« Назад
Духовно-нравственные ценности русской литературы. 06.01.2017 11:06
«У литературы одна цель — помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром»
В.Г. Распутин.
Вид проекта (по ведущему методу или виду деятельности): информационный.
Структура информационного проекта:
1. Цель проекта. 2. Предмет информационного поиска. 3. Источники информации (СМИ, интернет-ресурсы, интервью, анкетирование, «мозговая атака»). 4. Способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы).
5. Результаты информационного поиска.
6. Презентация.
Цель: презентовать готовый продукт деятельности обучающихся, раскрывающий целостный образ мира классической литературы: периодов, авторов, жанров, произведений, ценностей, тем, проблем, традиций.
Основные методы: поиск историко-культурной информации по теме, презентация итогового продукта учебного проекта.
Работа над проектом предполагает следующее структурирование деятельности студентов: — наличие социально значимой проблемы; — планирование действий по разрешению проблемы; — самостоятельная исследовательская деятельность; — создание продукта деятельности; — презентация продукта деятельности; — рефлексия деятельности.
Структура технологической карты проекта, отражающая этапность работы над проектом, роль всех его участников.
Этапы
|
Содержание работы
|
Деятельность обучающихся
|
Деятельность преподавателя
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Подготовительный этап
|
Этап мотивации и целеполагания
|
— Определение значимой темы;
— выявление одной или нескольких проблем;
— уточнение целей конечных результатов;
— формирование групп.
|
— Уточняют информацию;
— обсуждают задания;
— выявляют проблемы.
|
— Мотивирует обучающихся;
— инициирует идеи проекта;
— помогает в постановке целей проекта;
— наблюдает за деятельностью студентов.
|
Этап планирования
|
— Выдвижение проблем;
— анализ обоснования каждой из гипотез;
— определение источников информации, способов её сбора и анализа;
— постановка задач и выбор критериев оценки результатов;
— распределение функций при работе в группах.
|
— Выдвигают проблемы;
— обосновывают гипотезы;
— определяют источники информации;
— формулируют задачи предстоящей работы;
— выбирают и обосновывают свои критерии успешности выполнения проекта:
— распределяют роли в группе.
|
— Помогает в анализе и синтезе;
— наблюдает за деятельностью студентов.
|
Этап принятия решений
|
— Обсуждение методов проверки принятых гипотез;
— определение вариантов способов представления результатов;
— определение источников информации.
|
- Выбирают оптимальный вариант способов представления результатов (мозговой штурм);
— уточняют выбор оптимального варианта;
— выбирают источники информации.
|
— наблюдает, консультирует, советует (по просьбе участников проекта), косвенно руководит.
|
Основной этап
|
Этап выполнения проекта
|
— Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу (если это необходимо)
|
— Работают с полученной информацией;
— проводят анализ выявленных фактов;
— синтезируют и анализируют идеи проекта;
— оформляют проект.
|
— выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации.
|
Заключительный этап
Рефлексия деятельности:
- Какие чувства и ощущения возникали у меня во время работы над проектом?
- Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?
- Какие трудности встретились во время выполнения заданий и как я их преодолевал (пытался преодолевать)?
- Мои вопросы, возникшие в связи с темой дня:
а) себе
б) участникам проекта
в) педагогу-руководителю проекта.
|
Технологическая карта учебного проекта «Духовно-нравственные ценности русской литературы».
Основные заданные ключевые компетенции и предметные компетенции:
Ключевые компетенции:
— информационные,
— ценностно-смысловые;
— социокультурные компетенции.
Предметные компетенции:
— планирование информационного поиска, работа с разными источниками информации, извлечение первичной и вторичной информации, её анализ;
— понимание авторской позиции и своё отношение к ней, применение духовно - нравственного опыта в жизненных ситуациях;
— владение культурными нормами и традициями, в том числе и прожитыми в собственной деятельности.
Виды деятельности, направленные на формирование компетенции: представлены в таблице.
Этапы
|
Содержание работы
|
Деятельность обучающихся
|
Деятельность преподавателя
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Подготовительный этап
|
Этап мотивации и целеполагания
|
— Определение значимой темы:
духовно-нравственные ценности русской литературы.
— Выявление одной или нескольких проблем: в чём состоит основная задача русской классической литературы.
— Уточнение целей конечных результатов:
— на основе актуализации знаний о русской классической литературе создать свой целостный образ её мира;
— на основе выявленных путём целенаправленного поиска и имеющихся знаний создать собственные образовательные продукты, продумав их формы и содержание. — Формирование групп:
1 группа «Литературоведы»
2 группа «Философы»
|
— Уточняют информацию: произведения русской классической литературы с 11 по 20 век.
