Главная \ Методические разработки. \ Духовно-нравственные ценности русской литературы.

« Назад

Духовно-нравственные ценности русской литературы.  06.01.2017 11:06

«У литературы одна цель — помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром»

                                                              В.Г. Распутин. 

Вид проекта (по ведущему методу или виду деятельности): информационный.

Структура информационного проекта:

1. Цель проекта.
2. Предмет информационного поиска.
3. Источники информации (СМИ, интернет-ресурсы, интервью, анкетирование, «мозговая атака»).
4. Способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы).

5. Результаты информационного поиска.

6. Презентация.

Цель:  презентовать готовый продукт деятельности обучающихся, раскрывающий целостный образ мира классической литературы: периодов, авторов, жанров, произведений, ценностей, тем, проблем, традиций.

 Основные методы: поиск историко-культурной информации по теме, презентация итогового продукта учебного проекта.

Работа над проектом предполагает следующее структурирование деятельности студентов:
— наличие социально значимой проблемы;
—  планирование действий по разрешению проблемы;
—  самостоятельная исследовательская деятельность;
—  создание продукта деятельности;
—  презентация продукта деятельности;
—  рефлексия деятельности.

Структура технологической карты проекта, отражающая этапность работы над проектом, роль всех его  участников.

Этапы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

1

2

3

4

Подготовительный этап

Этап мотивации и целеполагания

 — Определение значимой темы;

 — выявление одной или нескольких проблем;

 — уточнение целей конечных результатов;

— формирование групп.

 — Уточняют информацию;

 — обсуждают задания;

— выявляют проблемы.

— Мотивирует обучающихся;

— инициирует идеи проекта;

 — помогает в постановке целей проекта; 

—  наблюдает за деятельностью студентов.

Этап планирования

— Выдвижение проблем;

— анализ обоснования каждой из гипотез;

— определение источников информации, способов её сбора и анализа;

 — постановка задач и выбор критериев оценки результатов;

— распределение функций при работе в группах.

— Выдвигают проблемы;

 — обосновывают гипотезы;

 — определяют источники информации;

— формулируют задачи предстоящей работы;

 — выбирают и обосновывают свои критерии успешности выполнения проекта:

— распределяют роли в группе.

— Помогает в анализе и синтезе;

— наблюдает за деятельностью студентов.

Этап принятия решений

— Обсуждение методов проверки принятых гипотез;

— определение вариантов способов представления результатов;

— определение источников информации.

 - Выбирают оптимальный вариант способов представления результатов (мозговой штурм);

 — уточняют выбор оптимального варианта;

 — выбирают источники информации.

 — наблюдает, консультирует, советует (по просьбе участников проекта), косвенно руководит.

Основной этап

Этап выполнения проекта

 — Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу (если это необходимо)

— Работают с полученной информацией;

— проводят анализ выявленных фактов;

— синтезируют и анализируют идеи проекта;

 — оформляют проект.

— выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации.

 

Заключительный этап

Рефлексия деятельности:

  1. Какие чувства и ощущения возникали у меня во время работы над проектом?
  2. Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?
  3. Какие трудности встретились во время выполнения заданий и как я их преодолевал (пытался преодолевать)?
  4. Мои вопросы, возникшие в связи с темой дня:

а) себе

б) участникам проекта

в) педагогу-руководителю проекта.

 

Технологическая карта учебного проекта «Духовно-нравственные ценности русской литературы».

Основные заданные ключевые компетенции и предметные компетенции:

Ключевые компетенции:

 — информационные,

— ценностно-смысловые;

— социокультурные  компетенции.

 Предметные компетенции: 

 — планирование информационного поиска, работа с разными источниками информации,  извлечение первичной и вторичной информации, её анализ;

— понимание авторской позиции и своё отношение к ней, применение духовно - нравственного опыта в жизненных ситуациях;

— владение культурными нормами и традициями, в том числе и прожитыми в собственной деятельности.

Виды деятельности, направленные на формирование компетенции: представлены в таблице.

 

Этапы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

1

2

3

4

Подготовительный этап

Этап мотивации и целеполагания

 — Определение значимой темы:

духовно-нравственные ценности русской литературы.

— Выявление одной или нескольких проблем: в чём состоит основная задача русской классической литературы.

— Уточнение целей конечных результатов:

 —  на основе актуализации знаний о русской классической литературе создать свой целостный образ её мира;

— на основе выявленных путём целенаправленного поиска и имеющихся знаний создать собственные образовательные продукты, продумав их формы и содержание.
 — Формирование групп:

1 группа «Литературоведы»

2 группа «Философы»

 

— Уточняют информацию: произведения русской классической литературы с 11 по 20 век.

— Обсуждают задания:

1 группа — на основе выявленных существующих Интернет-ресурсов конструирует таблицу «Периоды развития литературы как вида искусства»);

2 группа — сконструировать содержание таблицы: «Духовно-нравственный потенциал русской классической литературы».

— Выявляют проблемы:

 — найти существующие Интернет-ресурсы, имеющие значение для изучения данной темы.

 — Мотивирует обучающихся;

— инициирует идеи проекта;

 — помогает в постановке целей проекта; 

—  наблюдает за деятельностью студентов.

Этап планирования

 — Выдвижение проблем;

 — анализ обоснования каждой из гипотез.

— Определение источников информации:

— Интернет-ресурс;

— Черниченко С.Н. Роль Интернет-ресурсов в системе средств изучения литературной темы // Интернет-журнал "Эйдос". — 2004.

— Определение способов её сбора и анализа

 (целенаправленный поиск)

— постановка задач и выбор критериев оценки результатов:

 — ответы содержательно соотносятся с поставленной задачей;

 — отсутствие фактических ошибок;

— распределение функций в группах.

— Выдвигают проблемы: какие вопросы и проблемы поднимает русская классическая литература на протяжении своего существования?

— Выдвигают гипотезы:

— решая проблему ценностей, русская классическая литература приходит к гармонизации мира как к своей основной задаче;

 — русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души;

 — она призывает к добру, взаимопониманию и состраданию, она воспитывает и развивает лучшие качества человека;

— Определяют источники информации: 

www.adv.ru/library

Библиотека ADV - собрание художественной литературы современных и классических авторов.

 — http://public-library.narod.ru/

 Публичная электронная библиотека Е.Пескина.

http://www.lib.ru/

Библиотека Максима Мошкова.

http://www.rvb.ru/

Русская литературная библиотека и др.; - http://literensic.narod.ru/pr

esent/frame.htm Литературная энциклопедия

— Формулируют задачи предстоящей работы: организация поиска историко-культурной информации по теме;

 — исследование духовно-нравственного потенциала русской литературы на примере произведений русских писателей и проблем, которые в них поднимаются;

 — подтверждение результатов исследования цитатами из источников; 

— осуществление их выбора на основе личного восприятия, отношения к нравственным ценностям и проблемам, а также путём самостоятельного выбора источников и высказываний.

 — Выбирают и обосновывают свои критерии успешности выполнения проекта.

— Помогает в анализе и синтезе;

 — наблюдает за деятельностью студентов.

Этап принятия решений

 — Обсуждение методов проверки принятых гипотез.

— Определение вариантов способов представления результатов:

(статья, таблица, аннотация, реферат, доклад, видео

  таблица, дающие представление о периодах, авторах, жанрах, произведениях, ценностях, темах, проблемах и традициях русской классической литературы).

 — Определение источников информации.

 — Выбирают оптимальный вариант способов представления результатов (мозговой штурм).

 — Уточняют выбор оптимального варианта): таблица.

 — Выбирают источники информации:

www.adv.ru/library  Библиотека ADV - собрание художественной литературы современных и классических авторов;  - http://literensic.narod.ru/

present/frame.htm литературная энциклопедия;

http://www.rvb.ru/

русская литературная библиотека в энциклопедиях, словарях.

— наблюдает, консультирует, советует (по просьбе участников проекта), косвенно руководит.

Основной этап

Этап выполнения проекта

— Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу (если это необходимо)

— Работают с полученной информацией;

 — проводят анализ выявленных фактов;

— синтезируют и анализируют идеи проекта;

 — оформляют проект в виде таблиц.

— выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации.

Заключительный этап

Рефлексия деятельности:

  1. Какие чувства и ощущения возникали у меня во время работы над проектом?
  2. Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?
  3. Какие трудности встретились во время выполнения заданий, и как я их преодолевал (пытался преодолевать)?
  4. Мои вопросы, возникшие в связи с темой дня:

а) себе

б) участникам проекта

в) педагогу-руководителю проекта.

 

 Информационный проект «Духовно-нравственный потенциал русской классической литературы». 

Вид проекта (по ведущему методу или виду деятельности): информационный.

Участники проекта: студенты одной из групп 1 курса.

