Главная \ Методические разработки. \ "Свет Христов просвещает всех..."

Методические разработки

« Назад

"Свет Христов просвещает всех..."  16.01.2018 11:20

"Свет Христов просвещает всех" — эта цитата из Литургии Преждеосвященных Даров служит всем, кто выбрал педагогическую стезю учителя литературы,  напоминанием о христианском понимании просвещения — о том, что это не только  образование как совокупность информационных знаний, навыков и умений, но и просветленность души человека Светом Христовой Истины. Думаю, что в наше время это напоминание  не менее актуально, чем 100 лет назад,  когда эта надпись впервые появилась по Указу просвещенной государыни Елизаветы Петровны на фронтоне правого крыла здания Московского Императорского Университета, где находился Домовой храм святой мученицы Татианы.  

О том, как  как важно сейчас показать  этот свет нашим ученикам, я ещё раз задумалась, готовясь к урокам литературы по роману  Ф.М. Достоевского  "Преступление и наказание".

Услышав случайно на перемене разговор своих учеников  о том, что они будут "проходить" творчество Достоевского, я поняла, что их не особенно радует эта перспектива.    

— ...Самый страшный «тупик» — в том выводе, который делает сам автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества.

— ...Роман начинается в мрачных тонах, в них он продолжается и в них же и заканчивается.

— ...В целом, роман крайне мрачен. Такое не в любой период своей жизни выдержишь, и мне долго не удавалось заставить себя прочесть его даже до середины.

— ...Очень напряженная и пессимистичная для меня книга... Такая безысходность там во всем...

— Книгу  прочитала, посмотрела фильм. Фильм интересный, но  поражает  финал. Это отсутствие малейшего просветления, какой-либо надежды на возможность выхода из создавшегося положения. За что Светозаров лишил Раскольникова  способности к возрождению?

— ...Прочитала "Преступление..." летом. Общее ощущение от романа осталось, что это было    нечто очень мрачное и депрессивное. Но главное поняла: нельзя убивать даже ради благой цели...

Эти отзывы,  прочитанные мной накануне  уроков по роману "Преступление и наказание",  заставили меня вспомнить  уроки в школе, семинары по литературе  в институте,  на которых  мы обсуждали   с преподавателями  историю  петербургского студента XIX века,  и осуждали самое главное: его человеконенавистническую теорию.

Но, думается,  Достоевский в этом романе хотел рассказать  читателю  не только об этом. И мне ещё раз пришлось  сесть за хрестоматийную книгу, чтобы укрепиться в своём  мнении  об этом произведении и вместе со своими учениками проиллюстрировать  ещё одну  точку зрения  на роман  великого писателя. В результате совместной творческой и исследовательской работы учителя и учеников, на основе размышлений Н.А. Лобастова о романе Ф.М. Достоевского и появился этот урок.

 

Тема урока "Светлый мир героев" в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".  Итоговый урок по творчеству Ф.М. Достоевского.

Тип урока: урок художественного восприятия произведения.

Цели урока:  

— обобщить  и систематизировать знания по теме "Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание";

—  на основе текста произведения доказать, что  созданные писателем образы «пример удивительного умения находить "душу живу под самой грубой формой — и показать в ней тихо тлеющую искру Божию»;

— стимулировать познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся в решении проблемных задач урока;

— побудить обучающихся к размышлениям о нравственных проблемах в русской классической литературе, способствовать нравственному самосовершенствованию.

Формы и методы работы на  уроке: словарная работа, беседа,   комментарий учителя, анализ эпизодов, работа с текстом художественного произведения.

Оборудование урока: текст произведения, иллюстрации к произведениям Достоевского.  

Опережающее домашнее задание: найти в тексте романа и выписать в тетрадь цитаты, подтверждающие, что главный герой романа после совершенного им преступления испытывает невыносимые муки совести и внутренне готов к сведению счётов с жизнью. 

Оформление доски:

Эпиграфы к уроку

1) "Он   видел человеческую душу во всем и везде». В.С. Соловьев.

2) Вспомните, как много

Есть людей хороших —

Их у нас гораздо больше, —

Вспомните про них.

                         В. Коростылёв

Словарная работа: Божий промысел — непрестанное действие в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, все обращающей ко благу и направляющей к вечному спасению каждого человека в отдельности и человечество в целом.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей  и проблемных вопросов урока. 

