Главная \ Методические разработки. \ "Мне говорят: пиши о Родине, - как будто можно не о ней?" Тема Родины в творчестве В.Кострова, Г.Горбовского и А.Передреева.

Методические разработки

« Назад

"Мне говорят: пиши о Родине, - как будто можно не о ней?" Тема Родины в творчестве В.Кострова, Г.Горбовского и А.Передреева.  20.01.2016 12:09

Цели  урока:

1.  Продолжить знакомство учащихся с лучшими произведениями русской поэзии.

2.  Раскрыть особенности мировосприятия лирического героя поэтов.

3.  Формировать чувство душевного родства с  нашими предками, прошлым, необходимости связи с             родной землёй, её святынями, традициями народа.

4.  Способствовать формированию самосознания личности обучающихся в процессе анализа                      лирического произведения в контексте национальной культуры.

Домашнее задание к уроку:

  1. Ваше размышление на тему: настоящий, истинный  поэт – это …
  2. Перечитать стихотворения Н.М. Рубцова «У размытой дороги», «Русский огонёк», «Памяти матери».
  3. Индивидуальные задания:
  • Выразительное чтение наизусть стихотворения Владимира Кострова «Иван не помнящий родства».
  • Выразительное чтение наизусть стихотворения Глеба Горбовского «Родную землю и камень любит…».
  • Выразительное чтение наизусть стихотворений Анатолия Передреева «Отчий дом» и «Какие бури в мире просвистели…»
  • Сообщения учащихся о поэтах.

Запись на доске проблемных вопросов урока:

Что объединяет поэтов, творчество которых мы изучали сегодня на уроке?

Что такое истинная поэзия и кого можно назвать настоящим поэтом?

Откуда берут  силу для жизни и дыхание для творчества русские поэты?

Эпиграфы к уроку:

Медленно

История листается.

Всё пройдёт, а  Родина –

Останется.

       В. Фирсов.

 

В России жить,

                          как двигаться к вершинам,

А умереть, подобно песне чудной!..

                                                           В. Сорокин.

И вокруг любви непобедимой

К сёлам, к соснам, к ягодам

                                                    Руси

Жизнь моя вращается незримо,

Как Земля вокруг своей оси.

                                                    Н. Рубцов.

Понятийный ряд:

Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.

Метафора – употребление слова в переносном его значении, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому  по сходству или по контрасту.

Лирический герой – тип человека, который рисует поэт в своём творчестве, за утверждение в жизни которого он борется. 

Художественный образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина челове­ческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с русской поэзией и познакомимся с творчеством трёх замечательных русских поэтов: Владимира Кострова, Глеба Горбовского и Анатолия Передреева.

У каждого из них своя неповторимая судьба, свой путь в поэзию, творческий дар  своё Слово.

 Сегодня мы попытаемся понять, что сближает этих поэтов, и  проследить, как в единстве содержания и формы рождается поэтическое творение.

 В конце нашего урока нам предстоит ответить на вопросы:

Откуда берут  силу для жизни и дыхание для творчества русские поэты?

Что такое истинная поэзия и кого можно назвать настоящим поэтом?

2. Сообщение обучающегося:

В. Костров родился 21 сентября 1935 года в Костромской области. Началом его судьбы и творчества стали чистые и светлые родники народной жизни: его крестьянское происхождение, песни матери, молитвы и сказки бабушки,  красота родной природы: еловые и сосновые леса, берёзовые рощи, чистые реки;  трудовая жизнь на земле. Выходец из простого народа, он получил университетское образование, работал инженером на заводе, журналистом. В настоящее время Владимир Костров – автор многих книг стихов, лауреат ряда литературных премий, профессор Литературного института им. А.М. Горького.

  • Стихотворение, которое мы сейчас услышим, называется «Иван не помнящий родства».

3. Чтение обучающимся стихотворения: 

Не как фольклорная подробность,

Как вызов против естества,

Был в русской жизни

Страшный образ –

Иван не помнящий родства.

Ни огонька,

Ни поля чести,

Ни проливного бубенца.

Ни доброй памяти,

Ни песни,

Ни матери

И ни отца.

Тут не увечье,

не уродство,

Не тать – рука у топора,

А сердца вечное сиротство

И в светлом разуме дыра.

 И в ближней стороне,

и в дальней,

В часы беды и торжества

Нет участи твоей печальней,

Иван не помнящий родства. 

4. Анализ стихотворения:

  • О ком идёт речь в стихотворении?

