Главная \ Методические разработки. \ Певец русской души… Н. М. Рубцов.

Методические разработки

« Назад

Певец русской души… Н. М. Рубцов.  21.01.2016 13:44

 Бог  явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова.  До сих пор думал: Вологда  –  это Белов. Нет, прежде всего, Рубцов. Такой чистоты, такой одухотворённости, такого молитвенного отношения к миру  –  у кого ещё искать?

                                                                                                                     Ф.Абрамов.

1.1. Тип урока: креативный, урок творческого обобщения.

1.2. Оборудование и материалы к уроку, подготовленные обучающимися в результате целенаправленного поиска или выполненные ими:

- фотовыставка «Николай Рубцов»;

- песня на стихи Н. Рубцова «Букет»;

- видеофильм о Н. Рубцове «XX век -  глазами российских поэтов. Н. Рубцов», Брянск. 2003г. Производство  ООО  НПО «Медиаресурсы для образования и просвещения»;

- стихи поэта в авторском исполнении  «Поезд», «Тихая моя родина…»;

- поэтические цитаты-метафоры, крылатые выражения из стихов Н. Рубцова;

- высказывания о поэте выдающихся деятелей эпохи.

Опережающее домашнее задание: презентовать готовый продукт краткосрочного учебного проекта по творчеству Н.М. Рубцова (сценарный план заключительного урока, оборудование и материалы к уроку)

Подготовительный этап:
1. Изучение  жизни и творчества Н. М.Рубцова на уроках литературы.
2. Посещение интернет-музея поэта.
3. Подбор  учащимися фотоматериалов из архива музея и создание фотовыставки  «Николай  Рубцов».
4. Составление сценария занятия-поэтического вечера.
5. Разучивание студентами стихотворений поэта, подготовка художественного чтения.

7. Организация интернет-поиска информационных материалов по творчеству Рубцова (цитат поэта, высказываний о нём, песен на стихи Н.М. Рубцова, фотографий поэта, статей, документов о нём  и пр.)

Основные заданные ключевые и предметные компетенции:

Ключевые:

 - информационные,

 - ценностно-смысловые;

 - социокультурные  компетенции.

 Предметные компетенции: 

 - планирование информационного поиска, работа с разными источниками информации,  извлечение первичной и вторичной информации, её анализ;

 - понимание авторской позиции и своё отношение к ней, применение духовно - нравственного опыта в жизненных ситуациях;

 - владение культурными нормами и традициями, в том числе и прожитыми в собственной деятельности.

1.3. Основная цель учителя по отношению к заданным компетенциям (ключевым и предметным):

  • предоставить студентам возможность  осознания и постижения эстетического идеала поэта.

1.4. Основная цель учителя по отношению к индивидуальной самореализации учеников во время урока: 

  • способствовать раскрытию интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся,  развивать потребность в самовыражении и сопереживании;
  •  предоставить возможность выразить своё мнение, свою личную точку зрения, проявить художественные и артистические способности;
  • создать условия для эмоционально-личностного воздействия на сознание студентов, пробуждения и упрочения их интереса к  поэзии как средства, отражающего и созидающего мир личности;
  • способствовать активизации читательского опыта студентов,  выявлению их читательских впечатлений как условия освоения нравственных ценностей на примере творчества Н.М. Рубцова.

1.5. Предполагаемые цели учеников:

  • презентовать готовый продукт краткосрочного учебного проекта по творчеству Н.М. Рубцова: урок-поэтический вечер;
  • выразить своё мнение, свою личную точку зрения, проявить художественные и артистические способности;
  • рассмотреть содержание и эстетическое наполнение поэзии Н. Рубцова, нравственные проблемы и темы, поднимаемые поэтом в своём творчестве.

1.6. Задание на целеполагание:

  • обобщить духовно-нравственный  потенциал русской литературы на примере поэтического творчества Н.М. Рубцова  и проблем, которые в нём поднимаются;

1.7. Главные проблемные вопросы урока:

  • Какова главная тема поэтического творчества Н.М. Рубцова?
  • Что даёт нам общение с лирикой Н.М. Рубцова?

1.8. Как именно на уроке предполагается достичь индивидуальной самореализации учеников в направлении данных компетенций:

  • создать благоприятные условия для реализации творческих замыслов;
  • предоставить возможности для проявления творческих способностей обучающихся.

1.9. Этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой по минутам 

 

 

Этапы урока

 

 

Деятельность учеников

Время, отвед.

на выполн.задания

Организационный момент

(целеполагание,выделение проблемы и формулировка творческого задания;

Цели:активизировать работу учащихся;

 - задать вектор работы по теме.

 

I. Слово обучающихся: представляют гостей и знакомят присутствующих с   темой урока-вечера и главными проблемными вопросами занятия:

 - Какова главная тема поэзии Н.М. Рубцова?

 - Что даёт нам общение с лирикой поэта?

II.Формулируют самостоятельно  основные цели урока, способы решения проблемы и  способы работы на уроке:

 чтобы решить основные проблемы, нужно:

 - выявить специфические черты лирического героя Н.М. Рубцова, особенности его мирочувствования;

  -  познакомиться со стихами поэта, проникнуться его настроениями, размышлениями;

  - на основе просмотра фотовыставки, экспонатов рубцовского музея, видеофильма о поэте, беседы с рубцоведом С. Лагеревым, рассказа обучающихся о жизни и творчестве поэта получить представление о поэтическом мире Н.М. Рубцова;

 - ответить на главные вопросы поэтического занятия.

 

5 мин.

Актуализация знаний.

Цели: формировать  устойчивый интерес к нравственным ценностям литературы,  представление о ней как о системе художественных образов и ценностей.

I. Обучающиеся принимают участие в дискуссии.

Студенты предоставляют слово преподавателю и отвечают на его вопросы.

Беседа по изученному материалу:

на предыдущих уроках мы познакомились с творчеством Н.М. Рубцова.

1. Какое ключевое слово, образ чаще всего встречаются в лирике Рубцова? Почему? (Это слово душа).

2. Что такое душа? (Душа – это, прежде всего, внутренний, психический мир человека, его сознание).

3. Почему русская литература берет на себя смелость и обязанность «пытать человека душой»?

4. Что роднит понятия  душа и духовность, насколько они близки?

5. Можно ли постичь душу человека?

6. Как вы сами чувствуете, есть ли у вас душа? Какие вы сможете привести известные выражения со словом душа и объяснить их значения. (Радостно на душе, легко на душе, душа не на месте, от всей души, стоять над душой, за душу берёт).

7. Душа – это также то или иное свойство характера, или сам человек с теми или иными свойствами. 

(Добрая душа, чёрствая душа, пустая душа, светлая душа).

8. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное, бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.

(Бессмертная душа, думать о спасении души).

9. Сам Рубцов говорил об этом: “Все темы души – это вечные темы, и они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны”.

II. Слушают обобщающее слово учителя:

Душа - это ценность, существующая в человеке изначально, но не всегда опознанная и вызванная к жизни; это сущность личности, автономность и самоценность человека.

Именно душа, поиск ее истин так важны были для Николая Рубцова. Редко в каком стихотворении нет у него упоминания о душе, чувства разлада или согласия с душой, желания вернуть то, что утвердило бы его в жизни и раскрыло бы ее смысл.

 

10 мин

Основная часть:

Самореализация: (художественное чтение стихотворений поэта, представление продуктов собственного творчества)

 

I. Обучающиеся представляют свой проект:

1. Читают выразительно и слушают стихотворение Н.М. Рубцова: «Душа хранит».

2. Студенты слушают в авторском исполнении стихотворения «Тихая моя родина» и «Поезд».

3. Студенты делают выводы:

 - Это образцы настоящей «тихой лирики», особое направление в поэзии, ориентированное на строгий классический размер, глубину и ясность.

 - Поэт говорит о проблемах человеческой жизни, о внутреннем состоянии человека, его нравственности, о движении его сердца и души.

4. Презентация студентами фотовыставки «Николай Рубцов» и  рассказ о жизни поэта..

25 мин.

Демонстрация продукта исследования.

Цель: познакомить с наиболее интересными архивными материалами по творчеству поэта, людьми, занимающимися научным исследованием его творчества, любителями поэзии Н.М. Рубцова.

II. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

1.Выступление известного сургутского рубцоведа, члена Союза журналистов России С.А. Лагерева.

2. Показ  архивных документов, рассказ о наиболее интересных из них.  По следам ушедшего времени. Н. Рубцов. Показ экспонатов музея Рубцова.

4. Просмотр видеофильма «XX век -  глазами российских поэтов. Н. Рубцов».

III. Выступления обучающихся:

1. Литературно-музыкальная композиция обучающихся о поэте.

IV.Заключительная беседа.

1. Какое впечатление произвели на вас стихи Рубцова? Какие из услышанных понравились вам больше всего? Почему?

2. Какое впечатление о личности поэта сложилось у вас после знакомства с его лирикой? Какой человек мог написать такие строки?

3. Какие ведущие темы, мотивы, образы вы могли бы отметить в его творчестве?

V. Открытый микрофон: выступления гостей, обучающихся.

Все желающие читают свои любимые стихи, написанные  Н.М. Рубцовым, высказывают своё мнение о творчестве поэта, делятся впечатлением от увиденного и услышанного на уроке:

        Поэт тонко чувствует природу, её неповторимую красоту. В его интонации соединены трагизм и жизнеутверждение.

Рубцов пишет просто и одновременно искренне о прекрасных душевных качествах русского человека, его нравственных ценностях, красоте и любви, о жизни и смерти, о добре и зле – вот ведущие темы и мотивы лирики Рубцова.

 В центре всего его творчества – родина, Русь, как чаще всего называет её поэт. В это понятие входит красота природы и счастье человека, его земная судьба и вечность, вся земля и “тихая родина”, это всё человечество – вот главные ориентиры    его творчества.

        Поэт раскрывает судьбы и души людей, их помыслы и деяния, всю жизнь человека на фоне быта и бытия, пропуская их через сердце, оставаясь наедине со своей совестью и мирозданием.

 

 

30 мин.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель:  включить учащихся

в обсуждение проблемного вопроса;

подвести итог проделанной на уроке  работе.

 

VI. Ответы обучающихся  на главные проблемные вопросы занятия:

 - Главная тема лирики Н.М. Рубцова – судьба России.

 - Общение с лирикой Н. М. Рубцова - прикосновение к миру русской души, национальной культуре и вечным человеческим ценностям.

  - Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к состраданию и совестливости.

 -  Поэзия Рубцова способна пробудить и очистить душу, вернуть данное нам от природы чувство прекрасного.

 

 

10 мин.