Учитель:  Совсем недавно мы изучали с вами драму Островского "Гроза" и   соглашались с оценкой г. Калинова русским критиком Н.А. Добролюбовым. Потом в сочинении "Кто виноват в гибели Катерины?" вы писали, что в "темном царстве" не нашлось никого в окружении Катерины, кто бы помог ей.  Она же сама не может простить себя за содеянное и решает уйти от нравственных мучений ценой собственной жизни.

Разумеется, нарушение Катериной патриархальных законов  и преступление Раскольникова несопоставимы. Но есть  что-то сходное в стремлении к личной свободе героев,  в жажде грешить "по совести", в  нравственных мучениях  после содеянного. В драме Островского героиня заканчивает жизнь самоубийством. В романе "Преступление и наказание" герой, замученный  совестью, внутренним одиночеством, тяжкими мытарствами  души,  уже почти сделал свой шаг к самоубийству.

Почему же  не случилось в истории с Раскольниковым этой трагедии? Что его спасло? Это главный вопрос нашего заключительного урока по творчеству Ф.М. Достоевского.

В своих отзывах вы писали, что "роман крайне мрачен". И я много думала над этим. Оказывается,  факт психологического восприятия читателями произведений Ф.М. Достоевского хорошо известен: в то время, как одни погружаются в бездну безысходности и мрака, другие воспринимают его романы как прорыв сквозь мрак и безысходность к свету и надежде.

Почему так неоднозначно воспринимают читатели страницы романа?  Это второй вопрос, на который нам также предстоит ответить сегодня.

А третий вопрос, над которым мы будем сегодня размышлять звучит так: Можно ли  назвать Петербург Достоевского, как и Калинов Островского, "тёмным царством"?

III. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа на основе домашнего задания обучающихся.

Учитель. Итак, мы с вами знаем, что герой находится на грани не только духовной ("я себя убил"), но и физической гибели. Что указывает на это? Докажите это соответствующими цитатами из романа.

Ответы обучающихся. На то, что герой находится на краю пропасти, указывают его внутренняя борьба и невыносимые муки совести:

— «Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал полчаса в таком страдании, которое никогда не испытывал» (ч. II, гл. 2) 

— «Лицо его было чрезвычайно бледно и выражало необыкновенное страдание, как будто он только что перенёс мучительную операцию или его сейчас выпустили из-под пытки» (ч. II, гл. 5). 

— «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось душе его» (ч. II, гл. I) 

— «Он ясно ощущал, что ему нельзя было более обращаться к этим людям… И будь это все его родные братья и сёстры, то и тогда незачем было обращаться к ним. Это было ощущение, мучительнейшее из всех…» (ч. II, гл. I). 

Учитель. Почему герой  испытывает эти чувства?

Ответы. Изобретением своей человеконенавистнической теории и совершением преступления Родион сам исключил себя из мира людей,  он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех» (ч. II, гл. 2).

Учитель:   А можем ли мы доказать, что он, действительно,  близок  к  самоубийству?

Ответы: Да, можем. Мысль о самоубийстве навязчиво преследует Раскольникова:

— "Он не знал, да и не думал о том, куда идти; он знал одно: "что всё это надо кончить сегодня же, за один раз, сейчас же; что домой он иначе не воротится, потому что не хочет так жить" (ч. II, гл. 6).

— "Находясь в своей каморке в лихорадочном настроении, рассуждая о старушонке и принципе, он задумывается: " <...>  а то лучше уж и не жить". (ч. III, гл. 6)

— А вот  Раскольников  стоит на мосту и всматривается в «темневшую воду канавы» и размышляет:  «Нет, гадко <...>  вода... не стоит...» (ч. II, гл. 6).

— «Что ж, это исход! — думал он, тихо и вяло идя по набережной канавы. — Все-таки кончу, потому что хочу... <...> Исход ли, однако? А все равно! Аршин пространства будет, — хе! (ч. VI, гл. 2)

— Дуне, наконец,  он прямо признаётся: «— <...> видишь, сестра, я окончательно хотел решиться и много раз ходил близ Невы; это я помню. Я хотел там и покончить, но... я не решился..." (ч. VI, гл. 7)

Учитель. Какие ещё строки романа доказывают, что он может решиться на самоубийство?

Ответы: О самоубийстве Раскольникова задумываются  его близкие:

— "Разумихин смотрел ему вслед, задумавшись. Наконец, махнув рукой, вошел в дом, но остановился на средине лестницы. " <...>  — Ну что, если... ну как его одного теперь пускать? Пожалуй, утопится..." (ч. II, гл. 6).

— "Оставшись одна, Соня тотчас же стала мучиться от страха при мысли, что, может быть, действительно он покончит самоубийством. Того же боялась и Дуня".  (ч. VI, гл. 8).

— Порфирий Петрович опасается, что Раскольников покончит с собой: «На всякий случай есть у меня и еще к вам просьбица <...> если бы на случай, — ну так, на всякий случай, — пришла бы вам охота в эти сорок-пятьдесят часов как-нибудь дело покончить иначе, фантастическим каким образом — ручки этак на себя поднять (предположение нелепое, ну да уж вы мне его простите), то оставьте краткую, но обстоятельную записочку...» (ч. VI. гл. 2).

IV. Восприятие, осмысление и усвоение нового материала

1. Слово учителя:

Итак, на прошлом уроке, разговаривая о Соне,  мы с вами подошли к выводу о том,  что главная тема Достоевского, унаследованная  писателем от А.С. Пушкина и продолженная им, —  это Свет Божественной любви и промысел Божий. И Свет этот в романе, свет неугасимый во веки веков, свет христианства несёт вечная Сонечка. Малограмотная, смиренная, простодушная, молчаливая, ещё совсем девочка.

Помните, как преображаются герои  романа,  когда она появляется? Как расцветают их лица? Вот Соня заходит в тёмную каморку к Раскольникову, и он, убийца, проводив мать с сестрой, "был отчего-то счастлив". И Дуня  "ушла за матерью, тоже почему-то вся счастливая". И Разумихин  "откланялся и весь засиял" (ч. III, гл. 4). В этой главе происходит одно из важных событий романа: под влиянием этого сияния вечной жизни Раскольников "возвращается к себе" и оставляет мысль о самоубийстве:

" — Ну вот и славно! — сказал он Соне, возвращаясь к себе и ясно посмотрев на нее, — упокой господь мертвых, а живым еще жить! Так ли? Так ли? Ведь так? Соня даже с удивлением смотрела на внезапно просветлевшее лицо его" (ч. III, гл. 4).

Итак, в романе Достоевского мы наблюдаем ещё одну не менее важную для нас  мысль: покаяние будет рождаться в Раскольникове не столько от нравственных мучений ("Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? — говорил он себе. — Тем, что он — злодеяние? Что значит слово злодеяние? Совесть моя спокойна" (эпилог, гл. 2); не столько от слова о Христе, сколько от соприкосновения с людьми, несущими в себе отблеск Божественного Света. Митрополит Антоний (Сурожский) часто повторял «...древнее монашеское присловье: "Никто не может прийти к Богу, если не увидит на лице хотя бы одного человека сияние вечной жизни". Иначе говоря, истина христианства открывается человеку прежде всего не как рассуждение, но как личный пример».[1] Об этом красноречиво говорит эпизод со священником, пришедшим напутствовать умирающего Мармеладова, и на которого Катерина Ивановна набросилась в исступлении. Она сильно закашлялась в платок и показала его священнику: он был весь в крови.  "Священник поник головой и не сказал ничего" (ч. II, гл. 7). На  стон несчастной безумной  священник не имел  и верных слов утешения, да и что здесь слова... А Соня   несла  эту тяжёлую ношу на себе и была, действительно, в состоянии помочь и своей семье, и Раскольникову.  "Заметим еще одну подробность, — писал К. Леонтьев, — эта молодая девушка как-то молебнов не служит, духовников и монахов для совета не ищет, к чудотворным иконам и мощам не прикладывается".[2] Только благодаря   Сониной   деятельной любви к ближнему, её действенной заботе обо всех близких, становится возможным  воскресенье Раскольникова и обретение понимания самого главного: нет любви без Христа.

2. Работа с текстом романа, анализ ключевых  эпизодов, составление таблицы.

Слово учителя. А.Ф. Кони пишет о героях Достоевского: «Созданные образы  <...> пример удивительного умения находить "душу живу под самой грубой формой — и показать в ней тихо тлеющую искру Божию».[3] Давайте посмотрим, в ком  ещё из героев романа, кроме Сони, увидели мы отблеск Божественного Света. Давайте подумаем и назовём персонажей романа, рядом с которыми Раскольников ощущает этот Свет. Отметим и тех героев, в ком есть,   "тихо тлеющая искра Божья", и тех, кто гибнет, но всё же оказывается ещё способным на проявление человечности и добра.