/О человеке, который лишён памяти, об «Иване не помнящем родства»/. 

  • Почему автор стихотворения называет этот образ страшным?

/ Автор стихотворения называет этот образ страшным, потому что у такого человека ничего нет: Ни огонька, /Ни поля чести, /Ни проливного бубенца. /Ни доброй памяти, / Ни песни, Ни матери / И ни отца./

  • Задумывались ли вы над тем, почему обыкновенные, на первый взгляд, слова, в поэтическом произведении становятся многозначительными, весомыми, а лаконичные строки автора очень ёмкими, создающими почти зримый подтекст?

Что же видится нам за этими строками? Давайте рассмотрим поэтические образы второй строфы. Первый художественный образ – это огонёк. Какие ассоциации вызывает он у вас? В каких ещё поэтических произведениях вы встречались с этим образом?

/На память учащимся сразу приходит стихотворение Николая Рубцова «Русский огонёк», в котором беспокойный «скромный русский огонёк», «в предчувствии тревожном» горит для тех, «кто в поле бездорожном от всех друзей отчаянно далёк».

  • А что это за поле чести, о котором говорит автор?

/Учащиеся вспоминают события русской истории: Ледовое побоище, Куликовскую битву, Полтавское и Бородинское сражения,  Сталинградскую битву, Курскую дугу – поля народной судьбы, поля ратной славы России…/

  • Что значат они для нас? Почему до сих пор в годины испытаний нам слышится призыв, обращённый  и к нам,  потомкам:

Братья! Лучше головы  положим,

Но своей земли не посрамим!

                                               Николай Старшинов. «Там, за Непрядвою, за Доном…»         

/Размышления обучающихся/.

  • Обратим внимание на следующую поэтическую строчку поэта:

Ни проливного бубенца… Почему у Владимира Кострова возникает  этот образ? Какие ассоциации вызывает он у вас?

 /Зимняя дорога, ямщик, почтовая тройка, звон колокольчиков, подвешенных под дугой/.

  • Продолжим ассоциативный ряд:

/Народные праздники и гулянья, катания на масленицу, «свадебные поезда», мастера России, народные умельцы, изготовлявшие эти чудесные колокольчики и бубенцы/.

  • Как вы понимаете значение слова «проливной»?

 /Подбор колокольчиков и бубенцов, издававший при езде согласный звон, называли «ямской гармонью», их мелодичный, льющийся звон, очевидно, и получил название  «проливной». Тройка, поддужный колокольчик, бубенец, колокольный звон, - явления чисто русские, целый пласт народной культуры незапамятных времён/.

  • Возникает ли у вас художественный образ родины в стихотворении В. Кострова?

/Конечно. Он собирательный. Из многочисленных примет родины поэт отбирает самые дорогие русским людям  поэтические образы родной земли, ставшие символами, наполненными глубоким духовным смыслом: русский огонёк, поле чести, проливные бубенцы, добрую память, песню… Обыкновенные, на первый взгляд, слова вдруг обретают энергию смысла, наполняются жизнью/.

  • Добрая память... Как многозначна эта метафора! Это и та память, которая, по словам современного русского писателя Владимира Крупина, должна остаться после каждого человека на родной земле, «такая, какую мы заслужим». Это и та память, которая помогает выжить, спасает  человека в трудные минуты жизни у «размытых дорог».

Возвращаясь ещё раз к творчеству Николая Рубцова, вспомним стихотворение «У размытой дороги». Какое время жизни вспоминает лирический герой стихотворения?

/Ощущение тоски и одиночества лирического героя сменяются воспоминаниями о невозвратном детстве: шумные зимние игры, катание на лошадях, праздник в школе, пение детского хора. Этот отрезок своей жизни он называет славным временем, лучшими годами своей души. Стихотворение написано в 1968 году, за три года до смерти поэта. В это время, несмотря на личную неустроенность, поэт плодотворно работает, учится в литературном институте. Выпущены сборники «Лирика» и «Звезда полей». И мы уверены, что именно память и встречи с родиной детства спасали поэта, питали его творчество, рождали эти бессмертные строки./

  • Чего же ещё лишён Иван не помнящий родства?

/Он лишён песни./

Георгий Васильевич Свиридов - великий русский композитор -  писал: «Часто я вспоминаю свою Родину – Курский песенный край.  Россия была богата песней, курские края -  особенно. До 50-х годов (как я знаю) хранились в памяти народных певиц и певцов, передаваемые изустно, из поколения в поколение дивные, старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость - слушать их».1

Человеку, лишённому памяти, отказано и в этой радости/.

  • Ни матери и ни отца...

В детском возрасте тяжело остаться сиротой. Многих русских поэтов постигла такая участь. Вы знаете, что Николай Рубцов рано остался без родителей, долгое время вёл  бездомную, полуголодную, полную невзгод и лишений    жизнь.

Глеб Горбовский испытал в детстве бремя полного сиротства и беспризорности, постоянной смертельной опасности. Тяжело потерять родителей даже на короткое время. Но не иметь даже памяти о матери и отце? Не приведи, Господь! Никому, даже лютому врагу не пожелаешь такой участи! Задумайтесь: даже растения, чтобы они выросли, были здоровыми, пересаживают с кусочками материнской земли.  

Безмерно жаль человека, лишённого памяти…

  • Как вы понимаете слова «Сердца вечное сиротство»? И чем это вечное сиротство «Иванов» отличается от сиротства Николая Рубцова, Глеба Горбовского?

/Размышления учащихся/

  • Глеб Горбовский признавался, что беды, выпавшие на его долю, детдом, война сделали его подранком.

Но эти же лишения помогли ему стать «патриотом: заставили рано задуматься о хлебе, о жизни и смерти, осознать себя своим на своей родной земле, своим в своём народе, то есть его частицей…»2.

 То же самое происходит и с автором «Русского огонька».

«И буду жить в своём народе», - говорит Николай Рубцов. Какое счастье!

Человек, не помнящий родства, лишён  этого счастья.

  • Какие ещё художественные средства использует автор, чтобы показать горькую участь Иванов...?

/Автор использует скрытые сравнения. Беспамятство страшнее увечья, хуже, чем уродство. Участь татя (тать – от  «таить» - вор, хищник, похититель, – читаем в словаре В. Даля) кажется автору менее печальной. Ведь он может опомниться.…А как опомниться человеку, ничего не помнящему?  На что опереться? Чем поддержать, укрепить свой дух?/  «Тут не увечье, не уродство, Не тать – рука у топора», - размышляет автор.

Род, Родина, родня, уродство, урод. Оказывается, все эти слова одного корня. И если вдуматься в строки автора, то можно понять их глубинный смысл: нет, недаром автор сравнивает героя с калекой, уродом, с вором, разбойником. Разбойник калечит, грабит других людей. Человек, забывший свой род, отрубивший свои корни, становится уродом. Он калечит себя! Ворует у себя!

Да как же он не вор, когда он обокрал сам себя, лишил себя самого дорогого, самого ценного, что есть в жизни у человека?!/             

  • Обратим внимание на звуковую организацию поэтического произведения, его архитектонику.

/Стихотворение написано четырёхстопным ямбом (ударение падает на чётные слоги), хотя для нас непривычно расположение строк ямбического стиха. Авторская графика придаёт стихотворению особую интонацию, помогает в понимании внутреннего смысла произведения. Особенно это чувствуется во второй строфе стихотворения. Автор использует анафору – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки. Каждая строка второй  строфы начинается частицей ни,  придающей отрицательный смысл всей строке. Автор намеренно удлиняет строфу до семи строк, располагая каждый поэтический образ на отдельной строке, чтобы он стал весомей, зримей. Повтор отрицательных частиц помогает   понять и представить, чего лишается человек без памяти./ 

  • Какова главная мысль этого стихотворения? Давайте попытаемся найти её в тексте.

/Нет участи твоей печальней,

Иван не помнящий родства/

  • Заметили ли вы, как это стихотворение раскрывает   удивительное свойство русской литературы – соединение духовной высоты с человеческой отзывчивостью?

/Размышления учащихся./

  • Вернемся к первой строфе нашего стихотворения. Почему же всё-таки автор называет этот образ страшным, а не печальным?

/Нет, автор не обмолвился. Ведь безродство, забвение   своих исторических  корней, своего прошлого опасно для людей. Оно ожесточает,  убивает в человеке  человека.  Беспамятство несёт духовное опустошение/.    

 5. Сообщение обучающегося:

Тему родной земли продолжает в своих стихах Глеб Яковлевич Горбовский.  Родился поэт в Ленинграде в 1931 году.  Его родители  были  учителями  русского языка и литературы. Они и привили ему любовь к книгам. До войны вместе с отцом он познакомился со сказками Пушкина и «Тысяча и одной ночи», «Кавказским пленником» Льва Толстого, «Слепым музыкантом» Короленко, «Гуттаперчивым мальчиком» Григоровича и «Коньком-горбунком» Ершова.

В 1938 году поэт остался без отца, которого  арестовали по ложному доносу, а  в июне 1941 года война разлучила его и  с матерью. Войну он пережил в оккупации, встретив её  «один на один девятилетним шкетом». После окончания войны – детприёмник, детдом, детская исправительная колония, побег из неё – таковы  последствия страшного военного и послевоенного детства. Спасли шестнадцатилетнего мальчишку  отец и книги, тяга к сочинительству.

«Представьте: после четырёх лет скитаний среди трупного смрада окоченевших повешенных и пепла пожарищ, после поездок в грязных «собачниках», бездомности, лагерно-барачного кромешного быта   -  и вдруг тихий, уютный, а главное, свой, отцовский дом!  …За один год с помощью отца, мне удалось одолеть школьную программу за семь классов. Мы оба – и отец, одержимый заботой о моём обучении школьным наукам, и я, окунувшийся в сочинительство, - ставили себе одну цель: вытащить меня из растительно-животного состояния. Отслоить – и передать в мир духа, в царство интеллекта…

Русская природа, её великолепные неповторимые пейзажи, русская деревня, классическая русская поэзия и просвещённый, талантливый русский учитель-отец – вот подлинный исток моей писательской судьбы, всего лучшего, что я сумел создать за свою долгую жизнь…», - писал поэт.3

В настоящее время Г. Я. Горбовский – автор более 35 поэтических и прозаических книг, один из самых  известных русских поэтов. 

  • Послушаем  стихотворение поэта  «Родную землю и камень любит…».

 6. Чтение обучающимся наизусть стихотворения.

Родную землю и камень любит,

Пичужка, кошка и лютый зверь –

Весной, по молодости, и в холод лютый…

А я люблю её и теперь.

Теперь, когда на плечах мозоли

От лямки жизни.…Когда испуг

Во встречных взглядах. И столько боли,

И свищут пули, хоть мир вокруг.

Когда мертвеют заводы, пашни,

в чужие страны - исход и бег…

… В родную землю -  и лечь не страшно.

Страшней – утратить её навек.                                                          

  • Какие чувства  и настроения вызывает у вас это стихотворение?

Каков общий эмоциональный тон  стихотворения?

/Стихотворение вызывает чувство тревоги и печали./

  • Как вы думаете, чем оно вызвано? О чём говорится в первом четверостишии?

/В первом четверостишии автор размышляет о любви всего живого к родной земле и говорит о своей любви к ней.  Но уже здесь в первой строфе появляется предчувствие беды/.

  • Как вы это почувствовали?

/Оно выражено образами  «холод лютый», «лютый зверь»./

  • Чем так обеспокоен поэт?

/Напряжённость стихотворения усиливается во втором четверостишии, когда мы понимаем, что лирический герой стихотворения огорчён и обеспокоен не только своей личной судьбой, горьким опытом    прожитой жизни   («на плечах мозоли / От лямки жизни»).                                                     Он переживает чувство глубокой тревоги  за тот разор, который  происходит в его стране, за  своих соотечественников. Неужели они стали бесчувственнее камня, беспамятнее, страшнее зверя лютого?/

  • Каким образом мы понимаем, что у героя стихотворения была нелёгкая жизнь? Какие словесные средства (тропы) употребляет автор, говоря об этом?

/«На плечах мозоли / От  лямки жизни». Простая, на первый взгляд, метафора, но она точно и выразительно  говорит о жизни, как о тяжёлой, почти неподъёмной ноше.

Трагедийность мироощущения лирического героя усиливается оттого, что его личная судьба неразрывно связана с всенародной судьбой, вынесшей все испытания века и не обретшей мира, «хоть мир вокруг». Драматизм образов нарастает: испуг во встречных взглядах, свист пуль, мертвые заводы и пашни, в чужие страны – исход и бег/.

  • Какова основная мысль стихотворения?

/Глубокая тревога за судьбу России/.

  • О чём  же говорится в последних строках поэтического текста?

/Весь этот ужас -  страшная действительность нашей жизни. Но страшнее всего: навек утратить родную землю/.

  • Почему  стихотворение не оставляет у нас чувства обречённости?

/Удивительная  бескорыстная самоотверженность лирического героя и неистребимая любовь к своему Отечеству звучат в последних двух строках стихотворения/. 

  • Что вы можете сказать о личности поэта, написавшего эти строки?

/Чувствуется, что дороже родной земли ничего нет, и не будет для автора стихотворения, что для него нет  выше счастья радоваться счастью родины, болеть её бедами,  жить и умереть в России/.

  • У русского поэта Николая Старшинова  в  стихотворении: «Там, за Непрядвою, за Доном…» есть строки:

Лучше пасть, достойно смерть приемля.

Чем позором жизнь свою сберечь.

Чтобы защитить родную землю,

 Мы готовы в землю эту лечь! 4

Обратили вы внимание на то, как похожи строки двух поэтов?

уховная битва за существование нашего народа, за будущее нашей родины  продолжается и сейчас. Может быть, поэтому со словами поэта Николая Старшинова о защитниках земли русской, о великом ратном подвиге русского народа рефреном перекликаются поэтические строки Глеба Горбовского, написанные о  нашем мирном времени, но звучащие так  же тревожно и жертвенно, как и «полуистлевшие» слова наших далёких предков.

 В одном строю с защитниками нашей родины стоят и русские поэты…

 И звенит, не умолкая, призыв Бориса Примерова к своим собратьям по перу, своим соотечественникам:

Ой, сойдёмся, братья русские,

Сыновья земли единой.

И поставим слово к слову,

Так, чтоб песня зазвенела …

Возвеличивая русских! 5

 7. Сообщение обучающегося:

Анатолий Константинович Передреев родился в 1932 году в крестьянской семье, трое старших братьев погибли на фронтах Отечественной войны. После окончания школы учился в педагогическом институте, работал на химическом заводе в Саратове, бетонщиком - на Братской ГЭС. В 1959 году в «Литературной газете» появились первые стихи. В 1960 году поступил в Литературный институт.  Его главные поэтические книги: «Равнина» (1971), «Возвращение» (1972), «Дорога в Шемаху» (1981), Стихотворения (1986), Любовь на окраине (1988), Лебедь у дороги (1990). Умер в 1987 году в Москве.

  • Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями поэта: «Отчий дом» и  «Какие бури в мире просвистели…»  и попытаемся ответить на  вопрос:

Откуда берут  силу для жизни и дыхание для творчества русские поэты?

 8. Чтение обучающимся наизусть стихотворения.

 

Отчий дом.

 

В этом доме думают, гадают

Обо мне мои отец и мать,

В этом доме ждёт меня годами

Прибранная, чистая кровать.

 

В чёрных рамках – братьев старших лица

На белёных глиняных стенах…

Не скрипят, не гнутся половицы,

Навсегда забыв об их шагах.

 

Стар отец, и мать совсем седая…

Глохнут дни под низким потолком…

Год за годом тихо оседает

Под дождями мой саманный дом.

 

Под весенним – проливным и частым,

Под осенним – медленным дождём…

Почему же всё-таки я счастлив

Всякий раз, как думаю о нём?

 

Что ещё не все иссякли силы,

Не погасли два его окна,

И встаёт дымок над крышей синий,

И живёт над крышею луна.  

  • Г. Горбовский в одном из своих произведений написал:

Возвращение в дом, под родное крыло,-

Неизбывная тема российских поэтов.

Как вы думаете, почему? Скажите, какие строки этого стихотворения кажутся Вам самыми главными в нём?

/ Почему же всё-таки я счастлив

  Всякий раз, как думаю о нём?

Счастлив человек, если есть у него на свете  его родной дом, отец и мать; земля, где он родился и вырос; природа, одарившая его с детства впечатлениями на всю жизнь.

В минуты тревоги и волненья человек всегда будет находить радость и успокоение в воспоминаниях о родных местах/.

  • У героя этого стихотворения живы отец и мать. Но даже если уже нет родителей на свете, мы всё равно чувствуем  «жгучую, смертную связь» с ними. Можете ли вы привести примеры, подтверждающие это?

 Вспомним стихотворение Н. Рубцова «Памяти матери». Ночью в пургу поэт думает о могиле матери:

Кто там стучит?

Уйдите прочь!

Я завтра жду гостей заветных…

А может, мама?

Может, ночь  -

Ночные ветры?

М. Лобанов, известный критик, писал: «Вы чувствуете, как и вас пронзает это: что это? Кто стучит? Мать, умершая давно, но живущая в памяти как живая, - не она ли там, за порогом, в пурге… В ветре всё сейчас, вся жизнь человека, память  его о самом родном, вселенная за окном…»

Велика сила Памяти…

9. Чтение обучающимся наизусть стихотворения.

Какие бури

В мире просвистели,

Каким железом

Век мой прокричал!..

И вот в душе

Чуть слышно,

Еле-еле

Запел родник –

Начало всех начал.

И вот над краем

Дорогим и милым

Кричит петух…

Ах, петя-петушок,

Как вскинуть он старается

Над миром

Свой золотой,

Свой бедный гребешок!

Кого зовёт он так

По белу свету,

Как будто знает –

Песнь его слышна, 

И понимает –

Русскому поэту

Нужна земля

И родина нужна. 

  • Обратим внимание на поэтические строки Г. Я. Горбовского, вынесенные в название урока и эпиграфы к уроку на доске. Давайте прочтём эти замечательные строки русских поэтов и ответим на вопрос, поставленный перед чтением стихотворений:

Откуда берут  силу для жизни и дыхание для творчества русские поэты?

/Размышления учащихся/.

/Открываем на доске и читаем слова Г. Горбовского:

«В родной земле, в её глубинах, в традициях народа – ищу силу для жизни и дыхание для творчества»/. 6

  • Кого же зовёт  так петушок по белу свету?

 /Всех тех, кто находится вдалеке от родимой земли, кто забыл дорогу к дому,  свои истоки…

 нас с вами.…

Услышим ли мы его крик, отзовёмся ли?

А теперь откроем тетради и ответим на главные вопросы нашего урока:           

Что объединяет поэтов, творчество которых мы изучали сегодня на уроке?

/Их всех объединяет самое главное - чувство родины, чувство совести, чувство сопричастности судьбам соотечественников и  своей земле/.                                                                              

  • Что такое истинная поэзия и кого можно назвать настоящим поэтом?

/Учащиеся зачитывают свои домашние записи  в тетрадях, размышляют, записывают лучшие высказывания:                     

1. Истинная поэзия -  это «всегда беспокойная, тревожная совесть».7

2. Истинный поэт  живёт болью своей земли и своей эпохи.

3. Настоящий поэт всегда национален, глубоко человечен, чувство родины – его неотъемлемое качество.

4. Настоящая поэзия возвышает человека, делает его лучше.

5. Истинная поэзия помогает  разглядеть красоту, которая есть в каждом человеке.

6. Настоящая поэзия  соединяет духовную высоту и   человеческую отзывчивость/.                

  • Какие поэтические строки, прозвучавшие сегодня на уроке, можно записать в наш словарь мудрых поэтических изречений?

 10. Работа в тетрадях.  Запись   в словарь поэтических строк  поэтов:

В родную землю -  и лечь не страшно.

Страшней – утратить её навек.

                                                    Г. Горбовский.

Нет участи твоей печальней,

Иван не помнящий родства.

                                               В. Костров.

Русскому поэту

Нужна земля

И родина нужна.

                                   А. Передреев.

11. Домашнее задание:

1.  Прочитать стихотворения поэтов Ю. Кузнецова и А. Яшина.

 Определить основные темы и мотивы их поэзии. Можно ли их назвать настоящими поэтами? Почему? Ваши размышления.

2. Подготовить выразительное чтение 1-го понравившегося стихотворения вышеперечисленных поэтов.

12. Заключительное слово учителя:

 Свойства души русского человека в течение многих веков складывались под влиянием русской литературы.  И я буду очень рада, если заветы русского поэтического слова найдут сегодня в вашей душе живой отклик и послужат Вам в качестве жизненного образца.

                                                           Примечания:

1. Свиридов Г. Музыка как судьба.  – М.: Молодая гвардия, 2002. – стр. 352.

2. Горбовский Г. Собр. соч. в семи томах. Том 1. - Санкт-Петербург, Историческая иллюстрация, 2003.   – стр. 14.

3. Там же. - Стр.14, 19

4.   В кн.:  Асанов Л. Поля ратной славы. – М.: Современник, 1987. -  Стр. 85-87.     

5.   Там же. -  Стр. 80-84.

6. Горбовский Г. Распутица. – Историческая иллюстрация. Санкт-Петербург, 2000.– Стр. 3

7.  Прокушев Ю. И неподкупный голос мой… - М.: Современник, 1989.   - стр.142.

8. Лобанов М.Страницы памятного. Литературно-критические статьи. – М: Современник, 1988. – стр. 204.