ.

Задание 2. Подберите к указанным словам однокоренные, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне, в скобках укажите чередующиеся буквы.

Например: дорога-дорожка (г//ж)

Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать.  

Задание 3. Запишите слова, выделите в них только основу и окончание.

Басенки, засветло, красота, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, сочнее.

Задание 4. Выполните тестовые задания, записывая вариант и полный ответ на вопрос.

1. В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

а) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с   помощью чего),

б) изучается звуковая сторона слова,

в) изучаются правила правописания слов,

г) изучается история слова,

д) изучается лексическое значение и употребление слов.

2. Что такое основа?

а) главная значимая часть слова,

б) значимая часть слова перед корнем,

в) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

г) значимая часть слова без корня,

д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

3. Укажите слово, образованное по модели  «∩^^□»:

а) молчание,

б) сдержанный,

в) опасно,

г) городской,

д) давненько.

4. Определите способ образования существительного учительская:

а) суффиксальный;

б) переход из одной части речи в другую;

в) сложение основ

г) приставочно-суффиксальный,

д) безаффиксный.

5. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

а) суффикс,

б) два суффикса,

в) приставка и суффикс,

г) приставка,

д) соединительной гласной Е.

6. Какое слово образовано путём  сложения основ:

а) настенный,

б) подоконник,

в) пешеходный,

г) ВУЗ,

д) кресло-кровать.

 

Самостоятельная работа № 4. «Морфология и орфография».

Выполнение тренировочных упражнений.

Задание  1.  Используя приведенные ниже слова, составьте словосочетания «существительное + прилагательное».
Авеню,  вуаль, домишко, жюри, какаду,   меню,  пенальти,  Миссисипи, пальто, МГУ.


Задание 2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих имен существительных:
Инженер, свитер, торт,    крем, маляр, полис, профессор, орден.

Задание  3. Исправьте ошибки в следующих предложениях (на употребление прилагательных и числительных):
1.    У мальчика появились и более худшие привычки.
2.    Город находится в полутораста километров от областного центра.

3.    Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.
4.    Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

 Задание  4. Трудные случаи употребления местоимений и глаголов.
Исправьте ошибки в следующих предложениях (на употребление местоимений  и глаголов):
1. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года.

2. Больной попросил сестру налить себе воды.

3. Не махай так сильно руками.

4. По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой
соды.
5. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

 Задание 5. Вставьте пропущенные буквы:
Ж…лтый шарик, сильный ож…г, ровный ш…в, зеленый горош…к, луков…ца,   нестрижен…ые волосы, свежеморожен…ые овощи, пр…умножить достижения (в значении «еще добавить, увеличить»),  пр…красный поэт, знаки пр…пинания, пр…даться радости, пр…градить путь.

Задание 6. Запишите следующие существительные в форме род.п. мн. ч.

Капля, теленок, сук,  носок, чулок, томат, платье,  курица, сын, болотце.

 

 

Самостоятельная работа № 5. Синтаксис и пунктуация.

Работа с текстом. 

Задание: 

1) Спишите предложение № 5. Сделайте его синтаксический разбор.

2) Спишите предложения №  7, № 8. Составьте  схемы предложений.

 

 Текст

 

 

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)" Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой, хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад". 

 

 Самостоятельная работа № 6. «Стилистика».

 Комплексный анализ текста (по выбору обучающихся из предложенных).

Задания

1) Спишите выбранный Вами текст.

2) Выполните задания к нему. Все ответы записываются цифрами и полностью словами.

Текст № 1

(1) Что такое красота? (2) Одинаково ли мы воспринимаем красивое? (3) Можно ли оценить красоту? (4) Меняются ли со временем представления о красоте? (5) Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. (6) Идеалы и мода у каждой эпохи свои. (7) Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (8) Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… (9) Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» (10) Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.

(По Л. Мигдалу)

1. Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к данному тексту?

1) Красота не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

(О. Мандельштам)

2) …чтобы не нарушить, не расстроить,

Чтобы не разрушить, а построить…

(Ф. Тютчев)

3) Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть не скудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

(Ф. Тютчев)

 4) Из тяжести недоброй

И я когда-нибудь

Прекрасное создам…

(О. Мандельштам)

2. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.  

Текст 2. 

(1) Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений! (2) И у каждого из них есть своё лицо, своя история. (3) Редко найдёшь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. (4) Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесёт до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этой местности. (5) И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. (6) Что мы там ищем? (7) Свою родословную? (8) Истоки народного характера? (9) Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.

(По И. Васильеву)

1. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.