Главная \ Методические разработки. \ Молитвенная лирика М.Ю. Лермонтова.

« Назад

Молитвенная лирика М.Ю. Лермонтова.  03.12.2018 22:28

 

 

 

Тема: Молитвенная лирика М. Ю. Лермонтова.                                 Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели и задачи урока:

  • познакомить обучающихся с жанром стихотворной молитвы;

  • показать место и значение данного жанра в лирике Лермонтова; выявить особенности лермонтовской молитвы;

  • совершенствовать умение выразительно читать и анализировать лирическое произведение;

  • передать обучающимся ценностные основы религиозной лирики;

  • воспитывать речевую культуру и эстетический вкус обучающихся.

Основные виды работы на уроке: 

  • лекция с элементами беседы; 

  • выразительное чтение наизусть стихотворений;

  • аналитическая работа с текстом стихотворения.

Формируемые УУД:

  • Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

  • Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка.

  • Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

  • Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы: 

  • тексты стихотворений; 

  • карточки-информаторы

Межпредметные и внутрипредметные связи:  

  • русский язык; 

  • история России.

Оформление доски: 

  • число, тема урока.

  • Молитвенный канон — тексты, входящие в церковную практику.

  • Прецедентный (от лат. praecedens, что означает идущий впереди, предшествующий).

  • "Лирика есть подлинное откровение души человеческой..." [1]

  • В. Соловьёв.

  • Триптих — «произведение изобразительного искусства, состоящее из трех сюжетно или идейно объединённых частей, а также поэтическое произведение, состоящее из трех стихотворений, объединенных общим замыслом в одно целое. [2]

Опережающее домашнее задание: 

Всем обучающимся:

  • Выучить наизусть стихотворение  М.Ю. Лермонтова "Молитва" ("В минуту жизни трудную...")

Индивидуальные задания:

  • подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений: 

А.С. Пушкин "Отцы-пустынники и жены непорочны..."; 

М.Ю. Лермонтов "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…");

М.Ю. Лермонтов "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный…");

М.Ю. Лермонтов "Молитва" ("В минуту жизни трудную...");

М.Ю. Лермонтов "Выхожу один я на дорогу...";            

М.Ю. Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива...".

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих. 

II.  Актуализация знаний обучающихся по теме.

Учитель: Сегодня мы  продолжим разговор о   литературных родах. Мы знаем, что это собрание словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому.  

Вопрос: Какие вы знаете роды литературы?

Ответ: Выделяются три основных рода литературы: драма, эпос, лирика.

Вопрос: Какие произведения относятся к драме (эпосу, лирике)?
Ответ: 

 Драма — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.

Эпос — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Лирика — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Жанры (по форме) лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

Учитель: Существует также четвертый род литературы в традиционной классификации. Лироэпика — это род литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.

Сегодня мы с вами будем говорить о лирической поэзии.

Вопрос: Какие  разновидности лирической поэзии вам известны?

Ответ: философская лирика, гражданская, любовная, пейзажная.

Учитель: Верно, именно эти разновидности  лирики выделяются в современном литературоведении.  Но есть ещё молитвенная лирика, в которой отражена духовная жизнь ее авторов. Опытом духовной жизни, запечатленным в стихах, можем воспользоваться и мы, сегодняшние читатели, если «томимся духовной жаждой» и стремимся к самопознанию и духовному совершенствованию. 

III. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Молитва как художественный текст ориентирована на молитвенное слово (как на память о церковной природе жанра).

Вопрос: Что же такое церковная молитва?

Ответ: Это проникновенное обращение верующего человека, обращенное к Спасителю (Иисусу Христу), Божией Матери, Ангелу-Хранителю, святым угодникам. 

Учитель: Действительно, молитва - это словесное выражение живого богообщения. Существуют различные виды молитвы: молитва-прошение, покаянная молитва, молитва-благодарение, хвалебная и молитва-ходатайство.

Стихотворная молитва — специфический жанр лирической поэзии, ориентированный на молитвенный канон и характеризующийся определенной архитектоникой (обращением к Божественному началу, системой прошений, канонической концовкой), диалогичностью, устойчивым мотивно-тематическим комплексом.

Жанр стихотворной молитвы, возник из переложений ветхозаветных псалмов и граничащей с жанром духовной оды и оформился в русской поэзии XVIII в., а в XIX в. стал одним из самых распространенных жанров лирической поэзии.

