Главная \ Студентам \ Самостоятельные работы по дисциплине "Литература"

Студентам

« Назад

Самостоятельные работы по дисциплине "Литература"  26.09.2019 00:00

Самостоятельная работа №1.

Тема: Анализ лирического произведения (на примере стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова).

Рекомендации по выполнению задания:

  1. Выберите стихотворение, прочитайте.
  2. Проведите словарную работу.
  3. Произведите подробный анализ стихотворного текста по предложенной схеме.

Примерный план анализа лирического произведения

  1. Кем и когда написано стихотворение?
  2. Какие жизненные события легли в его основу? Центральная тема стихотворения.
  3. Жанр стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
  4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой.
  6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
  7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
  8. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики, синтаксиса). 
  9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения.

     10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. 

      11.  Почему вы выбрали это стихотворение для анализа?            

Критерии оценивания:

«5» - всесторонний анализ лирического произведения;

«4» - неполный анализ стихотворения;

«3» - не указаны средства поэтического языка;

«2» - работа не выполнена.

 

Самостоятельная работа № 2.

Тема:  "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? Трактовка образа главной героини пьесы А. Н. Островского «Гроза» Катерины в русской литературной критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев).

Рекомендации по выполнению задания:

1. Прочитать литературно-критические статьи:

2. Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы» (1864 г.)

3. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860 г.)

4. Законспектировать  выдержки из статьи «Луч света в темном царстве» на тему: «Образ Катерины в оценке Н.А. Добролюбова».

5. Выбрать из статьи «Мотивы русской драмы» Д.И. Писарева фрагменты полемики с Н.А. Добролюбовым. Определить, в чем особенности критического разбора образа Катерины, сделанного Д. И. Писаревым; законспектировать выдержки из статьи.

6. Обобщить изученный материал. Ответить на вопрос: чья позиция вам ближе? Аргументировать свою точку зрения.

Критерии оценивания:

«5» - полемика критиков по поводу образа Катерины представлена полно;

«4» - фрагменты полемики представлены неполно;

«3» - изученный материал не обобщён, точка зрения не аргументирована;

«2» - работа не выполнена.

 

Самостоятельная работа № 3.

Тема: Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).

 Рекомендации по выполнению задания:

 Ознакомьтесь со списком литературы.

  1. Прочитайте роман.
  2. Выберите необходимый материал для раскрытия образов героев по предложенной примерной схеме: образ жизни, отношение к семье и родителям, отношение к образованию, поведение в обществе и на службе, восприятие любви.
  3. Напишите сочинение-рассуждение.

 Сравнительная характеристика. Рекомендации.

Сравнительная характеристика - это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.

Многие герои в русской литературе даны "парами": Онегин - Ленский, Онегин - Татьяна, Онегин - автор, Печорин - Грушницкий, Базаров - Аркадий Кирсанов, Базаров - Павел Петрович Кирсанов, Пьер - Андрей, Кутузов - Наполеон и т. д.

Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев.

Во вступлении к такому сочинению важно определить проблему, над которой вы будете работать, ведь важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей - только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т. д. "Беспроблемным" такое сочинение быть не может.

Помните: сравнительную характеристику ни в коем случае нельзя превращать в пересказ - рассказывать сначала об одном, потом о другом герое. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях. Поэтому хорошо продумайте план-схему вашего сочинения (первое появление героя, портрет, окружающая жизненная обстановка, отношение с близкими ему людьми, с социумом, поведение в сходных ситуациях, авторское отношение к герою и т. д.)

Разделив сравнение на серию более мелких сравнений, двигайтесь вслед за текстом, анализируя эпизоды и сравнивая наших героев (при этом не выпуская из виду поставленную проблему!).

Анализ текста, штрихов к портрету, "говорящих" деталей, речи - это и будут ваши аргументы. Обратите особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение.

Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, попытайтесь обнаружить  их сходство и, наоборот, во внешне сходных героях - глубокое различие. Так, размышляя над образом энергичного, деятельного Штольца и наблюдая его в конце романа, когда он счастлив в своем обособленном, ограниченном, уютном мирке - в доме на берегу моря, "увитом виноградом", можно увидеть сходство  окружающей его обстановки с Обломовкой, где жизнь течет правильно и равномерно и куда не долетают тревоги окружающего мира.

