« Назад
Певец русской души… Н. М. Рубцов. 21.01.2016 13:44
Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова. До сих пор думал: Вологда – это Белов. Нет, прежде всего, Рубцов. Такой чистоты, такой одухотворённости, такого молитвенного отношения к миру – у кого ещё искать?
Ф.Абрамов.
1.1. Тип урока: креативный, урок творческого обобщения.
1.2. Оборудование и материалы к уроку, подготовленные обучающимися в результате целенаправленного поиска или выполненные ими:
- фотовыставка «Николай Рубцов»;
- песня на стихи Н. Рубцова «Букет»;
- видеофильм о Н. Рубцове «XX век - глазами российских поэтов. Н. Рубцов», Брянск. 2003г. Производство ООО НПО «Медиаресурсы для образования и просвещения»;
- стихи поэта в авторском исполнении «Поезд», «Тихая моя родина…»;
- поэтические цитаты-метафоры, крылатые выражения из стихов Н. Рубцова;
- высказывания о поэте выдающихся деятелей эпохи.
Опережающее домашнее задание: презентовать готовый продукт краткосрочного учебного проекта по творчеству Н.М. Рубцова (сценарный план заключительного урока, оборудование и материалы к уроку)
Подготовительный этап: 1. Изучение жизни и творчества Н. М.Рубцова на уроках литературы. 2. Посещение интернет-музея поэта. 3. Подбор учащимися фотоматериалов из архива музея и создание фотовыставки «Николай Рубцов». 4. Составление сценария занятия-поэтического вечера. 5. Разучивание студентами стихотворений поэта, подготовка художественного чтения.
7. Организация интернет-поиска информационных материалов по творчеству Рубцова (цитат поэта, высказываний о нём, песен на стихи Н.М. Рубцова, фотографий поэта, статей, документов о нём и пр.)
Основные заданные ключевые и предметные компетенции:
Ключевые:
- информационные,
- ценностно-смысловые;
- социокультурные компетенции.
Предметные компетенции:
- планирование информационного поиска, работа с разными источниками информации, извлечение первичной и вторичной информации, её анализ;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней, применение духовно - нравственного опыта в жизненных ситуациях;
- владение культурными нормами и традициями, в том числе и прожитыми в собственной деятельности.
1.3. Основная цель учителя по отношению к заданным компетенциям (ключевым и предметным):
- предоставить студентам возможность осознания и постижения эстетического идеала поэта.
1.4. Основная цель учителя по отношению к индивидуальной самореализации учеников во время урока:
- способствовать раскрытию интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся, развивать потребность в самовыражении и сопереживании;
- предоставить возможность выразить своё мнение, свою личную точку зрения, проявить художественные и артистические способности;
- создать условия для эмоционально-личностного воздействия на сознание студентов, пробуждения и упрочения их интереса к поэзии как средства, отражающего и созидающего мир личности;
- способствовать активизации читательского опыта студентов, выявлению их читательских впечатлений как условия освоения нравственных ценностей на примере творчества Н.М. Рубцова.
1.5. Предполагаемые цели учеников:
- презентовать готовый продукт краткосрочного учебного проекта по творчеству Н.М. Рубцова: урок-поэтический вечер;
- выразить своё мнение, свою личную точку зрения, проявить художественные и артистические способности;
- рассмотреть содержание и эстетическое наполнение поэзии Н. Рубцова, нравственные проблемы и темы, поднимаемые поэтом в своём творчестве.
1.6. Задание на целеполагание:
- обобщить духовно-нравственный потенциал русской литературы на примере поэтического творчества Н.М. Рубцова и проблем, которые в нём поднимаются;
1.7. Главные проблемные вопросы урока:
- Какова главная тема поэтического творчества Н.М. Рубцова?
- Что даёт нам общение с лирикой Н.М. Рубцова?
1.8. Как именно на уроке предполагается достичь индивидуальной самореализации учеников в направлении данных компетенций:
- создать благоприятные условия для реализации творческих замыслов;
- предоставить возможности для проявления творческих способностей обучающихся.
1.9. Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой по минутам
Этапы урока
|
Деятельность учеников
|
Время, отвед.
на выполн.задания
|
Организационный момент
(целеполагание,выделение проблемы и формулировка творческого задания;
Цели:активизировать работу учащихся;
- задать вектор работы по теме.
|
I. Слово обучающихся: представляют гостей и знакомят присутствующих с темой урока-вечера и главными проблемными вопросами занятия:
- Какова главная тема поэзии Н.М. Рубцова?
- Что даёт нам общение с лирикой поэта?
II.Формулируют самостоятельно основные цели урока, способы решения проблемы и способы работы на уроке:
чтобы решить основные проблемы, нужно:
- выявить специфические черты лирического героя Н.М. Рубцова, особенности его мирочувствования;
- познакомиться со стихами поэта, проникнуться его настроениями, размышлениями;
- на основе просмотра фотовыставки, экспонатов рубцовского музея, видеофильма о поэте, беседы с рубцоведом С. Лагеревым, рассказа обучающихся о жизни и творчестве поэта получить представление о поэтическом мире Н.М. Рубцова;
- ответить на главные вопросы поэтического занятия.
|
5 мин.
|
Актуализация знаний.
Цели: формировать устойчивый интерес к нравственным ценностям литературы, представление о ней как о системе художественных образов и ценностей.
|
I. Обучающиеся принимают участие в дискуссии.
Студенты предоставляют слово преподавателю и отвечают на его вопросы.
Беседа по изученному материалу:
на предыдущих уроках мы познакомились с творчеством Н.М. Рубцова.
1. Какое ключевое слово, образ чаще всего встречаются в лирике Рубцова? Почему? (Это слово душа).
2. Что такое душа? (Душа – это, прежде всего, внутренний, психический мир человека, его сознание).
3. Почему русская литература берет на себя смелость и обязанность «пытать человека душой»?
4. Что роднит понятия душа и духовность, насколько они близки?
5. Можно ли постичь душу человека?
6. Как вы сами чувствуете, есть ли у вас душа? Какие вы сможете привести известные выражения со словом душа и объяснить их значения. (Радостно на душе, легко на душе, душа не на месте, от всей души, стоять над душой, за душу берёт).
7. Душа – это также то или иное свойство характера, или сам человек с теми или иными свойствами.
(Добрая душа, чёрствая душа, пустая душа, светлая душа).
8. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное, бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.
(Бессмертная душа, думать о спасении души).
9. Сам Рубцов говорил об этом: “Все темы души – это вечные темы, и они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны”.
II. Слушают обобщающее слово учителя:
Душа - это ценность, существующая в человеке изначально, но не всегда опознанная и вызванная к жизни; это сущность личности, автономность и самоценность человека.
Именно душа, поиск ее истин так важны были для Николая Рубцова. Редко в каком стихотворении нет у него упоминания о душе, чувства разлада или согласия с душой, желания вернуть то, что утвердило бы его в жизни и раскрыло бы ее смысл.
|
10 мин
|
Основная часть:
Самореализация: (художественное чтение стихотворений поэта, представление продуктов собственного творчества)
|
I. Обучающиеся представляют свой проект:
1. Читают выразительно и слушают стихотворение Н.М. Рубцова: «Душа хранит».
2. Студенты слушают в авторском исполнении стихотворения «Тихая моя родина» и «Поезд».
3. Студенты делают выводы:
- Это образцы настоящей «тихой лирики», особое направление в поэзии, ориентированное на строгий классический размер, глубину и ясность.
- Поэт говорит о проблемах человеческой жизни, о внутреннем состоянии человека, его нравственности, о движении его сердца и души.
4. Презентация студентами фотовыставки «Николай Рубцов» и рассказ о жизни поэта..
|
25 мин.
|
Демонстрация продукта исследования.
Цель: познакомить с наиболее интересными архивными материалами по творчеству поэта, людьми, занимающимися научным исследованием его творчества, любителями поэзии Н.М. Рубцова.
|
II. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.
1.Выступление известного сургутского рубцоведа, члена Союза журналистов России С.А. Лагерева.
2. Показ архивных документов, рассказ о наиболее интересных из них. По следам ушедшего времени. Н. Рубцов. Показ экспонатов музея Рубцова.
4. Просмотр видеофильма «XX век - глазами российских поэтов. Н. Рубцов».
III. Выступления обучающихся:
1. Литературно-музыкальная композиция обучающихся о поэте.
IV.Заключительная беседа.
1. Какое впечатление произвели на вас стихи Рубцова? Какие из услышанных понравились вам больше всего? Почему?
2. Какое впечатление о личности поэта сложилось у вас после знакомства с его лирикой? Какой человек мог написать такие строки?
3. Какие ведущие темы, мотивы, образы вы могли бы отметить в его творчестве?
V. Открытый микрофон: выступления гостей, обучающихся.
Все желающие читают свои любимые стихи, написанные Н.М. Рубцовым, высказывают своё мнение о творчестве поэта, делятся впечатлением от увиденного и услышанного на уроке:
Поэт тонко чувствует природу, её неповторимую красоту. В его интонации соединены трагизм и жизнеутверждение.
Рубцов пишет просто и одновременно искренне о прекрасных душевных качествах русского человека, его нравственных ценностях, красоте и любви, о жизни и смерти, о добре и зле – вот ведущие темы и мотивы лирики Рубцова.
В центре всего его творчества – родина, Русь, как чаще всего называет её поэт. В это понятие входит красота природы и счастье человека, его земная судьба и вечность, вся земля и “тихая родина”, это всё человечество – вот главные ориентиры его творчества.
Поэт раскрывает судьбы и души людей, их помыслы и деяния, всю жизнь человека на фоне быта и бытия, пропуская их через сердце, оставаясь наедине со своей совестью и мирозданием.
|
30 мин.
|
Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель: включить учащихся
в обсуждение проблемного вопроса;
подвести итог проделанной на уроке работе.
|
VI. Ответы обучающихся на главные проблемные вопросы занятия:
- Главная тема лирики Н.М. Рубцова – судьба России.
- Общение с лирикой Н. М. Рубцова - прикосновение к миру русской души, национальной культуре и вечным человеческим ценностям.
- Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к состраданию и совестливости.
- Поэзия Рубцова способна пробудить и очистить душу, вернуть данное нам от природы чувство прекрасного.
|
10 мин.
|
|