Цель проекта:

— рассмотреть содержание и эстетическое наполнение понятия «общечеловеческие ценности»;

— исследовать духовно-нравственный потенциал русской литературы на примере изученных произведений русских писателей и проблем, которые в них поднимаются;

— результаты исследований подтвердить цитатами из источников, осуществляя их выбор на основе личного восприятия, отношения к нравственным ценностям и проблемам, поставленным в произведениях, а также путём самостоятельного выбора источников и высказываний;
— на основе выявленных путём целенаправленного поиска и имеющихся знаний продумать структуру таблицы «Духовно-нравственные ценности русской классической литературы» и сконструировать её содержание с учётом духовно-нравственного потенциала русской литературы.

— выяснить, какие вопросы и проблемы, поставленные в русской классической литературе, актуальны  сегодня.

 Гипотеза:

Решая проблему ценностей, русская классическая литература приходит к гармонизации мира как к своей основной задаче. Настоящая русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души, она призывает к добру, взаимопониманию и состраданию, она воспитывает и развивает лучшие качества человека.

Предмет информационного поиска:

— ФИО писателей, названия произведений;

— темы, проблемы, поднятые в произведении;

— крылатые выражения (ценностные цитаты, подтверждающие наличие данной темы в произведении).

Источники информации (интернет-ресурсы):

www.adv.ru/library Библиотека ADV - собрание художественной литературы современных и классических авторов;

http://literensic.narod.ru/present/frame.htm Литературная энциклопедия;

http://www.rvb.ru/  Русская литературная библиотека в энциклопедиях, словарях;

http://www.philology.ru/literature2.htm Библиотека русской литературы на Русском филологическом портале); 

http://public-library.narod.ru/ Публичная электронная библиотека Е.Пескина; 

http://www.lib.ru/ Библиотека Максима Мошкова;

http://center.fio.ru/works_student/aLEKSEEVAll/literature.htm Портрет в литературе. 

Способы обработки информации:

— обобщение, аргументированные выводы:

Результаты информационного поиска:

— таблица «Духовно-нравственные ценности русской классической литературы».

Презентация:

«Духовно-нравственные ценности русской классической литературы». 

ФИО писателя

Название произведения

Проблемы, темы

Ценностные цитаты

Былины

"Илья Муромец".

Библейские ценности.

Тема защиты русской земли.

"Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина"

Нестор

Повесть временных лет.

Ипатьевская летопись.

Библейские ценности.

Тема любви к родине.

"Не в силе Бог, а в правде".

"Лучше лечь костьми на родине, чем быть в почете на чужбине".

Нестор

Повесть временных лет.

Проблемы воспитания и образования подрастающего поколения.

"От слов книжных обретаем мудрость и воздержание…"  " Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу ду­ше своей".

Владимир Мономах

"Поучение Владимира Мономаха".

Библейские ценности. Проблемы воспитания русского человека.

Тема служения интересам своей земли.

"…ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь…";

"Не ленитесь. Леность ведь мать всему дурному. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. Соблюдайте слово свое. Гордости не имейте в сердце и уме".

"Добро творя, не ленитесь ни на что хорошее. Чего не умеете, тому учитесь. Усердно трудитесь".

"Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Больного навестите. Напойте и накормите просящего. Убогих не забывайте, подавайте сироте. Старых чтите как отца, а молодых как братьев. Более всего чтите гостя; если не можете почтить его подарком, то угостите пищей и питием".

М.В. Ломоносов

"Ода на день восшествия на 
всероссийский престол ее величества
государыни императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года".

 

Тема образования, веры в силу и мудрость человеческого разума.

Тема России.

"Науки юношей питают / Отраду старым подают.

«…может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать".

Д.И.Фонвизин

«"Недоросль".

Проблемы воспитания и образования подрастающего поколения.

Тема отцов и детей в русской литературе.

"Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут — без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство». «Золотой болван — все болван".

"...имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

"...Прямое достоинство в человеке есть душа…"

"...наглость в женщине есть вывеска порочного поведения..." 

Г. Р. Державин

«На рождение царицы Гремиславы».

Нравственные проблемы.

«Всегда доволен будь своим,
Не трогай ничего чужого:
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого и всех.

Н.М. Карамзин

"Опытная Соломонова мудрость"

Нравственные проблемы.

"Нет счастья для души, когда оно не в ней".

Н.М. Карамзин

«Бедная Лиза»

Нравственные проблемы.

"...лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром..."

А.С. Пушкин.

"Евгений Онегин".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема России. Проблема поиска смысла жизни.

 Идеал русской женщины. Семейные ценности.

Проблема счастья.

 

 

 

"Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось! "

"Но я другому отдана, я буду век ему верна".