Выстраивая композицию сравнительной характеристики, помните, что в начале сочинения всегда лучше остановиться на сходстве героев, потому что главным все-таки является их различие. Но возможна и "обратная" композиция: от внешних различий - к глубинному внутреннему сходству.

Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения.

Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Иногда герой дан автором статично. Например, изменяются внутренне, находясь в постоянном поиске истины, положительные герои Толстого, и абсолютно статичны его отрицательные персонажи (почему?).

Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.

Рекомендуемая литература:

 Гончаров И.А.Обломов: роман в четырёх частях (любое издание).

  1. Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А.Гончарова /А.В.Дружинин //Литературная критика. – М.: Сов. Россия, 1983. – С. 290-313.
  2. Лощиц Ю. Гончаров / Ю. Лощиц. - М., 1977.
  3. Недзвецкий В.А. Романы И.А.Гончарова: в помощь преподавателям и абитуриентам / В.А. Недзвецкий. – М.: МГУ, Просвещение, 1996.
  4. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста / Н.И. Пруцков. - М.; Л., 1962.

  Критерии оценивания:

«5» - подробный анализ образов героев с применением цитат;

«4» -  анализ образов без применения авторского текста;

«3» - анализ образов с нарушением последовательности;

«2» - задание не выполнено.

 

Самостоятельная работа № 4.     

Тема: Сообщение по роману Ф.М. Достоевского "Преступление  и наказание". 

(или сообщение по  роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

 Рекомендации по выполнению задания:

 Выберите   одну из  предложенных тем сообщений для самостоятельной работы: 

 Мир униженных и оскорблённых в романе «Униженные и оскорблённые».

  1. Судьбы детей в мире насилия и обмана по роману Ф.М. Достоевского.
  2. «Униженные и оскорбленные» в романе «Преступление и наказание».

 Выполняя работу, используйте предложенные задания и вопросы:

  1. Какие герои романа помогают Достоевскому глубоко раскрыть тему "униженных и оскорблённых"?
  2. В судьбах каких героев с наибольшей силой раскрыты страдания добрых, слабых, безответных людей?
  3. Как описывает Достоевский жизнь этих героев?
  4. Какие примеры из текста можно привести в подтверждение оскорбления нравственного чувства героев?
  5.  Каким образом герои пытаются защитить свое человеческое достоинство?
  6. С помощью каких художественных средств и приемов Достоевский раскрывает образы "униженных и оскорблённых»?
  7. Как раскрывает писатель социально-этическую тему в романе - безвинные страдания и их искупление?
  8. Согласны ли Вы с мыслью Достоевского, что «мир устроен так, что нищета в нем не только несчастье, но и вина, и безнравственность»?
  9. Выполняя работу, используйте предложенные задания и вопросы:

 Рекомендуемая литература:

  1. Добролюбов Н. А. Забитые люди // Добролюбов Н. А. Собр. соч.: в 3 т. - М., 1987.
  2. Достоевский Ф.М. Униженные и оскорблённые: роман / Ф.М. Достоевский (любое издание)
  3. Ф.М. Достоевский и мировая литература: беседа в редакции //Иностранная литература – 1981. -  N 1. - С. 179-214.
  4. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского /В.Я. Кирпотин. -  М., 1980. - С. 12-22.
  5.  Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова/В.Я. Кирпотин. -  М., 1978. - С. 15-31.
  6. Померанц Г. Открытость бездны. Встречи с Достоевским / Г. Померанц. - М., 1990.
  7. Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969. - С. 281-306.
  8. Селезнев Ю.В. В мире Достоевского/ Ю.В.Селезнев. - М., 1980.
  9. Фридлендер Г.Н. Реализм Достоевского /Г.Н. Фридлендер. - М.-Л., 1964.
  10. Этов В.И. Достоевский. Очерк творчества/В.И.Этов. -  М.,1968. - С.187-205.

 Критерии оценивания:

    «5» - подробный анализ образов героев с применением цитат, примеров из текста;

    «4» -  анализ образов без применения авторского текста;

    «3» - не проанализированы художественные средства и приемы, с помощью

         которых   Достоевский  раскрывает образы "униженных и оскорблённых»;

    «2» - задание не выполнено.

 

Самостоятельная работа № 5

Тема:  Л.Н. Толстой. "Севастопольские рассказы". Анализ одного из рассказов (план анализа рассказа можно взять в интернете).

Рекомендации по выполнению задания:

Выполняя работу, Вы можете использовать предложенные задания и вопросы:

 Оборона Севастополя стала героической страницей в истории русского народа. И этому подвигу прославленного города посвящен литературный памятник Л.Н.Толстого.

«Севастопольские рассказы» - свидетельство очевидца и участника тех событий.

Вам предстоит прочитать три рассказа, каждый из которых - абсолютно самостоятельное произведение со своими жанровыми признаками.

Первый рассказ - лирический монолог, в котором создается образ города-героя.

Второй - обличает тенденции, построен на антитезе солдатских масс и офицерской среды.

Третий - широкое эпическое полотно, в котором даны судьбы города-героя.

В целом, это своеобразная трилогия, в которой можно говорить о постановке проблем истории и судьбы России.

Ключевой мотив севастопольских рассказов — противоестественность и безумие войны. Основная тема всех рассказов - героизм и патриотизм русского народа, но в каждом рассказе эта тема решается по-своему.

Как? Каким образом? Вам предстоит ответить на этот вопрос, проанализировав один из рассказов.

 Рассказ «Севастополь в декабре месяце».

 «Севастопольские рассказы» - свидетельство очевидца и участника тех событий.Каким образом это отражается в композиции рассказа?

  1. Где Вы побывали вместе с автором?
  2. Какие подлинные факты и события легли в основу рассказа?
  3. Что увидел Толстой, а вместе с ним и Вы, читатели?
  4. Герои рассказа. Кто они?
  5. Почему Толстой пишет: «Да! Вам непременно предстоит разочарование, ежели вы в первый раз въезжаете в Севастополь? О каком разочаровании идет речь?
  6. Какие «ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища» показывает Вам автор? Зачем?
  7. Каковы особенности изображения Толстым человека на войне?
  8. В чём заключается реализм Толстого в изображении войны?
  9. Кто является истинным героем “Севастопольских рассказов” Л.Н.Толстого?
  10. Что такое война в понимании писателя?

Рассказ «Севастополь в мае». 

  1. Как мы видим лицо войны?
  2. Какую мысль стремится передать художник?
  3. Какой прием использует автор в повествовании 14 главы? Зачем?
  4. Какая глава целиком построена на антитезе?
  5. Герои рассказа. Кто они?
  6. У Толстого в военной прозе был главный вопрос: «Что заставляет человека убивать себе подобных? В рассказе «Севастополь в мае» его можно сформулировать так: «Что заставляет человека участвовать в безумии войны?» Что движет солдатами и офицерами, что такое для них война?
  7. Б.Эйхенбаум писал: «Все герои «Севастополя в мае» проходят «пытку анализом». «Диалектика души» впервые обнаруживается не самоанализе рассказчика, а в изображении внутреннего мира действующих лиц. Автор уже не наблюдатель, а проповедник, судья, который судит войну и людей, её ведущих. В каких строках это звучит наиболее отчетливо?
  8. Что есть война в понимании Л.Н.Толстого?

Рассказ «Севастополь в августе» 

  1. Как мы видим лицо войны?
  2. Что является первостепенным для изображения в третьем рассказе?
  3. Кого делает Толстой главными героями своего повествования?
  4. герои рассказа. Кто они?
  5. Какая же «побудительная причина», по мысли писателя, позволяет людям, живущим «среди беспредельного труда, бдения и грязи, принять эти условия»?
  6. Что есть война в понимании Л.Н.Толстого?

  Итог: Согласны ли Вы с тем, что в понимании Л.Н. Толстого:

  • война противоречит всей природе, человеку;
  • народ и война – главная тема очерков - связывается с темой русского национального характера;
  • война «в настоящем её выражении»  - это «кровь, страдания, смерть» - именно так определил её сущность Л.Толстой.