Как оригинальный и самостоятельный, жанр стихотворной молитвы закрепился в русской стихотворной системе в XVIII в., окончательно оформившись в перелагательном творчестве А. П. Сумарокова, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, М. М. Хераскова, И. Ф. Богдановича, Г. Р. Державина.

Молитвенная лирика  встречается в творчестве Ф.И. Тютчева, Ф.Н. Глинки, А.А. Фета,  Н.В. Гоголя ( стихотворение «К тебе, о Матерь Пресвятая»), Н. М. Языкова, А. В. Кольцова, Е. А. Баратынского, Н. П. Огарёва, И.С. Никитина, А.К. Толстого.  

История русской лирики XIX века свидетельствует о пристальном интересе   и других известных поэтов к таинству молитвенного слова. Почти у каждого русского поэта, за редким исключением, есть стихотворения-молитвы, потому что именно они обладают живительной силой исцелять измученные житейскими невзгодами человеческие души.

В  творчестве  этих и других поэтов происходит развитие жанра  по пути лиризации молитвы и  постепенного отказа от непосредственного переложения канонического текста.

Существуют следующие типы стихотворной молитвы [3] (карточка-информатор 1):

 молитва-переложение  (точное переложение канонического текста или вариант лирического его прочтения); 

 молитва-подражание (собственно вольный перевод или подражание);

 молитва-вариация (своего рода размышление по поводу известного текста или сюжета, ориентированное на лирическое осмысление канонического текста);

 «моя молитва» (импровизация; создание собственной молитвы поэтом; своего рода лирическая медитация, носящая глубоко личностный исповедальный характер); 

 метамолитва  (молитва о молитве; стихотворение о молитвенном событии, о воздействии молитвенного слова или о значимости  молитвы в жизни человека);

 пародийная молитва (пародия на канонический текст или на молитвенную ситуацию).

Церковная молитва имеет определенную структурную композицию: «личное обращение, изложение предмета и оснований (просьбы, благодарности или прославления».  Такая композиция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы.

Вопрос: Можете ли вы привести примеры, когда каноническая молитва в творчестве русских поэтов становится молитвой поэтической?

Ответ: У А.С. Пушкина есть поэтическое переложение самой главной молитвы христиан — «Отче наш».

Учитель: Другое ее название — «Господня молитва», так как она дана в качестве образца Иисусом Христом своим ученикам. Вот как она звучит (карточка-информатор 2):

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

А вот молитва-переложение А.С. Пушкина (карточка-информатор 3):

Отец людей, Отец небесный!
 Да имя вечное Твое
 Святится нашими сердцами!
 Да прийдет Царствие Твое,
 Твоя да будет Воля с нами,
 Как в небесах, так на земли!
 Насущный хлеб нам ниспошли
 Твоею щедрою рукою,
 И как прощаем мы людей,
 Так нас, ничтожных пред Тобою,
 Прости, Отец, Своих детей;
 Не ввергни нас во искушенье
 И от лукавого прельщенья
 Избави нас...

Мы знаем  ещё одно стихотворение А.С. Пушкина,  которое является поэтическим переложением Великопостной покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина, христианского поэта IV века, богослова и проповедника, пустынника, призывавшего к покаянию.

Послушаем этот замечательный  образец  поэтической молитвы.

Обучающийся читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина "Отцы-пустынники и жёны непорочны" [4] 

Учитель:  Обратите внимание, молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Пушкин любил передавать молитвы, рассказывать, что читают на молитве. Мальчик в "Борисе Годунове" читает молитву за царя, великолепную православную молитву.  Пушкин показывает, как молится правоверный о гибели гяуров "Стамбул гяуры нынче славят..."), как араб хвалит всесоздавшего Аллу, он рассказывает о религиозной муке сурового пуританина ("Странник"). Поэт  передает, описывает, читает молитвы. Есть у него в стихах молитвословия христианские, магометанские, есть слова “молитв”, но нет молитвы.

Но есть другой поэт. У которого есть молитва — и нет молитвословий. По устремлению, по сокровенному порыву, по радости или муке, все стихотворения этого поэта — молитва.  И сегодня на уроке мы обратимся к его стихам.

IV. Объявление темы и целей урока.

Учитель: Итак, тема нашего урока  "Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова".

Сегодня мы с вами определим место и значение данного жанра в лирике поэта, выявим особенности лермонтовской молитвы, будем совершенствовать умение выразительно читать и анализировать лирическое произведение, рассмотрим ценностные  основы духовной лирики, будем развивать речевую культуру и  эстетический вкус .

V. Открытие нового знания и совершенствование навыков анализа стихотворения

1. Лекция учителя.

Учитель: На первый взгляд, эта мысль, о том, что своё развитие этот жанр получил именно в лирике Лермонтова, выглядит абсурдной. Ведь начало 19 века - это годы увлечения западными литературными кумирами  Шиллером, Байроном, Гёте, Гейне. В это время появляются авторы, воспевающие безудержную вольность, одиночество личности, стремление к бунту, ниспровержение авторитетов, доходившее часто до открытого богоборчества (восстания против Бога).

И совершенно очевидно, что русский романтик Лермонтов в этом отношении продолжает традиции западноевропейского романтизма, прежде всего Байрона, для которого богоборческий и демонический мотивы были очень характерны.  

Лермонтов начал знакомиться с творчеством Байрона с детства. В 15 лет он изучил английский язык и делал переводы стихов Байрона. Многие современники, а потом исследователи творчества Лермонтова отмечали его так называемый байронизм. Обращал на это внимание, к примеру, Александр Блок. А вот какое впечатление произвел Лермонтов на Ивана Сергеевича Тургенева, который увидел его в доме княгини Шаховской: "В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз... Не было сомнения, что он, следуя тогдашней моде, напустил на себя известного рода байроновский жанр..."[5].

Влияние Байрона, несомненно, сказалось как в романтическом пафосе, стиле, так и в идейной основе лермонтовской поэзии, особенно ранней.

В лермонтовской лирике много стихов, посвященных демону и связанных с этим образом. Над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь. Трудно найти писателя XIX века, которого бы так сильно занимала эта тема. Поэт сравнивает себя с демоном:

Как демон хладный и суровый,

Я в мире веселился злом,

Обманы были мне не новы,

И яд был на сердце моём...

В стихотворении "Я не для ангелов и рая" (написано в 1831г., поэту —  17 лет), написанном в том же году, он ещё решительней говорит о своём сходстве с главным персонажем своей поэмы:

Как демон мой я зла избранник,

как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой...

Как известно, внешняя жизнь Лермонтова не отличалась благочестием. Но вот после смерти его, как значится в описи его имущества, осталось "четыре образа и серебряный нательный крестик... с мощами". Существует также рассказ о том, что Лермонтова, этого печоринствующего отрицателя, один из его товарищей застал однажды в церкви. Поэт молился на коленях. [6]

Таким же тайным молитвенником и одновременно явным отрицателем был он и в поэзии. Молитва его была сокровенна, сознательно скрытна, затаённа.

В.А. Солоухин, размышляя над  этим, писал: "Исследователей удивляет некая двойственность личности Лермонтова, когда наряду с видимым озлоблением и, как мы теперь сказали бы, крайним индивидуализмом  вдруг проступали черты человечности, мягкости, нежности и добра. А между тем ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что ранний, юношеский демонизм и байронизм были только позой, душа же его на самом деле была — верх чистоты, доброты, мягкости и ранимости. С годами шелуха позы... осыпалась, а подлинная душа всё более высветлялась, выступала на передний план..." [7] (карточка-информатор 4)

Даниил Андреев (поэт и философ нашего времени, автор знаменитого мистико-философского труда "Роза мира") отмечал:

В глубине его стихов с первых лет и до последних, тихо струится, журча и поднимаясь порой и до неповторимо дивных звучаний,.. светлая, задушевная, теплая вера..." [8] 

Душа поэта страстно искала гармонии, единства, цельности,  и в минуты прозрения Лермонтов осознавал, что нельзя жить без веры и идеалов. И уже в 1832 году он напишет:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Эта русская душа  и нашла своё выражение в религиозно-философских идеалах  лирики поэта.

Поистине теплым религиозным чувством исполнены стихотворения М.Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Ветка Палестины", "Ребёнку", "Покаяние", "Исповедь", "Казачья колыбельная песня",  "Редеют бледные туманы", "По небу полуночи Ангел летел...", "Благодарность".

И бесценными жемчужинами  в ряду молитв являются  три произведения поэта с одинаковым названием — "Молитва" (1829, 1837, 1839). Эти тексты —  показатель динамического роста поэтической души, её непрерывного развития, продолжавшегося на протяжении десяти лет, с 1829 по 1839 годы.

Особо значимой в ряду "моих молитв" является "Молитва" М.Ю. Лермонтова ("Не обвиняй меня, Всесильный…", 1829). 

2. Анализ стихотворения «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…») [9]

Обучающийся   читает наизусть стихотворение. 

Учитель:

Это стихотворение написано в 1829 году: автору всего 15 лет, но он уже многое испытал. 

Вопрос: К кому обращена молитва?

Ответ: К Богу как Всесильному Творцу.

Вопрос:  Что мы можем сказать об особенности композиции этого стихотворения? 

Ответ: Оно состоит из 2-х частей. В первой части  герой говорит о своих страстях, во второй части просит остановить их бушующий поток.

Вопрос: Каковы же эти страсти?

Ответ: Любовь к земле,  ум и творческий дар.

Вопрос: А разве   любовь к земле, ум и творческий дар греховны?

Ответ: Нет, сами по себе они не греховны. Ведь всё это даётся человеку свыше, каждому в своей мере.

Вопрос: А почему же всё-таки Пушкин говорит о них, как о страстях? Давайте найдём и перечитаем эти строки.

Ответ:

...мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

...редко в душу входит

Живых речей твоих струя;

...в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

...лава вдохновенья

Клокочет на груди моей...

...дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

Учитель: Страшна не любовь к земле, а страстное проявление этой любви. Ум не дан для погибели человека, но он может погубить его, когда тот начинает блуждать вдали от Бога. Опасен не сам творческий дар, а чрезмерное служение ему. В результате нарушается гармония жизни, и страсти начинают обуревать человека.

Вопрос: Обратимся к метафоре " ...дикие волненья / Мрачат стекло моих очей...". Мы знаем, что глаза - это зеркало души. Каким обычно бывает стекло?

Ответ: Прозрачным, светлым, чистым.

Вопрос:

Что же происходит с ним в результате действия страстей?

Ответ: Ясный цвет меняется на мрачный (тёмный , густой, ближе к чёрному).

Учитель: Затмевается способность души чётко разделять Добро и Зло, человек как бы теряет зрение (в данном случае духовное), глаза становятся мутными. Страсти гиперболизуются.

Вопрос: Давайте найдём в стихотворении гиперболизацию страстей и докажем, что это, действительно, так.

Ответ: "лава вдохновенья", "дикие волненья", "мир тесен", "всесожигающий костёр", "страшная жажда песнопенья".

Учитель: Герой порабощён страстями, он осознаёт это и просит Всесильного освободить от них, чтобы вернуться на пути Господни. Стихотворение «Не обвиняй меня, Всесильный...» можно отнести  к молитве - покаянию и молитве-прошению.

3. Анализ стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») [10]

Учитель: Следующее стихотворение   М.Ю. Лермонтова "Молитва" написано в 1837 году и  посвящено любимой женщине поэта.

Выразительное чтение наизусть стихотворения "Молитва" («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

Учитель:  Лермонтов ввёл это стихотворение в текст письма М.А. Лопухиной от 15 февраля 1838 года под названием "Молитва странника".

Мы знаем, что молитвенные прошения о спасении, перед битвою, с благодарностью, с покаянием традиционны в русском народе. Христианские молитвы весьма разнообразны: об избавлении от искушения, о помощи в бедности и нужде, при нападении зверей, о защите от голода, в болезни, о счастье в браке,  перед сражением, по исходе души из тела...

Вопрос: Почему лирический герой обращается не к Богу, а к Богородице? 

Ответ:

В этой своей молитве Лермонтов глубоко народен. Ведь  русская молитва есть по преимуществу молитва к Богоматери и только через Неё ко Христу.

Вопрос: Какие образы вырисовываются в ходе монолога лирического героя?

Ответ: В ходе монолога вырисовываются три образа:

1) Божьей Матери 

("тёплой заступнице мира холодного"); 

2) лирического героя 

Это одинокий странник с "пустынной душой",  бескорыстный, ничего не требующий для себя ("Не за свою молю душу пустынную"); 

и той, о которой он молится ("душа достойная, прекрасная", "сердце незлобное"). 

Вопрос: Что же  просит лирический герой для своей любимой?

Ответ:

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Учитель: Здесь примечательны те признаки, которые, по мнению поэта, делают человека счастливым. В последней строфе даже смерть (час прощальный) рисуется в гармоничных тонах, наполненных красотой.

Обратите внимание на лексический строй речи. Благородная простота образной структуры стихотворения покоряет читателя своей ненадуманной естественностью. Очень уместно использована церковная лексика: «образ» (в значении «икона»), «покаяние», «упование», элементы церковнославянского стиля: («дева», «сопутники», «безгласная», «ложе», «восприять», т.е. «принять». Данное стихотворение М.Ю. Лермонтова является художественной иллюстрацией апостольских строк: «Любовь... не ищет своего» (1 Кор. 13:5). В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте, своеобразным подвигом самоотречения и любви.

Это стихотворение М. Ю. Лермонтова признается образцом лирической молитвы [11], оно предопределит черты авторских молитв и впоследствии получит широкое распространение в творчестве русских поэтов.

4. Анализ стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную…») [12]

Учитель: Известно, что «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)  написана в 1839 году для Марии Щербаковой, княгини, которой художник был увлечен («Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи») [13]. Это небольшое стихотворение-метамолитва — редкий всплеск личного потаённого чувства поэта — нашло удивительный отклик в душах миллионов читателей. Это одно из лучших стихотворений мировой поэзии.

  В лирическом герое этого стихотворения легко узнается его автор. В нем ясно видится причина обращения его к молитве: жизненные трудности. Их у поэта было много: рано потерял мать, бабушкой был разлучен с отцом, испытал сильную безответную любовь. Всю жизнь он ощущает себя одиноким. Одиночество — один из главных мотивов лирики М.Ю.Лермонтова. Чувство это очень мучительно. Оно вызывает тоску, грусть. Чтобы избавиться от душевной муки, поэт обращается к Богу с молитвой.

Обратимся к архитектонике стихотворения. 

Вопрос: Сколько строф в данном стихотворении?

Ответ: Композиционно произведение делится на три части (по количеству строф).

Учитель: Действительно, в стихотворении сохраняется  трехчастная композиция молитвы.

Вопрос: Что происходит в первой строфе с лирическим героем? 

Ответ: В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние: трудная минута жизни, в сердце грусть.  Ощущение печали, смуты, тяжести выражено глаголом "теснится". В такие минуты он обращается  к Богу.

Вопрос: Что происходит во второй строфе с лирическим героем? 

Ответ: Вторая часть — это поэтическая характеристика самой молитвы.

Вопрос: Какая молитва повторяется многократно усами лирического героя?

Ответ: Он не называет молитву.

Учитель: Верно. Тайна остаётся. Любая молитва может стать «чудной», «благодатной», если она идет от чистого сердца и с глубокой верой. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в живых её словах, чувствуем святую прелесть этой молитвы.

Лермонтовский герой признается: «Молитву чудную твержу я наизусть».

Вопрос: О чём на Ваш взгляд говорит глагол "твержу"? Каково лексическое и видовое значение этого глагола?

Ответ: Глагол твержу говорит о том, что молитва — это духовный труд, так как лексическое и видовое значение этого глагола — многократное повторение одного и того же действия. Во второй строфе показана огромная, непонятная человеческому разуму сила молитвы.

Вопрос: Что происходит в третьей строфе с лирическим героем? 

Ответ: Третий катрен — подробное описание перемен, происходящих с героем. В нём рассказывается об ответе на молитву: освобождении души от тоски и мучительных сомнений.

Вопрос: Почему здесь  состояние лирического героя выражается с помощью безличных глаголов: «верится», «плачется»?

Ответ: Его состояние ему не подвластно и не зависит от него. Это действие молитвы.

Вопрос: Какова же, на ваш взгляд, главная тема стиховорной молитвы Лермонтова?

Ответ: Это тема благодатного воздействия на душу «молитвы чудной». В стихотворении поэт поведал нам о молитве и ее чудодейственной силе. Оказывается,  во время молитвы с души скатывается бремя, молитва — это путь к душевной гармонии.

Учитель: Простота образов, особая мелодичность стиха создаётся при помощи трехстопного ямба, приемов аллитерации и ассонанса (употребление сонорного плавного «л» в сочетании с гласным «е» для обозначения молитвенного состояния).

Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сферу Божественного.  Лирический герой поведал нам о великом чуде как ответе на чистосердечную молитву: нет никаких сомнений, вновь обретена утраченная вера, поэтому от радости «плачется» и на душе «легко, легко...». 

Правы те исследователи, которые утверждают, что поворот Лермонтова на другой путь — простоты и смирения, гармонии духа и любви к Богу и людям — в конце жизни поэта ясно определился.

VI. Рефлексия, итоги урока 

Учитель: По словам Н.В. Булдаковой, три «Молитвы» Лермонтова представляются  "единым целым, неким поэтическим триптихом, последовательно рисующим этапы взросления человека (пятнадцатилетний подросток, молодой человек, зрелый муж), этапы возрастания души". [14]

Известный историк В.О. Ключевский в статье «Грусть (Памяти М.Ю. Лермонтова, умер 15 июля 1841 г.)» (1891) напишет: «Поэзия Лермонтова… на последней ступени своего развития близко подошла к… национально-религиозному настроению, и его грусть становилась художественным выражением того стиха-молитвы, который служит формулой русского религиозного настроения: да будет воля Твоя. Никакой христианский народ своим бытом, всею своею историей не прочувствовал этого стиха так глубоко, как русский, и ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться этим народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов» [15].

В заключение урока давайте послушаем  два замечательных стихотворения-метамолитвы М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива..." и "Выхожу один я на дорогу..."  

Обучающиеся читают наизусть стихотворения поэта.

Учитель: Молитвенная лирика Лермонтова  отражает сложившееся христианское мировоззрение русского поэта. "Молитва" 1829 г. —  покаянное обращение лирического героя к Господу. "Молитва" 1837 г. — чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики. "Молитва" 1839г. — это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда. "Когда волнуется желтеющая нива" — это единение с Богом, растворение в мире природы.  Стихотворение "Выхожу один я на дорогу" — итог, философское размышление о жизни.

Вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?

Ответ: Мы познакомились с жанром стихотворной молитвы. Проследив его эволюцию  в творчества М.Ю. Лермонтова, мы приходим к выводу о том, что  молитвенный жанр получил у Лермонтова новое, особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы. Стихотворные «Молитвы», свидетельствующие о постоянном искреннем обращении М.Ю. Лермонтова к Богу, стали неотъемлемой частью русской молитвенной лирики.

Литература

1. Соловьев В. С. Смысл любви: Избранные произведения   М., "Современник", 1991.

2. Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка— М.: "Азъ", 1992.

3. Перевалова О. А.  "Стихотворная молитва в русской поэзии XIX века: жанровая динамика и типология" Специальность 10.01.01 – Русская литература Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Екатеринбург. 2015.

4.Текст стих. Пушкин А. С. Сочинения. — М.: Художественная литература. Т. 1. 1985. —  С. 584.

5. Тургенев И. С. Из "Литературных и житейских воспоминаний" // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худож. лит., 1989. — С. 296—297.

6. Дурылин С.Н. Судьба Лермонтова. С. 20.

7. Солоухин В.А. Камешки на ладони. С.385-386.

8. Белова Л. Космические дали поэта: к 180-летию М.Ю. Лермонтова (о жизни поэта) // Российские вести. — 1994.  15 окт. — С. 3.

9. Текст стих. Лермонтов М. Ю. Сочинения. — М.: Правда, 1986. — Т. 1. — С. 35. 

10. Текст стих. Лермонтов М. Ю. Сочинения. — М.: Правда, 1986. — Т. 1. — С.162.

11. Котельников В. А. О христианских мотивах у русских поэтов… С. 9–10; Он же. Язык Церкви и язык литературы… С. 23–24; Бердникова Т. В. Указ. соч. С. 383–384.

12.Текст стих. Лермонтов М. Ю. Сочинения. — М.: Правда, 1986.  Т. 1. — С. 179.

13.Лермонтовская энциклопедия. — С. 283.

14. https://lektsii.org/11-92.html

15. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. — С. 444.

В работе над содержанием урока также была использована  литература:

  • Шувалов С. В. Религия Лермонтова // Венок М. Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. — М.; Пг.: Изд. т-ва "В. В. Думнов, наследники бр. Салаевых", 1914. — С. 135 —164.

  • Киселёва И.А. Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система. Москва. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук 2011. — 311с.

  • Седина Е.В. Жанр молитвы в мифопоэтической картине мира М.Ю. Лермонтова. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (188). Филология. Искусствоведение. Вып. 41. — С. 143-147.