« НазадТема покаяния в творчестве поэта Е. Блажеевского (на примере анализа художественных особенностей сонета «По дороге в Загорск»). 21.01.2016 09:06Цели урока:
Запись на доске: Романс – небольшое музыкально – поэтическое произведение для голоса с сопровождением. Сонет – ямбическое четырнадцатистишие из четырех строф. Верлибр – свободный стих; стих, строящийся на интонационно – синтаксической основе, не связанной ни постоянной рифмой, ни определенной метрикой. Эпиграф к уроку: "Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным" Г.В.Свиридов. Ход урока. 1. Вступительное слово учителя. «Романс и Песня – наиболее распространенные, наиболее любимые виды музыки. Они проникают в самое сердце человека и живут в нём не только как воспоминания, ощущения: они живут в сердце сами, живые, можно вспомнить мелодию, запеть её самому и т.д. В музыкальной среде полупрезрительно называются дилетанты, а на самом деле большие таланты и подлинные мастера, создавшие изумительные образцы искусства, которые живут до сих пор в сердцах тысяч и тысяч людей. «Однозвучно гремит колокольчик», «Вот мчится тройка почтовая», «Соловей мой, соловей», «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». Бытовые приметы, воспетые в этой музыке, например: красный сарафан, ямщицкая тройка, домик – крошечка и т.д., давно уже ушли из жизни, а музыка всё живёт, волнует сердца! Почему? Попытаться ответить! Что самое главное в музыке и стихах, - пишет Г.В.Свиридов в своей книги «Музыка как судьба»1. Проблемный вопрос урока: Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на этот вопрос: Что же делает любое произведение искусства: литературное, музыкальное, архитектурное, - настоящим, подлинным, вечным? «Есть искусство, и немалое притом, написанное или произведённое, вернее сказать, с намерением потрясти, взволновать, произвести впечатление… Но постепенно люди привыкли к эффектам, нужны всё более и более сильные средства (для потрясения), вплоть до самых «сильных». Средств искусства не хватает или, вернее, их так много, что искусство, оперирующее всей массой этих средств, перестает быть искусством, быть прекрасным… Есть иное искусство (оно всё более и более становится редким), когда автор совсем не старается произвести какое – либо впечатление, даже самое хорошее, самое возвышенное. Душа изливается сама собою, кому? Никому, Богу, в бездну, в океан мира. Таковы некоторые старинные песни, особенно сложенные женщинами в тоске и одиночестве»2. Таков, на мой взгляд, и романс замечательного певца Александра Подболотова на стихи поэта – семидесятника Евгения Блажеевского «По дороге в Загорск».Это заключительный кольцевой сонет поэта из венка сонетов «Осенняя дорога». 2. Выразительное чтение стихотворения. 3. Словарная работа. Перед Вами на рабочих столах лежит текст стихотворения Е. Блажеевского. Давайте прочтём его выразительно вслух. (Один из обучающихся читает стихотворение). По дороге в Загорск понимаешь невольно, что осень Затеряла июньскую удаль и августа пышную власть, Что дороги больны, что темнеет не в десять, а в восемь, Что тоскуют поля, и судьба не совсем удалась; Что с рожденьем ребёнка теряется право на выбор, И душе тяжело состоять при разладе таком, Где семейный сонет заменил холостяцкий верлибр, И нельзя разлюбить, и противно влюбляться тайком. По дороге в Загорск понимаешь невольно, что время – Не кафтан, и судьбы никому не дано перешить. Коли водка сладка, коли сделалось горьким враньё, Коли осень для бедного сердца – плохая опора… И слова из романса: «Мне некуда больше спешить» Так и хочется крикнуть в петлистое ухо шофёра. - Как вы понимаете слова «романс», «сонет», «верлибр». Где вы с ними встречались? Давайте ещё раз вспомним их значение. Обратимся к записи на доске, где записано лексическое значение этих слов. 4. Прослушивание аудиозаписи романса А.Подболотова на стихи Е.Блажеевского «По дороге в Загорск». Вопросы для беседы: - Понравился ли вам романс? Г.В.