« НазадАвторские трансформации «вечных» смыслов в поэзии В. Соколова. 13.06.2015 12:56Один из лучших поэтов ХХ века, одинокий художник, не принадлежавший ни к каким поэтическим направлениям, В. Соколов много размышлял о творчестве. В предисловии к одной из своих книг он написал: "Цель поэзии – поэзия". Три стихотворения поэта, которые объединяет одна общая тема – творчество, показались мне наиболее интересными. Они воспринимаются как откровение умудренного жизненным опытом человека-творца. Вот первое стихотворение: Я стихи когда-то написал. В них кудлатый сумрак нависал. И платаны, глухо шелестя, Возвышались, маясь и грустя.
Несколько созвездий, тень луны Сквозь полёт белесой пелены. Девушка мелькнула на углу И мгновенно канула во мглу.
Не мелькнула, а блеснула ты – Миг восторга или немоты, Словно гениальная строка – На мгновение и на века,
Посетив, исчезнувшая вдруг, Мучайся теперь, ищи вокруг. Я стихи когда-то написал (А точнее – их не дописал).
До сих пор в них дождик моросит И душа тихонько голосит. В этом гениальном, на мой взгляд, стихотворении стихотворчество предстаёт как Дар Божий, а настоящая любовь – как озарение, ниспосланное свыше. Этим озарением соизмеряется вся предыдущая и последующая жизнь человека. Для непробудившейся, а, точнее, непробуждённой души, родившиеся стихи – не поэзия, а ремесленничество, где только сумрак (мрак, маята без света), в котором нет Божьей искры. И в душе, и в стихах – «кудлатый сумрак», ведь без духовного нет поэзии. Платаны в этих строчках (в Библии величественные, высокие платаны — деревья Бога. «Я... как платан, возвысилась», — говорит Премудрость Божия в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир. 24, 16), так же, как и созвездия, и луна – ещё невидимые человеком, укрытые «белесой пеленой» символы Божьего мира, напоминание о горнем, вышнем. Душа до озарения окутана пеленой (ср. с глаз пелена спала). Мимолётность, о которой говорит автор, – синоним суеты, уводящей человека от истины: Девушка мелькнула на углу И мгновенно канула во мглу. И вдруг встреча с настоящим, «миг восторга или немоты» – через любовь, через истинное творчество, помогающее ощутить сопричастность с Творцом, на мгновение приоткрывшим гармонию мира. Не мелькнула, а блеснула ты – Миг восторга или немоты, Словно гениальная строка – На мгновение и на века… Но озарение – только «миг восторга», теперь предстоит работа души, чтобы подняться на эту высоту озарения: Посетив, исчезнувшая вдруг, Мучайся теперь, ищи вокруг. Возвращение в морок, мглу, тьму, «кудлатый сумрак» уже невозможно потому, что раньше спящая, окутанная белесой пеленой душа теперь пробудилась и «тихонько голосит». Потому и должен быть пересмотр написанным раньше стихам, ибо они сейчас, после озарения, осмысляются уже как недописанные: Я стихи когда-то написал (А точнее – их не дописал). Нет полноты там, где нет одухотворённости, немыслимой без Божьего. Настоящий поэт совершенствует, в первую очередь, свою душу, если душа не озарена высшим светом, то и стихи зайдут в тупик. А вот второе стихотворение поэта: Художник выставлял Тела, плоды, ручьи, Которые писал близнец, Не знаю где. Он выдавал Его картины за свои, А сам его держал На хлебе и воде.
Легенда хороша… Она седым-седа. Плоды, ручьи, тела… Богиня хороша. Но ради двух-трёх слов Восторга и суда Как мается душа, Как мается душа. Прочтём внимательно первые две строчки и подумаем, что обычно выставляют на выставку художники? Они выставляют обычно картины, полотна, рисунки, пейзажи, натюрморты. А здесь будто бы не о выставке идёт речь, а о базаре, рынке, даже о каком-то торжище: выставляются тела, плоды, ручьи. Давайте прочтём следующие строки и поразмышляем, о чём идёт речь в первой строфе стихотворения. На первый взгляд может показаться, что речь идёт о двух различных художниках-близнецах. Так ли это? Думается, нет. Да, вначале кажется, что художник эксплуатировал чужой талант. На самом деле, по-видимому, произошло раздвоение личности: он продавал свой талант на потребу, а дух запер в темницу, почти ничем не питая, «держал его на хлебе и воде». В строке «Тела, плоды, ручьи…» слово плоды находится в одном ряду со словами тела и ручьи, выступает в качестве равнозначного перечисления, а ведь плоды – это результат творчества. Ручьи – символ сиюминутного, временного, текучести времени. Мы знаем, что настоящий художник - творец от Бога. Но очень часто бывает, что творцы, в ложной погоне за престижными, но мнимыми ценностями жизни служат богине культа материального мира. Суть плодов такого служения: «тела», (т.е. плоть), сиюминутные наслаждения, слава, деньги, карьера. А вечное ускользает, как ручей. Недаром, поэт пишет, что «Он выдавал /Его картины за свои…», то есть за подлинное искусство выдаётся эрзац. Душа же, которая от природы христианка, мается оттого, что ей так и не суждено реализовать себя для вечности (помните, как у Достоевского: на страшный суд с Дон Кихотом?). Восторг как минута прорыва к Божьему подавлен, душа трепещет, ожидая высшего сурового суда в вечности, для которой художник не подарил и «двух-трёх слов». И если за каждый талант, а это Дар от Творца (притча о талантах) придётся держать ответ перед Богом, то чем будет расплачиваться торговец талантом? Ответ - в двух последних строках стихотворения В. Соколова. Философское осмысление свободы творчества даётся А. Соколовым в стихотворении-молитве «Упаси меня от серебра», ведь свобода, по определению А. Хомякова, - это такое состояние, когда человек полностью является самим собой; не жалким изображением того, что он думает о себе (или чем, ему кажется, он должен бы быть), а в полном смысле самим собой. Самое страшное для лирического героя стихотворения прожить отпущенный тебе век чьей-то слабой тенью, подобием. Упаси меня от серебра И от золота Свыше заслуги. Я не знал и не знаю добра Драгоценнее ливня и вьюги.
Им не надо, чтоб я был иной, Чтоб иначе глядел год от года. Дай своей промерцать сединой Посреди золотого народа.
Это страшно всю жизнь ускользать, Уходить, убегать от ответа. Быть единственным – а написать Совершенно другого поэта. Лирический герой стихотворения-молитвы – зрелый и мудрый человек, далёкий от тщеславия. Какой сердечной глубиной, теплотой неподдельного смирения и духовного благоухания веет от начальных строк стихотворения «Упаси меня от серебра / И от золота / Свыше заслуги». Именно о таком человеке, как персонаж лирического стихотворения В. Соколова, писал И.А. Ильин: «А «славу» свою он встречает с тревогою, ибо незаслуженная слава есть ложь, а заслуженная слава должна быть ещё проверена смертью прославившегося.… Ибо человеческий приговор – суетен; а Божий приговор произносится лишь по смерти» [1]. «Сам поэт признавался: «Я вообще не считаю, что хула или похвала могут что-то изменить в складе писателя, занятого своим делом» [2]. Золото и серебро – это символы материального мира, корыстолюбия. Ливень и вьюга – стихии творчества. Им не надо, чтоб я был иной…, - пишет поэт. Кому им? Ливню, вьюге - природе творчества, которая от Бога, от природной стихии. Если серебро – корыстолюбие, то седина – это заслуженная, достойная старость. Ведь поэт в России – глашатай истины, который «больше, чем поэт». Герой В. Соколова не знает «добра // Драгоценнее ливня и вьюги», потому что, скорее всего, понимает, что «на свете есть слепое и бестолковое признание, легкомысленное и безответственное восхваление, поддельный и своекорыстный восторг, продажная критика и оплаченный успех» [1, с. 377]. Лирический герой стихотворения понимает, что высшая ценность личности, смысл человеческого существования - быть самим собой, то есть не изменять самому себе, не заискивать перед сильными мира сего. И если поэт живёт среди «золотого народа», то и спрос с него особый. Чем больше мы осмысляем поэзию В. Соколова, тем полнее открывается нам в ней глубинное единство таланта художника-мыслителя и гражданина. Примечания. 1. Ильин И. Путь к очевидности. М., Издательство «Республика». 1993. - С. 377. 2. Соколов В. Белые ветки России. Стихотворения. Поэмы. М., «Русская книга», 2000.- С. 404.
|