(Студенты называют почти всех персонажей, кроме Лужина, особенно выделяя  Соню, Дуню, Разумихина и Порфирия Петровича).

Обратимся к тексту романа, найдём эпизоды, где персонажи романа проявляют человеколюбие, проанализируем их. Цитаты-примеры, подтверждающие способность героев романа Ф.М. Достоевского на жертвенность и доброту, оформим в таблицу, которую назовём «"Светлое царство" героев романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"».

 

Герой

Цитатная характеристика

Поленька, младшая сестра Сони Мармеладовой

" Раскольников разглядел худенькое, но милое личико девочки, улыбавшееся ему и весело, по-детски, на него смотревшее.

 — Любите вы сестрицу Соню?

 — Я ее больше всех люблю!  <...> 

Он с каким-то счастьем глядел на неё. <...> 

 —  А меня любить будете?

   Вместо ответа он увидел приближающееся к нему личико девочки и пухленькие губки, наивно протянувшиеся поцеловать его.  <...> 

—  Полечка, меня зовут Родион; помолитесь когда-нибудь и обо мне: "и раба Родиона" — больше ничего.

—  Всю мою будущую жизнь буду об вас молиться,  —  горячо проговорила девочка и вдруг опять засмеялась, бросилась к нему и крепко опять обняла его"  (ч. II, гл. 7).

 

Дмитрий Прокофьевич Разумихин

Разумихин  для Дуни и матери Раскольникова "стал сыном и братом": "Слушайте, вот что я сделаю: теперь у него Настасья посидит, а я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; <...> Потом от нас тотчас же бегу сюда и через четверть часа...принесу вам донесение: каков он? <...>. Потом от вас мигом к себе,  — <...> беру Зосимова  — это доктор, который его лечит... Тащу его к Родьке и потом тотчас к вам, значит, в час вы получите о нем два известия – и от доктора, понимаете, от самого доктора <...>  Коль худо, клянусь, я вас сам сюда приведу, а хорошо, так и ложитесь спать. А я всю ночь здесь ночую, в сенях, он и не услышит..."(ч. III, гл. 1)

Пульхерия Александровна Раскольникова

Размышления Раскольникова о содержании письма: "А мать? Да ведь тут Родя, бесценный Родя, первенец! Ну как для такого первенца хотя бы и такою дочерью не пожертвовать!"  (ч. I,  гл. 4)

Из письма матери: "Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше всё, вся надежда, упование наше." (ч. I, гл. 3)

Авдотья Романовна Раскольникова

Ради брата Дуня  готова на любые жертвы.

Раскольников о Дуне: "О милые и несправедливые сердца! Да чего: тут мы и от Сонечкина жребия, пожалуй что, не откажемся! Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит! Жертву-то, жертву-то обе вы измерили ли вполне? Так ли? Под силу ли?"(ч. I,  гл. 4)

Из письма Пульхерии Раскольниковой:"...чтобы ты знал, как любит тебя Дуня и какое у нее бесценное сердце..." (ч. I, гл. 3)

Из письма Пульхерии Раскольниковой: "Люби Дуню, свою сестру, Родя; люби так, как она тебя любит, и знай, что она тебя беспредельно, больше себя самой любит. Она ангел..." (ч. I. гл. 3)

Порфирий Петрович

Следователь советует Раскольникову явиться с повинной, заботясь о нём, не как следователь, а как человек. Ведь Раскольникову только 23 года. Он обещает ему в этом случае снизить срок наказания с 20-ти лет до 8-ми и утешает его:

"  — Что ж, страданье тоже дело хорошее. Пострадайте. <...> отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь, — прямо на берег вынесет и на ноги поставит. <...>  Еще бога, может, надо благодарить; почем вы знаете: может, вас бог для чего и бережет". 

" — Эх, Родион Романыч, да известно ли вам, какая вам за это воспоследует сбавка? <...> А я вам, вот самим богом клянусь, так "там" подделаю и устрою, что ваша явка выйдет как будто совсем неожиданная. <...> Я честный человек, Родион Романыч, и свое слово сдержу."  (ч. VI, гл. 2)

Прасковья Павловна Зарницына, домохозяйка Раскольникова.

Прасковья Павловна – безвозмездно дающая, но и отнимающая, причем ее логика вне понимания Раскольникова. Зато ее  отлично понимает Разумихин: едва вступив с Пашенькой в контакт, он налаживает отношения – снова возникает «бессрочный кредит» (ч. II, гл. 3).

Андрей Семёнович Лебезятников

Лебезятников помогает тронувшейся умом Катерине Ивановне, спасает Соню от обвинения в воровстве.

"Соня в мучительной нерешимости присела на стул. Раскольников молчал, глядя в землю и что-то обдумывая.

— Положим, Лужин теперь не захотел,  — начал он, не взглядывая на Соню. — Ну а если б он захотел или как-нибудь в расчеты входило, ведь он бы упрятал вас в острог-то, не случись тут меня да Лебезятникова! А?" (ч. V, гл. 4)

 

 

Зосимов

Зосимов очень внимательно и с большим интересом отнесся к Родиону, к его физическому и психическому состоянию, ни взял ни копейки за лечение. В ответ на раздражительное замечание Раскольникова, что он понимает, почему Зосимов лечит его бесплатно, последний отвечает: «Да вы не раздражайтесь. <...> предположите, что вы мой первый пациент, ну, а наш брат, только что начинающий практиковать, своих первых пациентов, как собственных детей, любил, а иные почти в них влюбляются.  А  я  ведь пациентами-то  не  богат... »  (ч. III,

гл. 3)

Лизавета, сводная сестра старухи-процентщицы

 

" —  Лизавету-то тоже убили! — брякнула вдруг Настасья, обращаясь к Раскольникову. Она всё время оставалась в комнате, прижавшись подле двери, и слушала. 

— Лизавету? — пробормотал Раскольников едва слышным голосом. 

— А Лизавету, торговку-то, аль не знаешь? Она сюда вниз ходила. Еще тебе рубаху чинила" (ч. II, гл. 4).

Соня о Лизавете: "Она была справедливая <...>  Она бога узрит." (ч. IV, гл. 4).

 

Семён Захарович Мармеладов

Из исповеди Мармеладова: ""Господь простит Соню, простит, я знаю, что простит. И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных" (ч. I, гл. 2).

"—  Папочку жалко! — проговорила она через минуту, поднимая свое заплаканное личико и вытирая руками слезы, <...> 

—  А папаша вас любил?  

— Он Лидочку больше всех нас любил, — продолжала она очень серьезно и не улыбаясь,  <...>  — потому любил, что она маленькая, и оттого еще, что больная, и ей всегда гостинцу носил, а нас он читать учил, а меня грамматике и закону божию..."(ч. II, гл. 7).

 

Миколка

Миколка решает принять на себя страдание за все свои предыдущие грехи.

Порфирий Петрович о Миколке: "Рвение имел, по ночам богу молился, книги старые, «истинные» читал и зачитывался. <...> ...в страдании есть идея...  <...> Миколка-то, может, и прав, что страданья хочет... <...> Так вот, я и подозреваю теперь, что Миколка хочет «страдание принять» или вроде того...." (ч. VI, гл. 2)

Алёна Ивановна, старуха-процентщица

Из разговора офицера и студента: "Славная она, у ней всегда можно денег достать <...> наших много у ней перебывало" (ч. I, гл. 6)

Пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь.

 

Но в ту минуту, как он стоял у перил и всё еще бессмысленно и злобно смотрел вслед удалявшейся коляске, потирая спину, вдруг он почувствовал, что кто-то сует ему в руки деньги. Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь. "Прими, батюшка, ради Христа". (ч. II, гл. 2)

 

Аркадий Иванович Свидригайлов

Свидригайлов не предает Раскольникова, все  делает с величайшим тактом и деликатностью, не добиваясь не благодарности, ни доброй памяти о себе: оплачивает похороны Катерины Ивановны Мармеладовой, выделяет капитал на устройство её детей-сирот, предлагает Раскольникову 10 тысяч рублей для Дуни, дабы избавить её от вынужденного брака с Лужиным, а всё семейство Раскольниковых от нищеты...

Свидригайлов Соне: "...Вот три пятипроцентные билета, всего на три тысячи. Это вы возьмите себе, собственно себе, и пусть это так между нами и будет, чтобы никто и не знал, что бы там вы ни услышали." (ч. VI, гл. 6)

"...Аркадий Иванович <...> принес ей пятнадцать тысяч рублей серебром, в разных билетах, прося принять их от него в виде подарка, так как он и давно собирался подарить ей эту безделку пред свадьбой..."(ч. VI, гл. 6)

 

Пьяница-мещанин

"Человек помолчал и вдруг глубоко, чуть не до земли, поклонился ему. По крайней мере тронул землю перстом правой руки.

   —  Что вы?  —  вскричал Раскольников.

   —  Виноват,  —  тихо произнес человек.

   —  В чем?

   —  В злобных мыслях.

Мещанин остановился и вдруг опять положил поклон, коснувшись перстом пола.

   —  За оговор и за злобу мою простите.

   —  Бог простит, — ответил Раскольников" (ч. IV, гл. 6)

 

Кухарка Настасья

Настасья бескорыстно заботится о Раскольникове, как родная мать.

"—  Вставай, чего спишь! – закричала она над ним, — десятый час. Я тебе чай принесла; хошь чайку-то? Поди отощал? <...> 

— Чай-то от хозяйки, что ль? – спросил он, медленно и с болезненным видом приподнимаясь на софе. 

—  Како от хозяйки!"

Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник. <...>

— Да, забыла! К тебе ведь письмо вчера без тебя пришло <...> Три копейки почтальону своих отдала" (ч. I, гл. 3).

 

Александр Григорьевич Заметов, письмоводитель в полицейской конторе

Разумихин: «Жалобились...  <...> Заметов сам по всем углам твои носки разыскивал и   собственными, вымытыми в духах,  ручками, с перстнями, вам эту дрянь подавал. Тогда только и успокоились...» (ч.II, гл.3).

Нищая баба с ребёнком.

" —  Сохрани тебя бог! — послышался плачевный голос нищей", когда Раскольников подал ей пятак (ч. VI, гл. 8).

Марфа Петровна Свидригайлова

"Марфа Петровна, за неделю до смерти, успела оставить тебе, Дуня, по завещанию три тысячи рублей, и деньги эти ты можешь теперь получить в самом скором времени". (ч. IV, гл. 2).

Коля с Лидочкой, дети Мармеладовых.

"Коля с Лидочкой вместе с мамашей вслух сперва "Богородицу" прочитают, а потом ещё одну молитву: "Боже, прости и благослови Соню..." (ч. II, гл. 7).

 

3. Заключительная беседа: 

Учитель: Какие радостные  сцены мы нашли сегодня в тексте,  сколько светлого увидели в героях! Оказывается, в этом, на первый взгляд, "тёмном царстве" есть и яркий "луч света" — Соня,   и свет, который струится из душ Дуни, Разумихина и Порфирия Петровича. И даже в душах самых надломленных героев  и даже в самых закоренелых злодеях писатель  сумел найти  и показать нам признаки  человечности.  Остаётся во мраке, пожалуй,  только  Лужин.

Тогда  почему же роман  показался нам таким мрачным? (следуют ответы учеников) А ведь не только нам. Многие читатели так воспринимают романы Достоевского. Об этом стоит задуматься.  

Есть воспоминание, что Николай I, начав читать "Героя нашего времени", принял за такового Максима Максимыча, увидев в незаметном, скромном персонаже М.Ю. Лермонтова символ патриархальных устоев и укрепления государственности России,  истинно народного героя того времени.  Вот и с романами Достоевского проблемы прежде всего в нашем восприятии, в настроенности нашей души увидеть подобное, разглядеть светлые начала  в человеке.

Да, в  романе немало безысходной обреченности,   трагична судьба большинства  героев.    Но только вспомните, сколько раз Разумихин  бежит туда и сюда по ночному Петербургу, беспокоясь о больном Раскольникове?  Кто сегодня готов на такое: ради  озлобленного грубияна всю ночь бегать по городу, спать возле него в коридоре на полу? Вот это любовь! Но воскресите в памяти  одну только сцену с Поленькой: увидев свет её детской молитвенной любви ко всем близким, к миру, не омраченный ничем, несмотря на её тяжёлую (тот же голод, та же нищета) жизнь, Раскольников "с каким-то счастьем глядел на неё." А вспомните Соню и каторжан? Мы с вами уже говорили на прошлом уроке о том, что каторжники воспринимают Соню как образ Богородицы и лучшего названия для явленной ее посредством иконы, нежели чем “Споручница грешных”, не придумать.  Ведь она становится  покровительницей и помощницей, утешительницей и заступницей всего острога. Прав, абсолютно прав герой Достоевского из романа "Братья Карамазовы", о том, что около благородного, прекрасного существа человек грубый и жестокий "ищет обновления, ищет возможности исправиться, стать лучшим, сделаться высоким и честным - "высоким и прекрасным", как ни осмеяно это слово!" [4]  Увидеть свет в человеке — это увидеть Бога, прикоснуться к Его Любви. Я думаю, что все живое, все настоящее в  мире держится только этим Светом.

4. Подведение итогов работы: 

Слово учителя. Наши выводы подтверждает и   религиозный мыслитель Н.О. Лосский: "Христианство Достоевского было светлое. Идеальное христианство, согласно его пониманию, есть действительно религия любви и потому свободы, религия благостного отношения ко всякому человеку и ко всему миру".[5]  В конце романа будут каторга, мертвый дом. И когда весной Раскольников и Соня будут сидеть у реки, наконец-то будто пелена спадёт с глаз Раскольникова. Он поймёт, кем для него была Соня, все эти люди, которые  просто жили, несли ему свой свет, и хоть полнота и сила этого сияния  были неодинаковы,  но их любви и веры хватило, чтобы стать для него знамением воскресенья.

5. Рефлексия: 

Учитель:  Давайте ещё раз обратимся к вопросам, поставленным в начале урока. Ответили ли мы на них?

Ученики дают утвердительные  ответы.

Итак, на основные  вопросы урока мы ответили. Возвратимся к главным темам в творчестве  Достоевского, о которых мы говорили в начале нашего урока:     это Свет Божественной любви и Божий промысел.  С первой темой всё понятно. А как же быть с Промыслом Божиим?  

— Да ведь я Божьего промысла знать не могу... И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать?" (ч. V, гл. 4)  — говорит однажды Соня Раскольникову. И то, что она говорит нам становится понятно в конце романа. Все светлые события в  романе  происходят мгновенно, вдруг. Можете назвать их? Что это за события в судьбах героев?

Размышления учеников.

Заключительное слово учителя.

Проявление Божьей воли в жизни Раскольникова, как чуда, мы видим в эпилоге романа: «Вдруг подле него очутилась Соня. Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам... В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для неё уже не было сомнений, что он любит, бесконечно любит её, и что настала же наконец эта минута». 

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет: «Вот эта краткость, быстрота или «некоторая скомканность конца эпилога», это «вдруг» у Достоевского в его мировидении идёт от Писания — несомненно: ибо много важнейшего происходило в Священной Истории вдруг, как всякое истинное чудо Божие, как проявление воли Божией. Ведь и Лазарь воскресает именно вдруг, по одному лишь кроткому велению Христа".[6]  

О защите Сони от клеветника Лужина  молится Катерина Ивановна, и неожиданно, "вдруг", появляется Лебезятников. "Она сирота, вас Бог послал!" — осознаёт происшедшее убитая  горем женщина. (ч. V, гл. 3).  Марфа Петровна оставляет Дуне по завещанию три тысячи рублей: "Ну что бы с нами было теперь, Дуня, без этих трёх тысяч! Господи, точно с неба упали!" (ч. IV, гл. 3). А дальше? Дуня  замужем за прекрасным  человеком, Миколка с  товарищем неожиданно отпущены на свободу, сироты Катерины Ивановны с собственным капиталом устроены в приличные заведения, спасена от разврата Сонечка... Раскольников возрождается к жизни, и нам снова приходят на память  слова Порфирия Петровича Раскольникову:  "...почём вы знаете: может, вас Бог для чего и бережёт".

И как в Огласительном слове на Пасху, так и хочется воскликнуть: "Ад, где твоё жало? Смерть, где твоя победа?"

V. Домашнее задание:   Творческая  (письменная) работа "Нравственные уроки романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" ("Над чем я задумался, читая роман...").

 

Литература

1. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Труды. Книга 1. Изд.: Практика, Москва.   2014 г. 1097с.  С. 3.

2. Леонтьев К.Н. Собрание сочинений.  Т. 8. М., 1912. С. 195. 

3.  Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. М.: Правда, 1989. С. 229.

4. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. Т.10. Братья Карамазовы. Гос. изд. худ. литературы. М., 1958. - С. 299.

5. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова  (с предисловием С. Левицкого). 1953. С. 211.

6. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Москва. — 1995. — С. 363