Можно ли утверждать, что «Севастопольские рассказы» явились подготовительными этюдами к роману «Война и мир»? Аргументируйте свой ответ.

Критерии оценивания:

«5» - полнота и правильность ответов;

«4» -  ответы на вопросы даны без применения авторского текста;

«3» - не аргументировано утверждение о том, что «Севастопольские

рассказы» явились подготовительными этюдами к роману «Война и мир»;

«2» - задание не выполнено.

  

Самостоятельная работа № 6.

Тема: Поэзия Серебряного века. Письмо запомнившемуся поэту.

Выполняя работу, используйте речевые формулы письма.

 

Основные части

письма

Содержание

Речевые формулы

Зачин

 1. Место и дата написания.

 2. Приветствие.

 3. Обращение

 Здравствуйте!

 Добрый день!

 Шлю тебе привет!

 Приветствую тебя!

 Дорогой (милый, любимый,

  родной мой)!

 Имя и все его формы.

 Друг, мамочка и т.д.

 Информационная часть

Основная информация,       которую

   нужно изложить

 Хочется сообщить…

 Я хотел бы рассказать…

 Вот некоторые новости…

 Нет ничего нового…

 Ты спрашиваешь, что у нас

 нового…

 Концовка

 1. Итоговые фразы:

 просьба писать;
 предположение, что

 переписка

 будет регулярной;

 благодарность;

 приветы и прощание;

 уверение в уважении,

 дружбе и любви.

 2. Подпись.

 3. P.S.

 С (глубоким, искренним)

 уважением…

Уважающий Вас…

Ваш (- а;- и)…

 Всегда Ваш (-а;- и)…

 Любящий тебя…

 До свидания!

 До скорого свидания!

 Всего хорошего!

  Критерии оценивания:

«5» - полнота раскрытия материала, использование различных источников;

«4» - соответствие содержанию темы;

«3» - тема раскрыта частично, нарушена последовательность и логика изложения;

«2» - тема не раскрыта.

  

Самостоятельная работа № 7.

Тема: Литература периода Великой Отечественной войны (одно произведение по выбору студента). Читательский дневник.

 При выполнении работы  используйте следующую форму ведения дневника: 

  • ФИО автора произведения

  • Название произведения

  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)

  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?

  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?

  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.

  • Отзыв о книге.

  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.

  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

  • Список критической литературы по произведению или автору.

  • Выписки понравившихся фраз, выражений, афоризмов.

  • Краткая биография писателя. 

    Рекомендации по выполнению задания:

  1. Ознакомьтесь со списком литературы.

  2. Ознакомьтесь с творчеством понравившегося автора.

  3. Прочитайте выбранное произведение.

  4. Подготовьте читательский дневник.

Рекомендуемая литература:

Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева.

Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.

Рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.

Произведения  Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева.

Критерии оценивания:

 "5" - выполнены правильно все требования к форме ведения дневника;

"4" - не соблюдены одно-два требования;

"3" - допущены ошибки по трем требованиям;

"2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.

 

Самостоятельная работа № 8.

Тема: В.М. Шукшин. Рецензия на один из  рассказов (или обзор нескольких произведений).

Рекомендации по выполнению задания:

 Выполняя самостоятельную работу, используйте предложенные задания и вопросы, опираясь на примерный план рецензии, предложенные вопросы и задания и рекомендованный список литературы.

Примерный план рецензии:

1. Решить, какой вид рецензии должен быть написан:

а) критическая или публицистическая статья;

б)эссе, т.е. лирическое размышление, в большей степени чувства самого рецензента, чем истолкование произведения;

в) развернутая аннотация;

г) обзор или обозрение (когда надо говорить о нескольких произведениях).

2. Помнить, что в любом виде рецензии обязательными составляющими являются следующие части:

а) отзыв;

б) анализ произведения, хотя бы частичный;

в) оценка прочитанного.

3. при анализе (критическом разборе) произведения обратить внимание:

а) на творческую историю произведения, отражение в нем определенной эпохи;

б) на название произведения;

в) на многообразие человеческих характеров.

4. Можно рассмотреть:

а) композицию, особенности сюжета;

б) ключевые, кульминационные или особо впечатлившие вас эпизоды;

в) художественные особенности произведения.

5. Попытайтесь определить:

а) авторскую позицию;

б) какие литературные традиции продолжает и развивает автор.

6. Оценка прочитанного и проанализированного вами произведения может быть  выражением чувств, пожеланий, обращенных к другим читателям и даже автору.

7. Следует учесть:

а) развернутая аннотация включает не только перечисленное, но и требует отдельного рассмотрения полиграфического исполнения, мастерства иллюстратора и др.

Примерные вопросы и задания:

"Чудик" (1967)

1. Рассмотрите композицию рассказа. Шукшин избегает длинных вступлений, вводов в действие, следует советам Чехова; стремится, как и Чехов, не описывать душевное состояние героя, а сделать так, чтобы оно было понятно из его действий. Шукшин - сторонник объективной  манеры письма.

Выделите в тексте два эпизода, в которых реализуется тезис, заявленный в начале рассказа о том, что с Чудиком постоянно что - то случалось (две житейские ситуации: в городском магазине и на Урале у брата). Объясните, когда и почему герой обретает привычное равновесие.

2. Докажите, что ситуации, описанные в этом рассказе, - типично шукшинские (человек чем - то или кем - то выведен из равновесия, поражен или обижен, и он хочет как - то разрешить эту боль, вернувшись к нормальной логике жизни).

3. Какие два мира сопоставляет Шукшин в этом рассказе? Назовите отличительные черты мира Чудика (впечатлительный, ранимый, чувствующий красоту мира и в то же время несуразный). Сопоставьте мир Чудика с миром Снохи, буфетчицы управления, в прошлом женщины деревенской, стремящейся стереть из своей памяти все деревенское, перевоплотиться в настоящую горожанку.

Рассказ "Миль пардон, мадам"

1. Почему в этом рассказе 9/10 текста отведено диалогу? Какую роль играют в рассказе краткий портрет героя и краткое авторское описание его судьбы?

2. Объясните парадоксальное сочетание имени и фамилии героя (Бронислав Пупков - дисгармоничность героя заявлена уже в сочетании имени и фамилии).

3. Зачем Бронька Пупков выдумывает историю о поединке с Гитлером? Как в этом проявляются особенности характера Броньки?

4. Обратитесь к исследованию творчества Шукшина и расскажите, чье мнение вы разделяете.

5. Найдите в тексте элементы комического, газетной стилистики военного времени.

6. Как Броньке Пупкову относятся его односельчане?

Рассказ "Срезал"

1. Чем отличается герой рассказа Глеб Капустин от Чудика и Броньки Пупкова? Как вы считаете: Шукшин разрабатывает разные варианты одного характера или это многообразие типов? Многообразие типов или разнообразие вариантов одного характера, корень которого чудачество, "выкобенивание" (по Аннинскому), "обиженная душа".

2. Докажите, что все - таки главное - неоднозначность прочтений шукшинских рассказов. Рассмотрев различные характеристики шукшинских героев, данные им критиками.

3. Рассмотрите открытый финал рассказа. Какова его логика?

4. Каковы средства выражения авторской позиции в данных рассказах?

5. Докажите, что рассказы Шукшина драматургичны. Как это помогает понять характер главного героя рассказа?

6. Проанализируйте слова В.Г. Распутина.

По словам В.Г. Распутина, до Шукшина "никто еще в нашей литературе не заявил с таким нетерпением права на себя, никому не удавалось заставить слушать себя по столь внутреннему делу. По делу мающейся души...

Душа - это и есть, надо полагать, сущность личности, продолжающаяся в ней жизнь бессменного, исторического человека, не сломленного временными невзгодами".

7. Разберитесь в существе между Глебом Капустиным и кандидатом Константином Ивановичем Журавлевым. О каких человеческих качествах героев свидетельствует этот спор?

8. Вдумайтесь в авторскую речь. В каких местах в ней слышатся интонации героев, в каких - собственно авторская оценка? С помощью какой художественной детали раскрывается авторское отношение к молодым Журавлевым?

 Рекомендуемая литература:

1. Аннинский Л. Тридцатые - семидесятые: литературно - критические статьи./ Л. Аннинский. - М., 1978. - С. 228 - 268.