Свиридов, замечательный русский композитор, с чьим творчеством вы уже встречались на уроках литературы, писал: «Музыкальное произведение может существовать лишь тогда, когда оно добавляет нечто к стихам… Задача композитора совсем не в том, что бы приписать мелодию, ноты к словам поэта. Здесь должно быть создано органичное соединение слова с музыкой». - Как вам кажется, можно ли эти слова русского гения отнести к только что прослушанному романсу? - Стихотворение называется «По дороге в Загорск». Как вы думаете, зачем герой стихотворения едет в Загорск? В Загорске находится драгоценная святыня Русской земли, всемирно известная Троице – Сергиева лавра. - Чем же она так знаменита? Это обитель преподобного Сергия Радонежского, которая на протяжении многих лет занимала главенствующее место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. 5. Просмотр отрывка видеофильма «Монастыри и храмы России. Троице – Сергиева Лавра». Продолжение беседы. - Так зачем же герой стихотворения едет в Троице – Сергиеву лавру? На протяжении столетий туда стремились тысячи паломников. Побывать у Троицы считалось святой обязанностью каждого православного человека: поклониться гробу Преподобного, приблизиться к праведности и святости Божьего Угодника. Это называлось "уйти в Богомолье". Вот как об этом пишет замечательный русский философ И.А.Ильин: «Богомолье! Вот чудесное слово для обозначения русского духа… Как же не ходить нам по нашим открытым, лёгким, разметавшимся пространствам, когда они сами, с детства, так вот и зовут нас оставить привычное и уйти в необычайное, сменить ветхое на обновлённое, оторваться от каменеющего быта и попытаться прорваться к иному и радостному бытию; отойти странником в новую страну, где по – новому увидеть Бога, и в земном, и в небесах, и, вернувшись в своё жилище, обновить, освятить и его этим новым видением?... Нам нельзя не странствовать по России, … потому, что сама Россия требует, чтобы мы обозрели её и её чудеса и красоты, и через это постигли её единство, её единый лик, её органическую цельность…» «Да, богомолье искони было на Руси началом просвещения и духовного очищения. Не только потому, что древние православные монастыри были живыми очагами и праведности, и образованности, но и потому, что русский человек, уходя к святым местам через леса и степи, «уходил» к святым местам своего личного духа, пробираясь через чащу своих страстей и через пустоты своей, религиозно ещё не возделанной души… … Однажды приходил миг, когда он постигал, что быт засасывает, как болото … В этот миг душа его просыпалась, как бы откликаясь на неслышный зов. Он постигал, что надо хотя бы на время оторваться, сложить с себя всё и уйти в богомолье, к богомыслию. Богомолье! Оно выражает само естество России – и пространственное, и духовное. Это её способ быть, искать, обретать и совершенствоваться».4 - Итак, значит, люди уходили в богомолье, чтобы совершенствовать душу, нравственно возрастать, постигать тайну праведности, смысл жизни. - Что же в стихотворении говорит нам о том, что герой едет на богомолье, что подтверждает нашу мысль об этом? Лирический герой стихотворения понимает, что прожил жизнь не так, как хотелось ему, «что судьба не совсем удалась». В его душе разлад, ему тяжело. Его состояние души подтверждают строки «И душе тяжело состоять при разладе таком». - В какое время года происходит действие? Осенью. - Какие строки стихотворения подтверждают это? «… осень / Затеряла июньскую удаль и августа пышную власть, / Что дороги больны, что темнеет не в десять, а в восемь, / что тоскуют поля…». - Каков, на ваш взгляд, возраст героя? Вероятно, это человек на склоне лет. Осень не только в природе. Это ещё и осень жизни героя, когда время упущено, судьба не совсем удалась, и поздно исправить что-то в жизни, и потому «что время – не кафтан, и судьбу никому не дано перешить»; и потому, что годы ушли, а «осень для бедного сердца – плохая опора…». - Заметили ли вы, что все стихотворение – это монолог – размышление героя о своей судьбе, о жизни? В России всегда существовало такое искусство – как голос души, как исповедь души. Такова была русская традиция. Эту традицию продолжает и Евгений Блажеевский. - Когда же звучит это размышление? По дороге в Загорск, т.е. уже по дороге к святым местам человек прозревает, духовно очищается и по-новому видит и оценивает поступки, дела, всю свою жизнь. - А теперь обратимся к произведению известного русского писателя И.С.Шмелёва «Богомолье». Герой его произведения также отправляется на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Давайте сравним, что же видят герой стихотворения Е.Блажеевского и маленький Ваня, герой цикла рассказов И.С.Шмелёва. В стихотворении мы видим унылую картину осени, которая «затеряла июньскую удаль и августа пышную власть», и поневоле кажется, что автор стихотворения сравнивает осеннюю дорогу в Загорск с дорогой, по которой прошли герои И.С.Шмелёва в июне. 6. Чтение отрывка из цикла рассказов И.С.Шмелёва «Богомолье». «Веселые луговинки полны цветов – самая пора расцвета, июнь – месяц. В мокрой траве, на солнце, золотятся крупные бубенцы, никлые от дождя, пушистые, потрясёшь над ухом – брызгаются… Стоят по лесным лужайкам, как тонкие восковые свечки, ночнушки – Любки, будто дымком курятся – ладанный аромат от них. И ромашки, и колокольчики… Погода разгулялась, синее небо видно. Воздух после дождя благоуханный, свежий. От мокрого можжевельника пахнет душистым ладаном… Блеск, голубое небо – и в этом блеске, в голубизне, высокая розовая колокольня с сияющей золотой верхушкой! Верхушка дрожит от блеска, словно льётся золото. Дальше – боры темнеют. Ровный, сонный как будто, звон»5. - Мы понимаем, что когда И.С.Шмелёв говорит об июне – поре расцвета, он имеет в виду и возраст маленького Вани, когда его душа ещё радуется бытию, и на душе легко и светло, и он чувствует всю несказанную благодать и красоту Мира. И так же, как и герой стихотворения по дороге к святым местам становится другим и испытывает особенные, новые чувства, заставляющие его задуматься над смыслом жизни, так и герою Шмелёва всё кажется особенным: «Мы на святой дороге, и теперь мы другие, богомольцы. И всё кажется мне особенным. Небо – как на святых картинках, чудесного голубого цвета, такое радостное, мягкая, пыльная дорога, с травкой по сторонам, не простая дорога, а святая: называется – Троицкая. И люди ласковые такие… - будто мы все родные»6. - Заметили ли вы, что те же мысли и чувства посещают и лирического героя стихотворения «По дороге в Загорск». - Что он осознаёт, подъезжая к лавре? Он осознаёт, что нельзя жить по-прежнему: нельзя лгать, терять семью, «противно влюбляться тайком», не думать о ребёнке, которому дал жизнь… - Найдите строки стихотворения «где семейный сонет заменил холостяцкий верлибр». Как Вы понимаете эти строки? Что обозначает поэт словами «сонет» и «верлибр»? Обучающиеся, ещё раз обращаясь к записям на доске, говорят о мастерстве поэта Е. Блажеевского, сумевшего поэтическими терминами показать самую суть семейной, слаженной жизни и одинокой жизни холостяка. - Каким настроением пронизано стихотворение? Стихотворение наполнено грустными, горестными чувствами и размышлениями. - Почему же оно не оставляет чувство безнадёжности и безысходности? Почему, прослушав этот романс, мы светлеем душой и надеемся, что у героя всё будет в порядке? Потому что герой прозревает, потому что он не совсем ещё, не до конца, окаменел и иссох сердцем. В своём «томлении духовной жаждою» он уже близок к покаянию и душевной чистоте, веянию Благодати. - «Мне некуда больше спешить», - говорит он. И нам верится, что с приездом в святые места он окажется «дома», на родине, где его «душа почувствует себя прощённою и прощающею, примиренною и очистившеюся, где он по-новому увидит всю свою жизнь, весь смысл её, «и, вернувшись в своё жилище, обновит, освятит и его этим новым видением». - Обратимся к последним двум строчкам романса: И слова из романса: «Мне некуда больше спешить». Так и хочется крикнуть в петлистое ухо шофёра. Как вы понимаете выражение «петлистое ухо шофёра»? У И. Бунина есть рассказ «Петлистые уши». Его герой – убийца, человек, погубивший свою душу, совершивший смертный грех. Герою стихотворения, переживающему тяжелую драму души, возвращение к праведной жизни, хочется кричать о своём прозрении, но шофёр, везущий его в Загорск, глух к его переживаниям, душа его остаётся равнодушной, она утратила благодать, духовные очи его закрыты. И это тоже заставляет нас задуматься о судьбах людей, об их жизненном пути, на котором каждый человек делает свой выбор. 7. Вывод по уроку. - Понравился вам романс? Можно ли назвать его настоящим произведением искусства? Давайте ещё раз прослушаем романс от начала до конца и ответим на вопрос, который прозвучал в начале урока. - Что же делает романс Е. Блажеевского настоящим, подлинным, вечным? Учащиеся читают эпиграф к уроку: «Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным». - С какими ещё произведениями искусства, которые можно назвать настоящими, бессмертными встретились мы сегодня на уроке? Это цикл рассказов И.С. Шмелёва «Богомолье», это памятник архитектуры Троице-Сергиева Лавра. - А душа? Может ли душа человека стать вечной, бессмертной? Душа тоже бессмертна, если в ней присутствует Бог.
Домашнее задание.
1) И. Бунин. «Петлистые уши». 2) И. Шмелёв. «Богомолье», «Лето Господне». Примечания.
Приложение. Материал фильма: 1. Троице – Сергиева лавра на протяжении веков была связана с важнейшими событиями в жизни страны. Монастыри сыграли важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединении русских земель вокруг Москвы. В стенах обители работали духовные писатели: Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет и Максим Грек, живописцы: Андрей Рублёв, Даниил Чёрный и Дмитрий Плеханов, архитекторы: И.Ф.Мичурин и Д.В.Ухтомский. Основателями её стали братья Стефан и Варфоломей, в иночестве – Сергий, сыновья обедневшего боярина, переселившегося из Ростова Великого в небольшой городок Радонеж, стоявший на притоке реки Клязьмы – Таже. После смерти родителей они ушли жить отшельниками в лесную пустынь, поселились на холме Маковец в десяти верстах от Хотькова монастыря и срубили здесь келью и «церквицу малую» во имя Святой Троицы. Было это по одним сведениям – в 1337 году, по другим – в 1345 году. Так началась история Троице – Сергиевой Лавры. Со временем выдающаяся личность преподобного Сергия, его высочайший и нравственный авторитет выдвинули его в ряд крупнейших церковных деятелей России. Монастырь преподобного Сергия стал духовным оплотом страны, сыграл большую роль в объединении Руси, в освобождении от ненавистного татаро-монгольского ига. Сергий и его ученики деятельно трудились над воспитанием морали, над мировидением русских людей. Особенно широкий отклик на Руси вызвало участие преподобного Сергия в событиях, связанных с Куликовской битвой. Накануне выступления в поход Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь. Сергия напутствовал и благословил великого князя, военачальников и воинов на великий подвиг и отправил с ним двух монахов своего монастыря Пересвета и Ослябю, «Зело умеющих ратному делу, и силу имущих и удальство великое и смелость». Как известно, на битву оба монаха вышли без доспехов, воодушевляя воинов. Битва началась единоборством Пересвета с закованным в железо татарским богатырём Темир – Мурзой (Челубеем). Они ударили друг друга копьями и остались лежать мёртвыми. После Куликовской победы благоверный князь Дмитрий Донской снова посетил обитель Сергия, чтобы совершить здесь поминовение по павшим в бою русским войнам. Сергий, заступник земли Русской, скончался 25 сентября 1391 года и был погребён в Троицком соборе, основанного им монастыря. Как святой, Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен. Его спокойная, чистая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушёл одной из величайших слав России. Все, кто бывали в Троице – Сергиевой Лавре, поклоняясь мощам Преподобного, всегда ощущали образ величайшего благообразия, простоты, правды, святости, покоящийся здесь. Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная канонизация в народного святого, светящего нам с горных высот немеркнущей звездой. 2. Четверть века назад (ох, как они быстро летят, отпущенные нам Богом годы!) на дне рождения В. Высоцкого, отмечавшемся им дома, в очень узком кругу, познакомился я с истинным художником-самородком. Обаятельный и улыбчивый парень готовил что-то на кухне, накрывал на стол и влюбленными глазами смотрел на хозяина-именинника. Признаюсь, что я принял его поначалу за преданного поклонника Володиного творчества, готового на все для своего кумира. «Сегодня у меня праздник, - сказал Володя, - и я решил сделать подарок себе и вам. И подарок этот из дорогих, ибо петь нам будет Александр Подболотов, которому отпущен бесценный музыкальный дар»… Та ночь навсегда осталась у меня в памяти, а голос Подболотова, могучий и нежный одновременно, прозрачный, чистый, словно родник, по сей день звучит для меня как одно из высочайших проявлений человеческих возможностей и совершенства. Шли годы, и я все ждал, когда же на сцене Большого театра, на концертных площадках и в телевизионных передачах услышу неповторимый голос Подболотова. Но вместо подболотовских романсов угощали нас остывшими и не всегда вкусными музыкальными блюдами, сервированными посредственными, но сумевшими случайно попасть на бал удачи оборотистыми артистами. Чтобы хоть как-то противостоять приблатненной тогдашней телетусовке (хотя это были цветочки по сравнению с нынешней вампукой), включил я встречу с Александром в свою телепрограмму «Служенье муз не терпит суеты». Понимая, что мне одному, далекому от профессионального восприятия музыкальных тонкостей, с передачей не справиться, попросил я помощи у Виктора Правдюка. Съемку подболотовской программы мы решили провести во Пскове, на фоне старых архитектурных памятников, на живописных берегах Великой и Псковы. … Слушая вместе с друзьями подболотовский романс «По дороге в Загорск», который он всегда исполняет на бис, я прекрасно понимал, каким диссонансом звучал бы он на любом из пошлейших юбилейных капустников, регулярно демонстрируемых помногу часов на телеэкране. … Когда Александр Подболотов поет «Ой, вы кони мои вороные», или «Замело тебя снегом, Россия», равнодушным может остаться лишь манекен. Мне всегда радостно наблюдать за настоящими писателями и художниками, профессиональными дипломатами и учеными с мировыми именами, впервые услышавшими подболотовский голос. Они удивляются, что он не поет перед широкой аудиторией. Радостно оттого, что талант Александра виден сразу, а грустно, что не дают ему дороги к людям акулы сегодняшней попсы. А с каким восторгом слушают самородка простые люди, скромные труженики!.. слушают люди, которым они (его песни) близки и понятны, как близка и понятна Родина. Савва Ямщиков. И какие песни нам поют // Наш Современник. - 2000. - № 7 3. Блажеевский Евгений Иванович – русский поэт-семидесятник. (5.10. 1947. Кировабад – 9.05 1999. Москва) Окончил Московский полиграфический институт. В советское время печатался в основном на Западе, в журнале «Континент». В России первую книгу под названием «Тетрадь» выпустил в 1984 году. В 1995 году вышла книга стихов «Лицом к погоне», в 1998 году – сборник стихов «Черта». На закате перестройки он утверждал: Российская сущность свободы – Распад, растворение, мрак. Многих критиков изумила любовная лирика поэта. Литература: Кудимова М. // Знамя. – 1996. - № 11; Славецкий В. Тоска мужская // Славецкий В. Русская поэзия 80-90-х годов 20-го века – М. 1998.; Тарасова М. Святые мытарства // Дружба народов. – 1999. - № 2 Рассадин С. Отщепенец Евгений Б. – семидесятник // Наша улица. – 2001. - № 2.
|
Главная \ Методические разработки. \ Тема покаяния в творчестве поэта Е. Блажеевского (на примере анализа художественных особенностей сонета «По дороге в Загорск»).