— Обсуждают задания:
1 группа — на основе выявленных существующих Интернет-ресурсов конструирует таблицу «Периоды развития литературы как вида искусства»);
2 группа — сконструировать содержание таблицы: «Духовно-нравственный потенциал русской классической литературы».
— Выявляют проблемы:
— найти существующие Интернет-ресурсы, имеющие значение для изучения данной темы.
|
— Мотивирует обучающихся;
— инициирует идеи проекта;
— помогает в постановке целей проекта;
— наблюдает за деятельностью студентов.
|
Этап планирования
|
— Выдвижение проблем;
— анализ обоснования каждой из гипотез.
— Определение источников информации:
— Интернет-ресурс;
— Черниченко С.Н. Роль Интернет-ресурсов в системе средств изучения литературной темы // Интернет-журнал "Эйдос". — 2004.
— Определение способов её сбора и анализа
(целенаправленный поиск)
— постановка задач и выбор критериев оценки результатов:
— ответы содержательно соотносятся с поставленной задачей;
— отсутствие фактических ошибок;
— распределение функций в группах.
|
— Выдвигают проблемы: какие вопросы и проблемы поднимает русская классическая литература на протяжении своего существования?
— Выдвигают гипотезы:
— решая проблему ценностей, русская классическая литература приходит к гармонизации мира как к своей основной задаче;
— русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души;
— она призывает к добру, взаимопониманию и состраданию, она воспитывает и развивает лучшие качества человека;
— Определяют источники информации:
— www.adv.ru/library
Библиотека ADV - собрание художественной литературы современных и классических авторов.
— http://public-library.narod.ru/
Публичная электронная библиотека Е.Пескина.
— http://www.lib.ru/
Библиотека Максима Мошкова.
— http://www.rvb.ru/
Русская литературная библиотека и др.; - http://literensic.narod.ru/pr
esent/frame.htm Литературная энциклопедия
— Формулируют задачи предстоящей работы: организация поиска историко-культурной информации по теме;
— исследование духовно-нравственного потенциала русской литературы на примере произведений русских писателей и проблем, которые в них поднимаются;
— подтверждение результатов исследования цитатами из источников;
— осуществление их выбора на основе личного восприятия, отношения к нравственным ценностям и проблемам, а также путём самостоятельного выбора источников и высказываний.
— Выбирают и обосновывают свои критерии успешности выполнения проекта.
|
— Помогает в анализе и синтезе;
— наблюдает за деятельностью студентов.
|
Этап принятия решений
|
— Обсуждение методов проверки принятых гипотез.
— Определение вариантов способов представления результатов:
(статья, таблица, аннотация, реферат, доклад, видео
таблица, дающие представление о периодах, авторах, жанрах, произведениях, ценностях, темах, проблемах и традициях русской классической литературы).
— Определение источников информации.
|
— Выбирают оптимальный вариант способов представления результатов (мозговой штурм).
— Уточняют выбор оптимального варианта): таблица.
— Выбирают источники информации:
— www.adv.ru/library Библиотека ADV - собрание художественной литературы современных и классических авторов; - http://literensic.narod.ru/
present/frame.htm литературная энциклопедия;
— http://www.rvb.ru/
русская литературная библиотека в энциклопедиях, словарях.
|
— наблюдает, консультирует, советует (по просьбе участников проекта), косвенно руководит.
|
Основной этап
|
Этап выполнения проекта
|
— Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу (если это необходимо)
|
— Работают с полученной информацией;
— проводят анализ выявленных фактов;
— синтезируют и анализируют идеи проекта;
— оформляют проект в виде таблиц.
|
— выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации.
|
Заключительный этап
Рефлексия деятельности:
- Какие чувства и ощущения возникали у меня во время работы над проектом?
- Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?
- Какие трудности встретились во время выполнения заданий, и как я их преодолевал (пытался преодолевать)?
- Мои вопросы, возникшие в связи с темой дня:
а) себе
б) участникам проекта
в) педагогу-руководителю проекта.
|
|
|
|
|
|
Информационный проект «Духовно-нравственный потенциал русской классической литературы».
Вид проекта (по ведущему методу или виду деятельности): информационный.
Участники проекта: студенты одной из групп 1 курса.
Цель проекта:
— рассмотреть содержание и эстетическое наполнение понятия «общечеловеческие ценности»;
— исследовать духовно-нравственный потенциал русской литературы на примере изученных произведений русских писателей и проблем, которые в них поднимаются;
— результаты исследований подтвердить цитатами из источников, осуществляя их выбор на основе личного восприятия, отношения к нравственным ценностям и проблемам, поставленным в произведениях, а также путём самостоятельного выбора источников и высказываний; — на основе выявленных путём целенаправленного поиска и имеющихся знаний продумать структуру таблицы «Духовно-нравственные ценности русской классической литературы» и сконструировать её содержание с учётом духовно-нравственного потенциала русской литературы.
— выяснить, какие вопросы и проблемы, поставленные в русской классической литературе, актуальны сегодня.
Гипотеза:
Решая проблему ценностей, русская классическая литература приходит к гармонизации мира как к своей основной задаче. Настоящая русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души, она призывает к добру, взаимопониманию и состраданию, она воспитывает и развивает лучшие качества человека.
Предмет информационного поиска:
— ФИО писателей, названия произведений;
— темы, проблемы, поднятые в произведении;
— крылатые выражения (ценностные цитаты, подтверждающие наличие данной темы в произведении).
Источники информации (интернет-ресурсы):
— www.adv.ru/library Библиотека ADV - собрание художественной литературы современных и классических авторов;
— http://literensic.narod.ru/present/frame.htm Литературная энциклопедия;
— http://www.rvb.ru/ Русская литературная библиотека в энциклопедиях, словарях;
— http://www.philology.ru/literature2.htm Библиотека русской литературы на Русском филологическом портале);
— http://public-library.narod.ru/ Публичная электронная библиотека Е.Пескина;
— http://www.lib.ru/ Библиотека Максима Мошкова;
— http://center.fio.ru/works_student/aLEKSEEVAll/literature.htm Портрет в литературе.
Способы обработки информации:
— обобщение, аргументированные выводы:
Результаты информационного поиска:
— таблица «Духовно-нравственные ценности русской классической литературы».
Презентация:
«Духовно-нравственные ценности русской классической литературы».
ФИО писателя
|
Название произведения
|
Проблемы, темы
|
Ценностные цитаты
|
Былины
|
"Илья Муромец".
|
Библейские ценности.
Тема защиты русской земли.
|
"Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина"
|
Нестор
|
Повесть временных лет.
Ипатьевская летопись.
|
Библейские ценности.
Тема любви к родине.
|
"Не в силе Бог, а в правде".
"Лучше лечь костьми на родине, чем быть в почете на чужбине".
|
Нестор
|
Повесть временных лет.
|
Проблемы воспитания и образования подрастающего поколения.
|
"От слов книжных обретаем мудрость и воздержание…" " Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей".
|
Владимир Мономах
|
"Поучение Владимира Мономаха".
|
Библейские ценности. Проблемы воспитания русского человека.
Тема служения интересам своей земли.
|
"…ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь…";
"Не ленитесь. Леность ведь мать всему дурному. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. Соблюдайте слово свое. Гордости не имейте в сердце и уме".
"Добро творя, не ленитесь ни на что хорошее. Чего не умеете, тому учитесь. Усердно трудитесь".
"Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Больного навестите. Напойте и накормите просящего. Убогих не забывайте, подавайте сироте. Старых чтите как отца, а молодых как братьев. Более всего чтите гостя; если не можете почтить его подарком, то угостите пищей и питием".
|
М.В. Ломоносов
|
"Ода на день восшествия на
всероссийский престол ее величества
государыни императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года".
|
Тема образования, веры в силу и мудрость человеческого разума.
Тема России.
|
"Науки юношей питают / Отраду старым подают.
«…может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать".
|
Д.И.Фонвизин
|
«"Недоросль".
|
Проблемы воспитания и образования подрастающего поколения.
Тема отцов и детей в русской литературе.
|
"Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут — без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство». «Золотой болван — все болван".
"...имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
"...Прямое достоинство в человеке есть душа…"
"...наглость в женщине есть вывеска порочного поведения..."
|
Г. Р. Державин
|
«На рождение царицы Гремиславы».
|
Нравственные проблемы.
|
«Всегда доволен будь своим, Не трогай ничего чужого: Вот правило, стезя прямая Для счастья каждого и всех.
|
Н.М. Карамзин
|
"Опытная Соломонова мудрость"
|
Нравственные проблемы.
|
"Нет счастья для души, когда оно не в ней".
|
Н.М. Карамзин
|
«Бедная Лиза»
|
Нравственные проблемы.
|
"...лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром..."
|
А.С. Пушкин.
|
"Евгений Онегин".
|
Тема России. Проблема поиска смысла жизни.
Идеал русской женщины. Семейные ценности.
Проблема счастья.
|
"Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! "
"Но я другому отдана, я буду век ему верна".
"Учитесь властвовать собой". "Она была нетороплива, нехолодна, неговорлива, / Без взора наглого для всех, без притязаний на успех…".
|
А.С. Пушкин.
|
"К Чаадаеву".
|
Тема патриотизма.
|
"Мой друг, Отчизне посвятим /Души прекрасные порывы!"
|
А.С. Пушкин
|
"Капитанская дочка".
|
Нравственные проблемы. Проблема чести и долга.
|
"Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду".
|
Н.В. Гоголь.
|
"Тарас Бульба".
|
Тема прославления любви к Родине. Проблема свободы Отечества. Проблема товарищества и дружбы. Проблема любви.
|
"Так предать, предать веру…".
"Нет уз святее товарищества".
|
А.С. Грибоедов
|
"Горе от ума".
|
Нравственные проблемы: проблема ума, смысла жизни, проблема счастья, проблема свободы личности, проблема судьбы.
|
"Служить бы рад, прислуживаться тошно".
|
И. С.Тургенев
|
"Рудин".
|
Тема России. Ценность вечного поиска истины.
|
"Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись". "Космополитизм — чепуха, космополит — нуль, хуже нуля; вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет".
|
Л.Н. Толстой.
|
«Война и мир».
|
Проблема поиска смысла жизни.
|
"Я вот что знаю, и знаю верно, что наслаждение делать добро есть единственное верное счастие жизни". (Пьер Безухов).
|
Н.А. Некрасов.
|
"Элегия".
|
Тема служения Отечеству.
|
"Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен... ".
|
Н.А. Некрасов.
|
"Сеятелям".
|
Нравственные проблемы.
|
"Сейте разумное, доброе, вечное".
|
А.П. Чехов.
|
Пьеса "Дядя Ваня".
|
Нравственные проблемы.
|
"В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".
|
С.А. Есенин.
|
"Гой ты, Русь, моя родная".
|
Тема России, патриотизма.
|
"Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю»,
Я скажу: «Не надо рая!
Дайте Родину мою! "
|
А.А. Ахматова
|
"Мужество".
|
Тема России. Проблема сохранения родного языка, русской культуры.
|
"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово".
|
И.А. Бунин
|
"Слово".
|
Проблема сохранения родного языка, русской речи.
|
"Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь".
|
М.А. Булгаков
|
"Мастер и Маргарита"
|
Нравственные проблемы.
|
«…Правду говорить легко и приятно …»
|
В.Г. Распутин
|
"Живи и помни".
|
Тема России.
Нравственные проблемы.
Семейные ценности.
|
"Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытания место твоё — с твоим народом — всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя".
|
Р. Гамзатов.
|
"Берегите матерей"
|
Тема материнства.
|
"Дети мира, берегите мать! "
"Слово это сроду не обманет. В нем сокрыто жизни существо. В нем исток всего. Ему конца нет. Встаньте! Я произношу его: "Мама"!"
|
Н. Старшинов.
|
"Там, за Непрядвою, за Доном…"
|
Тема защиты Отечества.
|
"Братья! Лучше головы положим,
Но своей земли не посрамим! "
|
Г.Я. Горбовский.
|
"Родную землю и камень любит…".
|
Тема России.
|
"… В родную землю — и лечь не страшно.
Страшней — утратить её навек".
|
Н.Б. Рачков
|
"Свет бы сиял голубой…"
«Сиявший в Лавре над Невою…"
|
Тема родины.
|
"Родина — это душа, / А без души невозможно".
"В России жить нельзя без веры /
И невозможно без креста".
|
Иеромонах Роман (Матюшин)
|
"Родная речь".
|
Проблема сохранения родного языка, русской речи.
|
"Родная речь — Отечеству основа. Не замути Божественный родник, Храни себя: душа рождает слово —Великий Святорусский наш язык! "
|
Захар Прилепин.
|
«Обитель».
|
Нравственные проблемы.
|
"Всякое доброе слово лечит, от него кровь согревается".
|
Захар Прилепин.
|
«Санькя».
|
Тема родины.
|
"Неправда, когда говорят, что жизнь — это всегда выбор. Иногда выбора нет. Если у тебя любовь — у тебя уже нет выбора. И если у тебя Родина… ".
|
Вывод:
Решая проблему ценностей, русская классическая литература приходит к гармонизации мира как к своей основной задаче. Человек живет в мире, он его осмысливает, осваивает, и русский писатель, размышляя об этом человеке на земле, ищет великую гармонию человека, мира и Бога.
Русская литература — это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Вскрывая все наболевшее, она ставит перед обществом жгучие, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, взаимопониманию и состраданию, она воспитывает и развивает лучшие качества человека.
«Русская литература всегда, во все времена, прежде всего, отзывалась на потребности Отечества» (В.Г. Распутин).
Все проблемы и темы, которые поднимает русская литература на протяжении веков актуальны и в настоящее время.
|
|