2. Емельянов Л. Василий Шукшин: очерк творчества / Л.Емельянов. - М., 1983.

3. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина / С. М. Козлова. -  Барнаул, 1992.

4. Коробов В. Василий Шукшин / В. Коробов. - М., 1989

Критерии оценивания:

«5» - полнота и правильность ответа в соответствии с примерным планом рецензии;

«4» -  не рассмотрены литературные традиции, которые продолжает и развивает автор;

«3» - не рассмотрены ключевые, кульминационные эпизоды, художественные особенности произведения; не определена авторская позиция;

«2» - задание не выполнено. 

 

Самостоятельная работа по литературе № 9

Тема: «Литература 50-80-х годов XX века».

Новое осмысление проблемы человека на войне.  Написать отзыв на одно из произведений.

Рекомендуемые произведения:

1) В.П. Астафьев «Прокляты и убиты».

2) В. Быков «Обелиск».

3) Б. Васильев «А зори здесь тихие…».

Отзыв должен содержать:

1. Сведения о произведении в краткой форме: название книги, ее автор, время и место, где разворачиваются события, главный герой повествования.

2. Тезис-мнение о произведении, подкрепленный доказательством его справедливости.

3. Вывод, в котором дается общая оценка рассматриваемого литературного произведения.

Схема отзыва:

1. Запишите название книги, а также укажите ее автора. Затем отметьте, в какое время происходят описанные события. Здесь же можете написать, что вы лично знаете о данном историческом периоде по другим произведениям или из фильмов. Упомяните тех героев, которых автор поставил в центр повествования.

 2. Главная часть работы должна содержать ваше мнение о книге. Вы можете описать свое отношение к произведению, его главным героям, отметить те моменты, которые произвели на вас наибольшее впечатление. Почти все отзывы содержат характеристику одного или нескольких действующих лиц повествования. Опишите то, какие особенности характера, подвиги, поступки вас взволновали. При этом допускается не только восхищаться положительными чертами героев (храбростью, добротой), но и выражать презрение к отрицательным героям, возмущаясь их трусостью, лживостью, подлостью. Ведь наиболее интересно смотрятся те отзывы, в которых есть сопоставление, сравнение (добра и зла, верности и предательства и т.п.).

 3. В конце дается ваша личная оценка прочитанной книге. Тут можете написать, чему научило вас произведение, о чем вы размышляли после его прочтения. Можете также что-то посоветовать, пожелать будущим читателям и упомянуть о том, что с удовольствием перечитали бы произведение еще раз.

Завершить отзыв хорошо какой-нибудь особо понравившейся вам цитатой из книги.

 Критерии оценивания:

«5» - полнота раскрытия материала, использование различных источников;

«4» - соответствие содержанию темы;

«3» - тема раскрыта частично, нарушена последовательность и логика изложения;

«2» - тема не раскрыта.

  

Самостоятельная работа по литературе № 10

Тема: «Литература конца 1980-2000-х годов».

Анализ одного из произведений по плану.

Произведения:

В. Маканин. «Где сходилось небо с холмами», «Лаз». 

А. Рыбаков «Дети Арбата».

В. Дудинцев «Белые одежды».

О. Михайлова «Русский сон».

Л. Улицкая «Русское варенье».

А. Солженицын. Рассказы.

В. Распутин. Рассказы.

С. Довлатов. Рассказы.

А. Варламов. Рассказы.

Схема анализа литературно-художественного произведения:

1. История создания.

2. Тематика. Проблематика.

3. Идейное направление произведения и его эмоциональный пафос.

4. Жанровая особенность.

5. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

6. Центральные персонажи.

7. Сюжет и особенности построения конфликта.

8. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

9. Речевое построение произведения (авторское описание, исповедь, отступления, размышления).

10. Композиция сюжета и основных образов, а также общая архитектоника (строение художественного произведения, взаимосвязь составных частей и элементов произведения, например, несколько сюжетных линий, внесюжетных элементов).

11. Место произведения в творчестве писателя.

12. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

 Критерии оценивания:

"5" -   исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами

"4" -   хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов.

"3" -   в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в оформлении высказываний

"2" -   незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов.