« НазадМолитвенная лирика М.Ю. Лермонтова. 03.12.2018 22:28
Тема: Молитвенная лирика М. Ю. Лермонтова. Тип урока: урок открытия новых знаний. Цели и задачи урока:
Основные виды работы на уроке:
Формируемые УУД:
Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы:
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Оформление доски:
Опережающее домашнее задание: Всем обучающимся:
Индивидуальные задания:
А.С. Пушкин "Отцы-пустынники и жены непорочны..."; М.Ю. Лермонтов "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…"); М.Ю. Лермонтов "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный…"); М.Ю. Лермонтов "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."); М.Ю. Лермонтов "Выхожу один я на дорогу..."; М.Ю. Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива...". Ход урока I. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих. II. Актуализация знаний обучающихся по теме. Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о литературных родах. Мы знаем, что это собрание словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому.Вопрос: Какие вы знаете роды литературы?Ответ: Выделяются три основных рода литературы: драма, эпос, лирика. Вопрос: Какие произведения относятся к драме (эпосу, лирике)? Драма — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль. Эпос — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк. Лирика — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Жанры (по форме) лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия. Учитель: Существует также четвертый род литературы в традиционной классификации. Лироэпика — это род литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя. Сегодня мы с вами будем говорить о лирической поэзии. Вопрос: Какие разновидности лирической поэзии вам известны? Ответ: философская лирика, гражданская, любовная, пейзажная. Учитель: Верно, именно эти разновидности лирики выделяются в современном литературоведении. Но есть ещё молитвенная лирика, в которой отражена духовная жизнь ее авторов. Опытом духовной жизни, запечатленным в стихах, можем воспользоваться и мы, сегодняшние читатели, если «томимся духовной жаждой» и стремимся к самопознанию и духовному совершенствованию. III. Первичное усвоение новых знаний. Учитель: Молитва как художественный текст ориентирована на молитвенное слово (как на память о церковной природе жанра). Вопрос: Что же такое церковная молитва? Ответ: Это проникновенное обращение верующего человека, обращенное к Спасителю (Иисусу Христу), Божией Матери, Ангелу-Хранителю, святым угодникам. Учитель: Действительно, молитва - это словесное выражение живого богообщения. Существуют различные виды молитвы: молитва-прошение, покаянная молитва, молитва-благодарение, хвалебная и молитва-ходатайство. Стихотворная молитва — специфический жанр лирической поэзии, ориентированный на молитвенный канон и характеризующийся определенной архитектоникой (обращением к Божественному началу, системой прошений, канонической концовкой), диалогичностью, устойчивым мотивно-тематическим комплексом. Жанр стихотворной молитвы, возник из переложений ветхозаветных псалмов и граничащей с жанром духовной оды и оформился в русской поэзии XVIII в., а в XIX в. стал одним из самых распространенных жанров лирической поэзии. Как оригинальный и самостоятельный, жанр стихотворной молитвы закрепился в русской стихотворной системе в XVIII в., окончательно оформившись в перелагательном творчестве А. П. Сумарокова, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, М. М. Хераскова, И. Ф. Богдановича, Г. Р. Державина. Молитвенная лирика встречается в творчестве Ф.И. Тютчева, Ф.Н. Глинки, А.А. Фета, Н.В. Гоголя ( стихотворение «К тебе, о Матерь Пресвятая»), Н. М. Языкова, А. В. Кольцова, Е. А. Баратынского, Н. П. Огарёва, И.С. Никитина, А.К. Толстого. История русской лирики XIX века свидетельствует о пристальном интересе и других известных поэтов к таинству молитвенного слова. Почти у каждого русского поэта, за редким исключением, есть стихотворения-молитвы, потому что именно они обладают живительной силой исцелять измученные житейскими невзгодами человеческие души. В творчестве этих и других поэтов происходит развитие жанра по пути лиризации молитвы и постепенного отказа от непосредственного переложения канонического текста. Существуют следующие типы стихотворной молитвы [3] (карточка-информатор 1): молитва-переложение (точное переложение канонического текста или вариант лирического его прочтения); молитва-подражание (собственно вольный перевод или подражание); молитва-вариация (своего рода размышление по поводу известного текста или сюжета, ориентированное на лирическое осмысление канонического текста); «моя молитва» (импровизация; создание собственной молитвы поэтом; своего рода лирическая медитация, носящая глубоко личностный исповедальный характер); метамолитва (молитва о молитве; стихотворение о молитвенном событии, о воздействии молитвенного слова или о значимости молитвы в жизни человека); пародийная молитва (пародия на канонический текст или на молитвенную ситуацию). Церковная молитва имеет определенную структурную композицию: «личное обращение, изложение предмета и оснований (просьбы, благодарности или прославления». Такая композиция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы. Вопрос: Можете ли вы привести примеры, когда каноническая молитва в творчестве русских поэтов становится молитвой поэтической? Ответ: У А.С. Пушкина есть поэтическое переложение самой главной молитвы христиан — «Отче наш». Учитель: Другое ее название — «Господня молитва», так как она дана в качестве образца Иисусом Христом своим ученикам. Вот как она звучит (карточка-информатор 2): Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. А вот молитва-переложение А.С. Пушкина (карточка-информатор 3): Отец людей, Отец небесный! Мы знаем ещё одно стихотворение А.С. Пушкина, которое является поэтическим переложением Великопостной покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина, христианского поэта IV века, богослова и проповедника, пустынника, призывавшего к покаянию. Послушаем этот замечательный образец поэтической молитвы. Обучающийся читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина "Отцы-пустынники и жёны непорочны" [4] Учитель: Обратите внимание, молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Пушкин любил передавать молитвы, рассказывать, что читают на молитве. Мальчик в "Борисе Годунове" читает молитву за царя, великолепную православную молитву. Пушкин показывает, как молится правоверный о гибели гяуров "Стамбул гяуры нынче славят..."), как араб хвалит всесоздавшего Аллу, он рассказывает о религиозной муке сурового пуританина ("Странник"). Поэт передает, описывает, читает молитвы. Есть у него в стихах молитвословия христианские, магометанские, есть слова “молитв”, но нет молитвы. Но есть другой поэт. У которого есть молитва — и нет молитвословий. По устремлению, по сокровенному порыву, по радости или муке, все стихотворения этого поэта — молитва. И сегодня на уроке мы обратимся к его стихам. IV. Объявление темы и целей урока. Учитель: Итак, тема нашего урока "Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова". Сегодня мы с вами определим место и значение данного жанра в лирике поэта, выявим особенности лермонтовской молитвы, будем совершенствовать умение выразительно читать и анализировать лирическое произведение, рассмотрим ценностные основы духовной лирики, будем развивать речевую культуру и эстетический вкус . V. Открытие нового знания и совершенствование навыков анализа стихотворения 1. Лекция учителя. Учитель: На первый взгляд, эта мысль, о том, что своё развитие этот жанр получил именно в лирике Лермонтова, выглядит абсурдной. Ведь начало 19 века - это годы увлечения западными литературными кумирами Шиллером, Байроном, Гёте, Гейне. В это время появляются авторы, воспевающие безудержную вольность, одиночество личности, стремление к бунту, ниспровержение авторитетов, доходившее часто до открытого богоборчества (восстания против Бога). И совершенно очевидно, что русский романтик Лермонтов в этом отношении продолжает традиции западноевропейского романтизма, прежде всего Байрона, для которого богоборческий и демонический мотивы были очень характерны. Лермонтов начал знакомиться с творчеством Байрона с детства. В 15 лет он изучил английский язык и делал переводы стихов Байрона. Многие современники, а потом исследователи творчества Лермонтова отмечали его так называемый байронизм. Обращал на это внимание, к примеру, Александр Блок. А вот какое впечатление произвел Лермонтов на Ивана Сергеевича Тургенева, который увидел его в доме княгини Шаховской: "В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз... Не было сомнения, что он, следуя тогдашней моде, напустил на себя известного рода байроновский жанр..."[5]. Влияние Байрона, несомненно, сказалось как в романтическом пафосе, стиле, так и в идейной основе лермонтовской поэзии, особенно ранней. В лермонтовской лирике много стихов, посвященных демону и связанных с этим образом. Над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь. Трудно найти писателя XIX века, которого бы так сильно занимала эта тема. Поэт сравнивает себя с демоном: Как демон хладный и суровый, Я в мире веселился злом, Обманы были мне не новы, И яд был на сердце моём... В стихотворении "Я не для ангелов и рая" (написано в 1831г., поэту — 17 лет), написанном в том же году, он ещё решительней говорит о своём сходстве с главным персонажем своей поэмы: Как демон мой я зла избранник, как демон, с гордою душой, Я меж людей беспечный странник, Для мира и небес чужой... Как известно, внешняя жизнь Лермонтова не отличалась благочестием. Но вот после смерти его, как значится в описи его имущества, осталось "четыре образа и серебряный нательный крестик... с мощами". Существует также рассказ о том, что Лермонтова, этого печоринствующего отрицателя, один из его товарищей застал однажды в церкви. Поэт молился на коленях. [6] Таким же тайным молитвенником и одновременно явным отрицателем был он и в поэзии. Молитва его была сокровенна, сознательно скрытна, затаённа. В.А. Солоухин, размышляя над этим, писал: "Исследователей удивляет некая двойственность личности Лермонтова, когда наряду с видимым озлоблением и, как мы теперь сказали бы, крайним индивидуализмом вдруг проступали черты человечности, мягкости, нежности и добра. А между тем ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что ранний, юношеский демонизм и байронизм были только позой, душа же его на самом деле была — верх чистоты, доброты, мягкости и ранимости. С годами шелуха позы... осыпалась, а подлинная душа всё более высветлялась, выступала на передний план..." [7] (карточка-информатор 4) Даниил Андреев (поэт и философ нашего времени, автор знаменитого мистико-философского труда "Роза мира") отмечал: В глубине его стихов с первых лет и до последних, тихо струится, журча и поднимаясь порой и до неповторимо дивных звучаний,.. светлая, задушевная, теплая вера..." [8] Душа поэта страстно искала гармонии, единства, цельности, и в минуты прозрения Лермонтов осознавал, что нельзя жить без веры и идеалов. И уже в 1832 году он напишет: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Эта русская душа и нашла своё выражение в религиозно-философских идеалах лирики поэта. Поистине теплым религиозным чувством исполнены стихотворения М.Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Ветка Палестины", "Ребёнку", "Покаяние", "Исповедь", "Казачья колыбельная песня", "Редеют бледные туманы", "По небу полуночи Ангел летел...", "Благодарность". И бесценными жемчужинами в ряду молитв являются три произведения поэта с одинаковым названием — "Молитва" (1829, 1837, 1839). Эти тексты — показатель динамического роста поэтической души, её непрерывного развития, продолжавшегося на протяжении десяти лет, с 1829 по 1839 годы. Особо значимой в ряду "моих молитв" является "Молитва" М.Ю. Лермонтова ("Не обвиняй меня, Всесильный…", 1829). 2. Анализ стихотворения «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…») [9] Обучающийся читает наизусть стихотворение. Учитель: Это стихотворение написано в 1829 году: автору всего 15 лет, но он уже многое испытал. Вопрос: К кому обращена молитва? Ответ: К Богу как Всесильному Творцу. Вопрос: Что мы можем сказать об особенности композиции этого стихотворения? Ответ: Оно состоит из 2-х частей. В первой части герой говорит о своих страстях, во второй части просит остановить их бушующий поток. Вопрос: Каковы же эти страсти? Ответ: Любовь к земле, ум и творческий дар. Вопрос: А разве любовь к земле, ум и творческий дар греховны? Ответ: Нет, сами по себе они не греховны. Ведь всё это даётся человеку свыше, каждому в своей мере. Вопрос: А почему же всё-таки Пушкин говорит о них, как о страстях? Давайте найдём и перечитаем эти строки. Ответ: ...мрак земли могильный С ее страстями я люблю; ...редко в душу входит Живых речей твоих струя; ...в заблужденье бродит Мой ум далеко от тебя; ...лава вдохновенья Клокочет на груди моей... ...дикие волненья Мрачат стекло моих очей; Учитель: Страшна не любовь к земле, а страстное проявление этой любви. Ум не дан для погибели человека, но он может погубить его, когда тот начинает блуждать вдали от Бога. Опасен не сам творческий дар, а чрезмерное служение ему. В результате нарушается гармония жизни, и страсти начинают обуревать человека. Вопрос: Обратимся к метафоре " ...дикие волненья / Мрачат стекло моих очей...". Мы знаем, что глаза - это зеркало души. Каким обычно бывает стекло? Ответ: Прозрачным, светлым, чистым. Вопрос: Что же происходит с ним в результате действия страстей? Ответ: Ясный цвет меняется на мрачный (тёмный , густой, ближе к чёрному). Учитель: Затмевается способность души чётко разделять Добро и Зло, человек как бы теряет зрение (в данном случае духовное), глаза становятся мутными. Страсти гиперболизуются. Вопрос: Давайте найдём в стихотворении гиперболизацию страстей и докажем, что это, действительно, так. Ответ: "лава вдохновенья", "дикие волненья", "мир тесен", "всесожигающий костёр", "страшная жажда песнопенья". Учитель: Герой порабощён страстями, он осознаёт это и просит Всесильного освободить от них, чтобы вернуться на пути Господни. Стихотворение «Не обвиняй меня, Всесильный...» можно отнести к молитве - покаянию и молитве-прошению. 3. Анализ стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») [10] Учитель: Следующее стихотворение М.Ю. Лермонтова "Молитва" написано в 1837 году и посвящено любимой женщине поэта. Выразительное чтение наизусть стихотворения "Молитва" («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») Учитель: Лермонтов ввёл это стихотворение в текст письма М.А. Лопухиной от 15 февраля 1838 года под названием "Молитва странника". Мы знаем, что молитвенные прошения о спасении, перед битвою, с благодарностью, с покаянием традиционны в русском народе. Христианские молитвы весьма разнообразны: об избавлении от искушения, о помощи в бедности и нужде, при нападении зверей, о защите от голода, в болезни, о счастье в браке, перед сражением, по исходе души из тела... Вопрос: Почему лирический герой обращается не к Богу, а к Богородице? Ответ: В этой своей молитве Лермонтов глубоко народен. Ведь русская молитва есть по преимуществу молитва к Богоматери и только через Неё ко Христу. Вопрос: Какие образы вырисовываются в ходе монолога лирического героя? Ответ: В ходе монолога вырисовываются три образа: 1) Божьей Матери ("тёплой заступнице мира холодного"); 2) лирического героя Это одинокий странник с "пустынной душой", бескорыстный, ничего не требующий для себя ("Не за свою молю душу пустынную"); и той, о которой он молится ("душа достойная, прекрасная", "сердце незлобное"). Вопрос: Что же просит лирический герой для своей любимой? Ответ: Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную — Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную. Учитель: Здесь примечательны те признаки, которые, по мнению поэта, делают человека счастливым. В последней строфе даже смерть (час прощальный) рисуется в гармоничных тонах, наполненных красотой. Обратите внимание на лексический строй речи. Благородная простота образной структуры стихотворения покоряет читателя своей ненадуманной естественностью. Очень уместно использована церковная лексика: «образ» (в значении «икона»), «покаяние», «упование», элементы церковнославянского стиля: («дева», «сопутники», «безгласная», «ложе», «восприять», т.е. «принять». Данное стихотворение М.Ю. Лермонтова является художественной иллюстрацией апостольских строк: «Любовь... не ищет своего» (1 Кор. 13:5). В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте, своеобразным подвигом самоотречения и любви. Это стихотворение М. Ю. Лермонтова признается образцом лирической молитвы [11], оно предопределит черты авторских молитв и впоследствии получит широкое распространение в творчестве русских поэтов. 4. Анализ стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную…») [12] Учитель: Известно, что «Молитва» («В минуту жизни трудную…») написана в 1839 году для Марии Щербаковой, княгини, которой художник был увлечен («Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи») [13]. Это небольшое стихотворение-метамолитва — редкий всплеск личного потаённого чувства поэта — нашло удивительный отклик в душах миллионов читателей. Это одно из лучших стихотворений мировой поэзии. В лирическом герое этого стихотворения легко узнается его автор. В нем ясно видится причина обращения его к молитве: жизненные трудности. Их у поэта было много: рано потерял мать, бабушкой был разлучен с отцом, испытал сильную безответную любовь. Всю жизнь он ощущает себя одиноким. Одиночество — один из главных мотивов лирики М.Ю.Лермонтова. Чувство это очень мучительно. Оно вызывает тоску, грусть. Чтобы избавиться от душевной муки, поэт обращается к Богу с молитвой. Обратимся к архитектонике стихотворения. Вопрос: Сколько строф в данном стихотворении? Ответ: Композиционно произведение делится на три части (по количеству строф). Учитель: Действительно, в стихотворении сохраняется трехчастная композиция молитвы. Вопрос: Что происходит в первой строфе с лирическим героем? Ответ: В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние: трудная минута жизни, в сердце грусть. Ощущение печали, смуты, тяжести выражено глаголом "теснится". В такие минуты он обращается к Богу. Вопрос: Что происходит во второй строфе с лирическим героем? Ответ: Вторая часть — это поэтическая характеристика самой молитвы. Вопрос: Какая молитва повторяется многократно усами лирического героя? Ответ: Он не называет молитву. Учитель: Верно. Тайна остаётся. Любая молитва может стать «чудной», «благодатной», если она идет от чистого сердца и с глубокой верой. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в живых её словах, чувствуем святую прелесть этой молитвы. Лермонтовский герой признается: «Молитву чудную твержу я наизусть». Вопрос: О чём на Ваш взгляд говорит глагол "твержу"? Каково лексическое и видовое значение этого глагола? Ответ: Глагол твержу говорит о том, что молитва — это духовный труд, так как лексическое и видовое значение этого глагола — многократное повторение одного и того же действия. Во второй строфе показана огромная, непонятная человеческому разуму сила молитвы. Вопрос: Что происходит в третьей строфе с лирическим героем? Ответ: Третий катрен — подробное описание перемен, происходящих с героем. В нём рассказывается об ответе на молитву: освобождении души от тоски и мучительных сомнений. Вопрос: Почему здесь состояние лирического героя выражается с помощью безличных глаголов: «верится», «плачется»? Ответ: Его состояние ему не подвластно и не зависит от него. Это действие молитвы. Вопрос: Какова же, на ваш взгляд, главная тема стиховорной молитвы Лермонтова? Ответ: Это тема благодатного воздействия на душу «молитвы чудной». В стихотворении поэт поведал нам о молитве и ее чудодейственной силе. Оказывается, во время молитвы с души скатывается бремя, молитва — это путь к душевной гармонии. Учитель: Простота образов, особая мелодичность стиха создаётся при помощи трехстопного ямба, приемов аллитерации и ассонанса (употребление сонорного плавного «л» в сочетании с гласным «е» для обозначения молитвенного состояния). Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сферу Божественного. Лирический герой поведал нам о великом чуде как ответе на чистосердечную молитву: нет никаких сомнений, вновь обретена утраченная вера, поэтому от радости «плачется» и на душе «легко, легко...». Правы те исследователи, которые утверждают, что поворот Лермонтова на другой путь — простоты и смирения, гармонии духа и любви к Богу и людям — в конце жизни поэта ясно определился. VI. Рефлексия, итоги урока Учитель: По словам Н.В. Булдаковой, три «Молитвы» Лермонтова представляются "единым целым, неким поэтическим триптихом, последовательно рисующим этапы взросления человека (пятнадцатилетний подросток, молодой человек, зрелый муж), этапы возрастания души". [14] Известный историк В.О. Ключевский в статье «Грусть (Памяти М.Ю. Лермонтова, умер 15 июля 1841 г.)» (1891) напишет: «Поэзия Лермонтова… на последней ступени своего развития близко подошла к… национально-религиозному настроению, и его грусть становилась художественным выражением того стиха-молитвы, который служит формулой русского религиозного настроения: да будет воля Твоя. Никакой христианский народ своим бытом, всею своею историей не прочувствовал этого стиха так глубоко, как русский, и ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться этим народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов» [15]. В заключение урока давайте послушаем два замечательных стихотворения-метамолитвы М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива..." и "Выхожу один я на дорогу..." Обучающиеся читают наизусть стихотворения поэта. Учитель: Молитвенная лирика Лермонтова отражает сложившееся христианское мировоззрение русского поэта. "Молитва" 1829 г. — покаянное обращение лирического героя к Господу. "Молитва" 1837 г. — чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики. "Молитва" 1839г. — это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда. "Когда волнуется желтеющая нива" — это единение с Богом, растворение в мире природы. Стихотворение "Выхожу один я на дорогу" — итог, философское размышление о жизни. Вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке? Ответ: Мы познакомились с жанром стихотворной молитвы. Проследив его эволюцию в творчества М.Ю. Лермонтова, мы приходим к выводу о том, что молитвенный жанр получил у Лермонтова новое, особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы. Стихотворные «Молитвы», свидетельствующие о постоянном искреннем обращении М.Ю. Лермонтова к Богу, стали неотъемлемой частью русской молитвенной лирики. Литература 1. Соловьев В. С. Смысл любви: Избранные произведения М., "Современник", 1991. 2. Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка— М.: "Азъ", 1992. 3. Перевалова О. А. "Стихотворная молитва в русской поэзии XIX века: жанровая динамика и типология" Специальность 10.01.01 – Русская литература Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Екатеринбург. 2015. 4.Текст стих. Пушкин А. С. Сочинения. — М.: Художественная литература. Т. 1. 1985. — С. 584. 5. Тургенев И. С. Из "Литературных и житейских воспоминаний" // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худож. лит., 1989. — С. 296—297. 6. Дурылин С.Н. Судьба Лермонтова. С. 20. 7. Солоухин В.А. Камешки на ладони. С.385-386. 8. Белова Л. Космические дали поэта: к 180-летию М.Ю. Лермонтова (о жизни поэта) // Российские вести. — 1994. 15 окт. — С. 3. 9. Текст стих. Лермонтов М. Ю. Сочинения. — М.: Правда, 1986. — Т. 1. — С. 35. 10. Текст стих. Лермонтов М. Ю. Сочинения. — М.: Правда, 1986. — Т. 1. — С.162. 11. Котельников В. А. О христианских мотивах у русских поэтов… С. 9–10; Он же. Язык Церкви и язык литературы… С. 23–24; Бердникова Т. В. Указ. соч. С. 383–384. 12.Текст стих. Лермонтов М. Ю. Сочинения. — М.: Правда, 1986. Т. 1. — С. 179. 13.Лермонтовская энциклопедия. — С. 283. 14. https://lektsii.org/11-92.html 15. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. — С. 444. В работе над содержанием урока также была использована литература:
|