Главная \ Проекты-2020

Проекты-2017

                                                      Зачем студентам нужны проекты? 

Каждые 5-6 лет возникают и становятся актуальными новые области профессиональной деятельности. Это требует от современных людей новых способностей.  В современном обществе образование продолжается в тече­ние всей жизни человека. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всегда придётся учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, полу­чать дополнительное образование, осваивать новые профессии. Условия современной жизни диктуют жёсткие требования к молодому специалисту, такие как мобильность - способность быстро адаптироваться к новым условиям, коммуникабельность, способность к самоорганизации, самообразованию, сотрудничеству с другими людьми. Чтобы развить у себя эти способности вам, необходи­мо освоить различные умения. В первую очередь для решения жизненных задач потребуются общеучебные умения: «умение учиться», умения решать проблемы, работать с информацией, общаться и сотрудничать. Эти умения вы сможете приобрести при самостоятельной подготовке проектов. Работая над проектами в школе, вы будете лучше подготовлены к решению как учебных, так и жизненных проблем.

Важно отметить, что приобретённая способность - самостоятельно находить и осваивать новые знания и умения - играет решающую роль для успешного продолжения вашего образования в колледже или ВУЗе. Современные студенты большую часть курсов осваивают в процессе самосто­ятельной индивидуальной подготовки.

Работа над проектами помогает сформироваться «проектному мышлению». Именно такой тип мышления психологи выделяют у лидеров совре­менной политики, бизнеса, искусства, спорта.

Что такое учебный проект?

Учебный проект - это комплекс самостоятельно выполняемых дей­ствий, направленных на получение продукта, который помогает решить важную для автора проекта проблему.

Проектный продукт - это средство решения проблемы проекта; то, что вы должны создать в результате своей работы. Проектный продукт является обязательной частью проекта. Но не только это отличает проект от других видов самостоятельной творческой работы учащихся, таких как доклад, реферат, исследовательская работа и т.п.

Особенностью проекта является

также соблюдение определённой последовательности работы:

 проблемная ситуация

 определение проблемы

 поиск способов реше­ния проблемы

 получение продукта (решение проблемы).

Прохождение этих этапов в ходе работы и является свидетельством выполнения проекта.

Таким образом, выполнение проекта — это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на получение заранее запланированного продукта.

Проект может включать элементы работы над докладом, рефератом, использование исследовательских методов. Но они используются только как способы, обеспечивающие получение результата, решение вашей проблемы.

На начальном этапе работы в проекте должны присутствовать:

• анализ исходной ситуации;

• выделение определённой проблемы и формулировка цели;

• описание ожидаемого продукта;

• план предстоящей работы.

Работа над проектом считается завершённой, если:

• исходная проблема решена;

• создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы);

• представлен письменный отчёт о работе;

• проведена публичная презентация продукта.

Чем  отличается исследовательская работа  от проектной? Исследовательские работы проводятся с ориентацией на участие в конференциях, конкурсах и т.п.

В «большой» науке главной целью исследователя является открытие новых знаний. В школе исследование является учебным. Это значит, что цель учащегося, проводящего исследовательскую работу - освоить иссле­довательские умения, развить свои способности, самостоятельно полу­чить новые для себя знания в области естественных и гуманитарных наук. В исследовании спланировать и описать конечный продукт невозможно, т. к. результат заранее просто не известен. Исследователь выдвигает ги­потезу - предположение, о том, что можно получить, а затем проверяет её, подтверждает или опровергает. Исследование может входить в проект, в этом случае появляется проектно-исследовательская работа.

Что важно знать, начиная работу над проектом?

Проект - это большая самостоятельная работа. В этой работе вы буде­те сотрудничать с учителем - руководителем своего проекта. Наверное, какая-то область школьных учебных предметов вам нравится больше других (например, естествознание или гуманитарные науки), возможно с этой областью деятельности вы в будущем планируете связать свою жизнь. Тогда стоит выбрать проблему проекта в данной предметной области. А преподаватель одного из предметов этой области станет вашим научным руководителем. В этом случае у вас появится возможность не просто использовать свои знания и умения, но и получить полезный опыт работы в интересующей вас сфере.

Работая над проектом, вы можете задумать и осуществить любой эксперимент, поставить необычный опыт, построить модель объекта или процес­са, провести опрос или взять интервью, создать уникальное творческое про­изведение или провести увлекательное мероприятие для одноклассников...

Некоторые проекты невозможно осуществить одному. Поэтому, если вы займётесь именно таким проектом, предстоит научиться сотрудничать, работать в «команде». Эти умения очень важны в современной жизни, и, если вы их освоите, то у вас будет меньше проблем в учёбе и во внешкольном общении. Можно сказать, что работа над проектом даёт вам уникальный шанс усовершенствовать свои коммуникативные, информационные умения, а также умения решать проблемы. Как это можно сделать вы узнаете из данного учебного пособия.