"Учитесь властвовать собой". "Она была нетороплива, нехолодна, неговорлива, / Без взора наглого для всех, без притязаний на успех…".

А.С. Пушкин.

"К Чаадаеву".

Тема патриотизма.

 

"Мой друг, Отчизне посвятим /Души прекрасные порывы!"

 

А.С. Пушкин

"Капитанская дочка".

Нравственные проблемы. Проблема чести и долга.

"Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду".

Н.В. Гоголь.

"Тарас Бульба".

Тема прославления любви к Родине. Проблема свободы Отечества. Проблема товарищества и дружбы. Проблема любви.

"Так предать, предать веру…".

"Нет уз святее товарищества".

 

А.С. Грибоедов

"Горе от ума".

Нравственные проблемы: проблема ума,  смысла жизни, проблема счастья, проблема свободы личности, проблема судьбы.

"Служить бы рад, прислуживаться тошно".

И. С.Тургенев

 

"Рудин".

Тема России. Ценность вечного поиска истины.

"Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не мо­жет обойтись". "Космополитизм — чепуха, космополит — нуль, хуже нуля; вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет".

Л.Н. Толстой.

«Война и мир».

Проблема поиска смысла жизни.

"Я вот что знаю, и знаю верно, что наслаждение делать добро есть единственное верное счастие жизни". (Пьер Безухов).

Н.А. Некрасов.

"Элегия".

Тема служения Отечеству.

"Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен... ".

Н.А. Некрасов.

"Сеятелям".

Нравственные проблемы.

"Сейте разумное, доброе, вечное". 

А.П. Чехов.

Пьеса "Дядя Ваня".

Нравственные проблемы.

"В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". 

С.А. Есенин.

"Гой ты, Русь, моя родная".

Тема России, патриотизма.

"Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю»,

Я скажу: «Не надо рая!

Дайте Родину мою! "

А.А. Ахматова

"Мужество".

Тема России. Проблема сохранения родного языка, русской культуры.

"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово".

И.А. Бунин

"Слово".

Проблема сохранения родного языка, русской речи.

"Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь".

М.А. Булгаков

"Мастер и Маргарита"

Нравственные проблемы.

«…Правду говорить легко и приятно …»

В.Г. Распутин

"Живи и помни".

Тема России.

Нравственные проблемы.

Семейные ценности.

 

"Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытания место твоё — с твоим народом — всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя".

Р. Гамзатов.

"Берегите матерей"

Тема материнства.

"Дети мира, берегите мать! "

"Слово это сроду не обманет.
В нем сокрыто жизни существо.
В нем исток всего.
Ему конца нет.
Встаньте!
Я произношу его:
"Мама"!"

Н. Старшинов.

"Там, за Непрядвою, за Доном…"

Тема защиты Отечества.

"Братья! Лучше головы  положим,

Но своей земли не посрамим! "

 

Г.Я. Горбовский.

"Родную землю и камень любит…".

Тема России.

 

"… В родную землю —  и лечь не страшно.

Страшней — утратить её навек".

 

Н.Б. Рачков

"Свет бы сиял голубой…"

«Сиявший в Лавре над Невою…"

Тема родины.

"Родина — это душа, / А без души невозможно".

"В России жить нельзя без веры /

И невозможно без креста".

Иеромонах Роман (Матюшин)

"Родная речь".

Проблема сохранения родного языка, русской речи.

"Родная речь — Отечеству основа.
 Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово —Великий Святорусский наш язык! "

Захар Прилепин.

«Обитель».

Нравственные проблемы.

"Всякое доброе слово лечит, от него кровь согревается".

Захар Прилепин.

«Санькя».

Тема родины.

"Неправда, когда говорят, что жизнь — это всегда выбор. Иногда выбора нет. Если у тебя любовь — у тебя уже нет выбора. И если у тебя Родина… ".

 

Вывод: 

Решая проблему ценностей, русская классическая литература приходит к гармонизации мира как к своей основной задаче. Человек живет в мире, он его осмысливает, осваивает, и русский писатель, размышляя об этом человеке на земле, ищет великую гармонию человека, мира и Бога.

Русская литература — это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Вскрывая все наболевшее, она ставит перед обществом жгучие, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, взаимопониманию и состраданию, она воспитывает и развивает лучшие качества человека.

«Русская литература всегда, во все времена, прежде всего, отзывалась на потребности Отечества» (В.Г. Распутин).

Все проблемы и темы, которые поднимает русская литература на протяжении веков актуальны и в настоящее время.