Работа над проектом может занять разное время - от нескольких дней до нескольких месяцев.

Какими бывают проекты?

Вид проекта и форма воплощения замысла зависит от желания и фанта­зии авторов. Вид проекта определяется как предметной областью (проекты по физике или математике не похожи на проекты по истории или литера­туре), так и целью работы. В свою очередь, вид проекта определит методы вашей работы.

Проект может быть:

• практико-ориентированный: его цель - решение практических за­дач, поставленных автором или заказчиком проекта. Проектным про­дуктом могут быть: учебные пособия, брошюра, справочник, словарь, па­мятка, рекомендации, инструкции для удобства использования или изу­чения чего-либо, модели и т.п.  Такой продукт имеет реальную потребительскую ценность - может удо­влетворить потребности школы,  класса,  заказчика. Этот   проект  может относиться к любому школьному предмету;

• информационный: его цель - собрать и представить информацию, в том числе статистические данные, о каком-либо объекте или явлении для дальнейшего использования заказчиком. Проектным продуктом мо­гут стать соответствующим образом оформленные статистические дан­ные, результаты опроса, анкетирования, аналитические обзоры разных источников по какому-либо вопросу, которые сопровождаются собствен­ными выводами и комментариями. Результаты информационных про­ектов могут использоваться как дополнительный материал или пособие для уроков, опу­бликованы в школьной газете или выложены на сайте в Интернете.

• творческий: его цель - воплотить творческий подход автора в решение какой-либо проблемы, вызвать интерес окружающих. Такой проект мо­жет быть сделан в рамках определённой темы учебного курса, а может быть связан с внешкольной жизнью. При работе над таким проектом воз­можен свободный подход к выполнению этапов работы. Проектным про­дуктом могут стать литературные, музыкальные произведения, произве­дения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, муль­тфильмы, слайд-шоу, видеофильмы и т.п.

• игровой: его цель - организовать в школе какое-то интересное мероприя­тие (спектакль, концерт, шоу, игру, представление, экскурсию, спортив­ное состязание, викторину), чтобы не только вызвать интерес к какой-то учебной дисциплине, но и дать участникам опыт активного применения знаний (например, предметные игры КВН). Продуктом, как правило, является мероприятие, автор при этом выступает в роли организатора, сценариста, ведущего, режиссёра, судьи, персонажа и др. Такой проект может относиться к любому школьному предмету.

Часто в одном проекте сочетаются элементы нескольких видов проектов. В последнее время в школах популярны социальные проекты, которые мо­гут привлечь внимание учащихся к какой-либо серьёзной общественной проблеме, а иногда и помочь в её решении (например, организация помо­щи приюту для бродячих животных). Если вы собираетесь работать над таким проектом, имейте в виду, что это очень сложная работа, требующая усилий целой команды.

Очень важно понимать, к какому типу относится ваш проект, так как с типом проекта связаны способы работы и вид проект­ного продукта (того, что вы создадите в результате своей деятельности). В любом случае, обдумывая, каким вы сделаете свой продукт, помните, что он должен представлять интерес не только для вас.

Полученный проектный продукт должен быть важен для вас, а так же полезен и интересен другим людям.

Успехов вам на этом трудном, но увлекательном и  интересном пути!

 (Н. А. Заграничная,  И. Г. Добротина. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде).

Основные требования к проекту

Этапы работы над проектом

Первый этап работы над проектом – ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.

Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

Следующий этап – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе необходимо определить, каким будет ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.

Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):

1. Выберите одно из следующих слов:
изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

Далее надо СПЛАНИРОВАТЬ все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Для этого надо показать ученику алгоритм планирования, задав следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, вы  сможет разработать план своего проекта.

На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно. 

 

Вопрос

 Ответ

 Почему выбрана эта тема проекта

 Проблема проекта

 Что надо сделать, чтобы решить данную проблему

 Цель проекта

 Что ты создашь, чтобы цель была достигнута

 Образ проектного продукта   (ожидаемый результат)

 Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта   и   будет ли в этом случае решена его проблема

 Существует ли необходимая   связь между проблемой,   целью  и проектным   продуктом

 Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до   реализации цели проекта

 Перечисление основных   этапов работы

 Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация,   оборудование и прочее для проведения исследований, материалы   для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты   уже умеешь делать и чему придется научиться)

 Развернутый план работы

 Когда ты будешь осуществлять все необходимое

 Индивидуальный график   проектной работы

На следующем этапе будет проходить РЕАЛИЗАЦИЯ намеченного плана. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта.

После того как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом.

Далее предстоит ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры,- важнейший социальный навык. Регламент презентации – 7-10 минут. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов.

Автору проекта надо быть готовым  отвечать на вопросы аудитории.

Формы продуктов проектной деятельности

WEB-сайт

Презентация

Анализ данных социологического опроса

Видеофильм

Видеоклип

Выставка

Газета

Журнал

Игра

Коллекция

Макет

Описание и характеристика объектов и явлений

Логическая схема

Модель

Чертежи

План создания чего-либо (парка, дендрария)

Компьютерная программа

Карта

Мультимедийный продукт

Оформление кабинета

Пакет рекомендаций

Письмо в …

Праздник

Публикация

Путеводитель

Серия иллюстраций

Сказка

Справочник

Сравнительно-сопоставительный анализ

Статья

Сценарий

Учебное пособие

Экскурсия

Урок-суд

«В помощь учителю»: тесты, кроссворды, выполненные в виде презентаций.

Паспорт проектной работы

1. Название проекта

2. Руководитель проекта

3. Консультант(ы) проекта

4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

6. Возраст аудитории, на которую рассчитан проект

7. Состав проектной группы (Ф.И. студентов, группа)

8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)

9. Цель проекта (желаемый конечный результат, который вы планируете достичь в итоге своей работы).

10. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)

11. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

12. Необходимое оборудование

13. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне колледжа и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)

14. Предполагаемые продукты проекта

15. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы студентов, содержание работы, выход этапа)

16. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

17. Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В состав ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ входят:

1. Паспорт проекта

2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов

3. Промежуточные отчеты группы

4. Вся собранная информация по теме проекта

5. Результаты исследований и анализа

6. Записи всех идей, гипотез и решений

7. Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»

8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления

9. Эскизы, чертежи, наброски продукта

10. Материалы к презентации (сценарий)

11. Другие рабочие материалы

В качестве черновика вы можете воспользоваться шаблоном.

ВВЕДЕНИЕ

Тема моего проекта

Я выбрал эту тему, потому что

Цель моей работы

Проектным продуктом будет

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы) :

Выбор темы и уточнение названия

Сбор информации (где и как искал информацию)

Изготовление продукта (что и как делал)

Написание письменной части проекта (как это делал)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Я начал свою работу с того, что

Потом я приступил к

Я завершил работу тем, что

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)

План моей работы был нарушен, потому что

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например

Это произошло, потому что

Если бы я начал работу заново, я бы

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)

ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТОВ

1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта

2. Планирование путей ее достижения

3. Глубина раскрытия темы проекта

4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

6. Анализ хода работы, выводы и перспективы

7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

8. Соответствие требованиям оформления письменной части

9. Качество проведения презентации

10. Качество проектного продукта 

 ПАМЯТКА

по созданию учебных проектов и презентаций

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.

Можно считать, что любая деятельность осуществляется в рамках проекта, если:

  • сформулирована цель предстоящих действий;

  • намечены основные этапы;

  • определены результаты каждого этапа в виде задач;

  • установлены сроки выполнения проекта;

  • определены исполнители, распределены функции каждого;

  • намечены источники средств для достижения цели;

  • определена форма отчетности по результатам проекта;

Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Типы учебных проектов

1.Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.

3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

4.Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.

Проект должен содержать следующие части:

  • титульный лист

  • оглавление

  • краткая аннотация

  • эпиграф

  • основная часть

  • заключение (итог)

  • библиография

1-этап

Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Выбирая тему исследования, автор должен руководствоваться несколькими правилами:

  • тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям автора,

  • тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу,

  • тема должна быть оригинальной,

  • тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.

1. Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

2. Формулировка цели, т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей.

3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

4. Необходимым условием проектной работы является определение его объекта и предмета. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.

2 - этап

Проведение проектной работы:

Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.

Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.

3-этап

Оформление полученных результатов работы

На защите автор в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.

После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание.

Структура работы:

- титульный лист,

- оглавление,

- введение,

- основная часть,

- заключение,

- список литературы,

- приложения.

Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется). В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор  литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответствовать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.

План оформления проектной работы:

  • Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).

  • Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).

  • Заключение (выводы и результаты).

  • Список литературы.

1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:

Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения? Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи? Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

3. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

Общепринятые стандарты оформления проектных работ

Шрифт: TimesNewRoman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

Межстрочный интервал: полуторный.

Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.

Нумерация страниц – со второй (страница с планом или содержанием).

Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.

Выравнивание текста по ширине.

На странице не меньше 40% заполнения.

Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставиться.

В объем работы не входят приложения.

Основные принципы разработки учебных презентаций

1. Оптимальный объем. Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

2. Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения.

3. Разнообразие форм. Реализация индивидуального подхода к обучаемому, учет его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию.

4. Учет особенности восприятия информации с экрана. Понятия и абстрактные положения до сознания студентов доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.

5. Занимательность. Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

6. Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

7. Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

Оформление слайдов

Соблюдайте единый стиль оформления.

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Для фона предпочтительны холодные тона.

Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Содержание информации

Используйте короткие слова и предложения.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.

Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие.