Главная \ Методические разработки. \ Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия

« Назад

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия  20.02.2021 13:04

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по рассказу Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» в рамках проекта «Читаем вместе».

 Цель: содействие духовному развитию студентов-первокурсников, формирование престижа книги и чтения.

Задачи:

1. Провести анализ названия и содержания произведения.

2.  Выявить и проанализировать главных героев произведения.

3.  Рассмотреть понятия «кадет», «монастырь», «кадетский корпус». 

4. Содействовать приобщению студентов к чтению лучших образцов классической литературы.  

5. Формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как дух товарищества,  благородство, честь, доблесть, долг, верность, милосердие.

Подготовительная работа 

1) Прочтение и обсуждение рассказа «Кадетский монастырь» в группах обучающихся на уроках литературы и дома. 

2)Составление рассказов-характеристик о 4 праведниках по  плану: внешность; семейное положение; должность и отношение к службе; любимые занятия; отношение кадетов к персонажу-праведнику.

Оформление: книжная выставка «Великое наследие Лескова»  с иллюстрациями к рассказу, к  восстанию декабристов, к  истории кадетских корпусов, слайдовая презентация.

 Оборудование: интерактивная доска,  компьютер, мультимедийный проектор.

Ход мероприятия.

I. Вступительное слово педагога

 Проза Н.С. Лескова —  одно из ярких явлений в русской литературе второй половины XIX столетия. Он вошел в историю мировой литературы, как великий писатель, тонко и проникновенно показавший коренные черты русского человека, сумевший приоткрыть «тайну русской души». Как личность с крепким духовно нравственным стержнем он охватывал внутренний мир человека незамутнённым чистым взором. Это видение человеческой души есть особый дар Божий, и им владел в совершенстве Николай Семёнович Лесков. 

Тема праведничества — магистральная в творчестве Лескова, это страницы истории духовной жизни русского народа. Среди русских классиков именно Лесков стремился создать «положительный тип» русского человека, найти среди «грешных» мира сего кристально чистого человека, «праведника». Идея цикла «Праведники» (1879-1889) кристаллизовалась с самого начала творческого пути художника. Почти в каждом его произведении, начиная с ранних, оживают типы людей «высокой пробы» всех сословий и званий. Таковы, например, неподкупный «неберущий квартальный» Рыжов  (рассказ «Однодум»), бессребреник Николай Фермор и стремящиеся  к святости Брянчанинов и Чихачёв («Инженеры-бессребреники»), совестливые и благородные Перский, Бобров, Зеленский и отец-архимандрит (рассказ «Кадетский монастырь»), «русские богоносцы»-священнослужители  (святочный рассказ «Некрещёный поп»,  быль «Владычный суд», рассказ «На краю света»), тульский оружейный  мастер Левша, преданный своему Отечеству и своей вере, («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»). Сначала, в 1870-е ‑ 1880-е годы, Лесков ищет и воссоздает образы праведников, благодаря которым, по свидетельству Библии, еще продолжается жизнь на грешной земле (см. Быт. 18, 23-32). Писатель находит их среди людей разных сословий. В «Кадетском монастыре» в двадцати двух небольших главах описываются праведники, возглавлявшие петербургский кадетский корпус в первой половине ХIХ столетия.

Вопрос: А какие произведения Николая Лескова вы знаете?

Ответ: «Дурачок», «Павлин», «Пигмей», «Русский демократ в Польше», «Томление духа», «Пугало», «Несмертельный Голован», «Тупейный художник», «Человек на часах»,  «Фигура», «Очарованный странник».

II. Беседа о прочитанном и  словарная работа. 

Вопрос:  Что является исторической основой рассказа?

Ответ:  Исторической основой повести являются воспоминания  бывшего кадета Первого петербургского корпуса Григория Даниловича Похитонова, записанные Лесковым.

Вопрос: Какая историческая эпоха изображена в рассказе Н.С. Лескова "Кадетский монастырь"?

Ответ: Судя по событиям, о которых повествует в рассказе «Кадетский монастырь» Н. С. Лесков и начало которых относится к 1822 году,  речь идёт о времени восстания декабристов в 1825 году и начале царствования императора Николая I, то есть о 30-х годах XIX века.

Педагог: Николай I внёс наибольший вклад в создание и развитие российских кадетских корпусов. По его мнению, кадетские корпуса ко времени его вступления на престол выполнили свою просветительскую функцию, первоначально возложенную на них. Теперь же они должны были сосредоточить своё внимание на подготовку исключительно офицеров.

Вопрос: Кто выступает в роли рассказчика в этом произведении? Что вы можете сказать о нём? 

 ОтветВ роли рассказчика выступает человек, который принимал активную позицию по отношению к повествуемым событиям.

Вопрос: Это рассказ в традиционном значении? Каковы компоненты рассказа? Это рассказ- воспоминание, рассказ — исторический этюд? Рассказ-назидание?

Ответ: Рассказ был написан по воспоминаниям выпускника корпуса – Г. Д. Похитова. 

Вопрос: Что означает слово "кадет"?

Ответы: Кадет —  в дореволюционной России воспитанник кадетского корпуса (из словарей С. И. Ожегова и В. И. Даля). Кадетами (фр. — младший, несовершеннолетний) назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий до производства их в 1-й офицерский чин. Слово «кадет» происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, производного от латинского «капителлеум», что буквально значит «маленький капитан» или «маленький глава» (Википедия)

Вопрос: Что означает словосочетание "кадетский корпус"?

Ответ: Кадетский корпус — начальное  военно-учебное заведение (корпус) с программой среднего учебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере.

Сообщение обучающегося (дополняет ответы материалом «Из истории создания кадетских корпусов»):

Кадетские корпуса — одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России, да и в истории российского просвещения в целом. Они являлись первоначальной ступенью к подготовке офицеров и гражданских служащих. Значение накопленного в кадетских корпусах педагогического опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское образование.

Когда в 1689 г. Петр I был провозглашен Императором, одной из его первоочередных задач стало создание в России постоянного войска с грамотным командным составом.

Петр осознавал, что, привлекая на службу в российскую армию иностранцев и посылая молодых российских дворян для обучения военному делу за границей, он не решит полностью проблемы подготовки военных кадров для российской армии. Петр понимал, что надо создавать свою Русскую школу. И он предпринял длительное путешествие по Европе, изучая опыт создания и развития кадетских корпусов. Таким образом, мысль о создании кадетского корпуса была выдвинута еще в царствование Петра, но осуществить ее удалось уже после его кончины.

 Так 29 июня 1731 г. был принят Указ императрицы Анны  Иоанновны о создании Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, после которого во всех официальных документах появилось слово кадет и кадетский корпус.

Вопрос:  О каком кадетском корпусе идет речь в рассказе Н. Лескова?

Ответы:

1. Императрица Анна Иоанновна (1730-1740)  откликнулась на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского учредить в России кадетский корпус. Разработка проекта положения о корпусе была поручена графу Миниху. В основу первого устава корпуса были положены уставы Прусского и Датского кадетских корпусов.

2. Указом императрицы Анны Иоанновны Сенату от 29 июля 1731 года предписывалось учредить кадетский корпус. Под его размещение был передан Меншиковский дворец на Васильевском острове.

3.Открытие состоялось 17 (28) февраля 1732 года: в этот день было 56 кадет.  Первый выпуск состоялся 8 июня 1734 года: все 11 выпускников были произведены в прапорщики.

Сообщение обучающегося (дополняет):

Кадетский корпус решили разместить во дворце князя Меншикова, хозяин которого к тому времени скончался в ссылке. Помещения дворца стали приспосабливать для нужд корпуса, но парадный подъезд, вестибюль и пять комнат второго этажа, в которых жил хозяин дворца, не тронули. Их сохранили в том виде и с той же обстановкой, какая была во времена Петра I. 17 февраля 1732 года состоялось открытие Корпуса. Собралось пятьдесят шесть подростков из «почтеннейших фамилий» дворянского происхождения, из русских и иностранных семей. Через полгода их было уже более трехсот.

Первое время кадеты и жили и учились в Меншиковском дворце. Но скоро дворец стал тесен, и по линии, которая стала называться Кадетской, было построено несколько зданий для размещения жилых и учебных комнат. И в основном кадеты жили в этих зданиях.

А в самом дворце была церковь корпуса, канцелярия, жили некоторые преподаватели, сохранялись комнаты князя Меншикова, и был музей истории кадетского корпуса.

Еще при князе Меншикове за дворцом был разбит большой роскошный сад, который по красоте мог соперничать с Летним садом. В саду было несколько аллей, оранжереи, гроты, статуи, цветники и четыре пруда. Весь сад был поделен между группами кадет для прогулок и обнесен каменной оградой, которая была для назидания расписана поучительными изречениями на русском и иностранных языках, а также на стене была написана хронология исторических событий, которые изучали в классах. По воскресным дням в кадетских садах можно было гулять всем жителям города, «кои порядочно одеты».

К саду примыкал плац для военных занятий. В 1898 году на этом плацу состоялся первый футбольный матч, с которого началась история российского футбола.

На территории корпуса был построен манеж для упражнения в конной езде, а также кирпичный дом для игры в мяч — первое в России крытое спортивное сооружение. Этот дом сохранился и сейчас находится на территории Университета.

Со стороны Кадетской линии во дворе было построено специальное здание лазарета, была также своя аптека в корпусе. Это был целый комплекс зданий Первого кадетского корпуса, кадетский городок на набережной Васильевского острова.

В самом дворце была церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, но она была совсем небольших размеров и для корпуса была слишком мала. Для кадетского храма был приспособлен Большой зал дворца, к которому присоединили соседние комнаты и в 1744 году освятили церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Эта церковь была при корпусе до революции. На стенах храма висели памятные доски с именами погибших в боях выпускников корпуса. Для кадетов лютеранского вероисповедания была устроена небольшая кирха в одном из залов дворца.

Программа обучения будущих офицеров была весьма обширная, она давала не только военно-инженерное, но и общее гражданское образование. Преподавали латынь, немецкий, французский и русский языки. Были приглашены гувернеры-иностранцы, которые всегда сопровождали воспитанников и даже спали вместе с ними, дежуря по две недели. Какой национальности был дежурный гувернер, на том языке и говорили кадеты. Поэтому знание языков в корпусе было значительное. Преподавали также предметы общеобразовательные и специальные военные, а также музыку, танцы, архитектуру, верховую езду и фехтование. Из корпуса выходили образованные люди, многие  из которых впоследствии  получили известность.

Вопрос:  Кем прославилось в истории России это учебное заведение?

Ответы:

Императрица Екатерина Великая утверждала, что «кадетские корпуса являются надежными поставщиками великих людей России». В кадетских погонах начинали свой жизненный путь доблестные полководцы и адмиралы, известные ученые и писатели, композиторы и художники. Первый кадетский корпус прославился своими выпускниками.

Александр Петрович Сумароков —  русский поэтдраматург и литературный критик. Один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века

Федор Николаевич Глинка —  русский поэт, публицист и прозаик.

Константин Федорович Рылеев —  русский поэт, общественный деятель, декабрист.

Дмитрий Петрович Бутурлин  —  русский библиофил и поэт, директор эрмитажа.

Кондратий Фёдорович Рылеев —  русский поэт, декабрист.

Иван Петрович Кульнев  — русский генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года.

Григорий Силыч  Карелин  — русский естествоиспытатель и путешественник  XIX века.

Дмитрий Иванович Ахшарумов    первый историк Отечественной войны 1812 года.

Владимир Георгиевич Бооль  российский выдающийся военный педагог  конца XIX века, автор ряда военно-исторических трудов

Вопрос:  «Почему в названии произведения пересекаются понятия «кадетский и «монастырь»?

Ответы:

В православном словаре понятие монастыря представлено так:

Монастырь —  (греч. жилище монахов) —

1. Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху. Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри называются лаврами.

2. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов.

Монастырь —  община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию и имеющая свой устав    из словаря С. И. Ожегова).

Кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение (корпус) с программой среднего учебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере (википедия).                                                                  

 Педагог: Итак, кадетское образование строилось на монастырских традициях, и поэтому кадетские корпуса называли ещё «кадетскими монастырями». Дисциплина и послушание царили в этих закрытых учебных заведениях.

В монастыре —  служение Богу.

В кадетском корпусе — служение Отечеству.

Именно единение кадетского корпуса и заповедей монастыря даёт мир истинной красоты и душевного благородства.

Вопрос: Самыми славными традициями кадетов по утверждению Лескова были "дух товарищества" и "кадетское братство". Приведите примеры проявления этих традиций в тексте рассказа.

Ответы:

1. Ярким примером служила так называемая  «передача», так часто применяемая в кадетском корпусе, то есть по всему фронту передавали указания поступать определенным образом. К «передаче» кадеты обращались, когда в корпусе были арестованные и оставленные на хлеб и воду. Её беспрекословно исполняли не только старшие кадеты, но и самые маленькие (зачитывается отрывок из гл. 5).

2.Ещё одним таким примером является «случай с  конфектами» (зачитывается отрывок из гл. 9)

Вопрос: Кто такие праведники?

Ответы: 

1. Автор рассказывает нам о таких праведных людях в своём произведении. «Я хочу вам рассказать нечто весьма простое, но не лишенное занимательности, —  сразу о четырёх праведных людях так называемой «глухой поры», хотя я уверен, что тогда подобных было очень много» (из гл.1)

2. И вот такие праведные люди занимались образованием и воспитанием детей. Они любили и уважали детей-кадетов. Верили в новое молодое поколение, воспитывая и добротой и милосердием.

3. Учителя-праведники по-отечески заботились о своих воспитанниках, были с ними честны. Они отказывались от мирских радостей и семей, бескорыстно и добросовестно исполняли свой долг, стали настоящими отцами для кадетов.

4. Это люди высокой чести, благородства, порядочности, наделенные глубоким чувством ответственности, неукоснительно выполняющие свой служебный и человеческий долг.

Праведник

1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали (из словаря С. И. Ожегова).

Вопрос:  Во второй главе «Кадетского монастыря» Лесков приводит восторженное высказывание о замечательных наставниках и попечителях кадетов. Это  «были люди высокие, люди такого ума, сердца, честности и характеров, что лучших, кажется, и искать незачем». О ком идет речь?

Ответы:

1.Это директор корпуса генерал-майор Михаил Степанович Перский.

2.Эконом Андрей Петрович Бобров.

3.Корпусный доктор Зеленский.

4. Отец-архимандрит.

Вопрос: Чем они были замечательны?

Ответы  студентов о Перском (ответы подкрепляются выдержками из текста рассказа):

—  Бывший воспитанник этого же кадетского корпуса. Он был человеком безупречной репутации. Кадеты его обожали. Генерал полностью посвятил себя корпусу, несколько раз в день обходил все классы, был неизменно вежлив и приветлив с воспитанниками. Директор редко покидал территорию корпуса, не имел ни семьи, ни состояния.

—  Перский во всем был примером для кадетов.

—  Он являлся и образцом поведения. Всем кадетам хотелось быть похожими на генерала Перского. Они подражали ему в сдержанности, душевной чистоте и порядочности.

—  Авторитет он себе заработал не только безупречным внешним поведением, но и гуманным отношением к воспитанникам («отстранил от себя…. наказания за дисциплину, которых терпеть не мог и не переносил»). Это говорит о том, что Перский уважал своих воспитанников, наказание считал унижением.

—  Каждый день он присутствовал по несколько минут на всех уроках во всех классах. После уроков просматривал все журналы с отметками. Он был в курсе всех успехов и неудач каждого кадета.

—  А самым действенным в его понимании являлось обращение к чувствам кадетов «Ду-ур-ной кадет!», в его устах служило горьким и памятным уроком. После таких слов кадет всячески старался исправиться и этим «утешить М ихаила Степановича».

—  Свою педагогическую деятельность Перский принимал как некое мессианство: «Мне провидение доверило так много чужих детей, что некогда думать о собственных…».

—  Перский считал воспитанников высшей ценностью, предпочитал психологические методы воспитания, воспитывал детей на своём примере.

 Ответы  студентов о Боброве (ответы подкрепляются выдержками из текста рассказа):

—  Еще один праведник кадетского монастыря — эконом Андрей Петрович Бобров. Он тоже был холост и очень любил детей. Эта любовь выражалась это в постоянной заботе о том, чтобы дети были сыты, обуты, одеты. Особым его удовольствием было кормить «мошенников» —  так он называл кадетов. И кормил он их прекрасно —  даже император не раз обедал за общим кадетским столом.

—  Особенно жалел Бобров наказанных и арестантов. Когда их вели из карцера на ночлег, он подстерегал эту процессию, отнимал их у провожатых, забирал к себе в кухню и тут кормил, а по коридорам расставлял солдат, чтобы никто не подошел. Все при этом часто плакали ‑ и арестанты, и их кормилец, и сторожевые солдаты.

— Кадеты его любили до надоедливости: стоило ему показаться на плацу во время прогулки, все бросались к нему, брали на руки и несли, куда ему было нужно. При этом он кричал, стараясь освободиться:

—  Мошенники! Вы меня уроните, убьете…

— За 40 лет службы свое жалование он никогда не получал, а только расписывался за него. Все свои деньги Бобров тратил на одну страсть - приданое для выпускников. Среди кадетов много было людей бедных и безродных. И выпускались они на бедное офицерское жалование. Андрей Петрович сожалел о них и хотел, чтобы у каждого было что-нибудь приличное. Он давал бедным приданое: белье, 2 столовые и 4 чайных серебряные ложки. «Если товарищ придет, чтобы и ему было чем щей похлебать, —  объяснял Бобров, —  а к чаю могут зайти и двое, и трое». Так это и внушалось на всю жизнь —  мысль о товариществе.

Ответы студентов о докторе Зеленском (ответы подкрепляются выдержками из текста рассказа):

—  Третий праведник кадетского монастыря —  доктор Зеленский. Он тоже был холост, тоже был домосед. Жил он в лазарете, и был при больных и днем и ночью. Из корпуса он никогда не выходил. Для него не было преград, когда речь шла о здоровье детей. Как-то он приказал купить для больного кадета бутылку самого дорогого вина. Когда эконом Бобров пришел к нему и спросил, знает ли доктор, что это вино баснословно дорого, Зеленский ответил: «А я и знать этого не хочу. Это вино для ребенка нужно!». Вино немедленно купили и стали давать кадету.

—  Когда после восстания декабристов во всех кадетских корпусах приказано было закрыть библиотеки, а чтение книг вообще запретить, тут-то и приходил на помощь доктор Зеленский. Добрый и просвещенный человек, он старался восполнить пробелы в образовании кадетов. Он отбирал 5-6 самых способных выпускников, объявлял их больными, помещал в лазарет. Здесь он давал им читать книги хороших авторов и вел с ними долгие беседы.

—  Зеленский говорил, что нужно пробуждать в человеке добрые чувства, способные порождать добрые настроения, из которых в свою очередь непременно должно вытечь доброе же поведение.

Ответы студентов об отце-архимандрите (ответы подкрепляются выдержками из текста рассказа):

—  Четвертым праведником был архимандрит. Для преподавания религиозных предметов кадетам в корпус присылался архимандрит. Автор знакомит нас с последним, не помня его имени. Он был сердового возраста, небольшого роста, сухощав и брюнет, энергический, живой, с звучным голосом и весьма приятными манерами, любил цветы и занимался для удовольствия астрономией. Из окна его комнаты, выходившей в сад, торчала медная труба телескопа, в который он вечерами наблюдал звездное небо.

— Он был очень уважаем Перским и всем офицерством, а кадетами был любим удивительно. Для многих он благодетелем. «Проповеди его были неподготовленные», живые, теплые, всегда направленные на образование у кадетов чувств в христианском духе. Он учил в классе и проповедовал в церкви, но мы никогда не могли его вволю наслушаться, и он это видел: всякий день, когда нас выпускали в сад, он тоже приходил туда, чтобы с нами разговаривать. Все игры и смехи тотчас прекращались, и он ходил, окруженный целою толпою кадет, которые так теснились вокруг него со всех сторон, что ему очень трудно было подвигаться. Каждое слово его ловили.

—  Воспитанники любили беседы с ним, «мы перед ним все были открыты; выбалтывали ему все наши горести».

—  Архимандрит обладал внутренней силой, которая помогала ему чётко следовать принципам поведения в отношении христианской церкви. Он не боялся противостоять ханжеству, даже если это стоило ему карьеры.

Педагог: Итак,  директор, эконом, доктор, архимандрит. Лесков называет их праведниками. Обобщим главные черты этих праведников. Внимание на слайд.

Директор Михаил Степанович Перский является образцом справедливости, строгости.

Эконом Андрей Петрович Бобров — пример доброты, бескорыстия, любви к ближнему.

Доктор Зеленский —  олицетворение преданности своему делу, любви к детям.

Архимандрит заинтересовал  кадетов своим предметом, сделав его живым и необходимым в жизни воспитанников, раскрыл им "поэзию вечной правды и неумирающей жизни".

Педагог (зачитывает фрагмент текста из гл.1):

«У нас не переводились, да и не переведутся праведные. Их только не замечают, а если стать присматриваться —  они есть.  И, заметьте, все не из чернородья и не из знати, а из людей служилых, зависимых, коим соблюсти правоту труднее; но тогда были... Верно, и теперь есть, только, разумеется, искать надо».

Вопрос: Приведите примеры доказательства искренности чувств кадетов к своим любимым наставникам.

Ответы:

 О Перском

— Первым доказательством искренности чувств воспитанников к директору является долгая память о нём.

—  Вторым,  то, что кадеты считали его своим: «А у Перского была и доблесть, которую мы, дети, считали своею, то есть нашею, кадетскою, потому что Михайло Степанович Перский был воспитанник нашего кадетского корпуса и в лице своем олицетворял для нас дух и предания кадетства».

—  Третьим — благодарность за проявляемую регулярную заботу и заступничество: «своими откровенными и верноподданническими ответами отклонил от нас беду, и мы продолжали быть и учиться, как было до сих пор».

—  Четвертым —  доверие «себя самого нашей совестливости и нашему рассудку».

О Боброве

— Особенную любовь кадетов заслужил эконом Бобров. Кадеты его «любили до надоедливости: стоило ему показаться на плацу во время прогулки, все бросались к нему, брали на руки и несли, куда ему было нужно. При этом он кричал, стараясь освободиться: «Мошенники! Вы меня уроните, убьёте…»

— Свободное поведение кадетов по отношению к эконому говорит об отсутствии внутреннего страха перед ним.

Вопрос: Известны ли вам примеры проявления искренних чувств и заботы о своих наставниках студентов в настоящее время? В чём это проявляется?

Ответы:

—  Известны. Это наша память о школьных учителях-наставниках.

—  Поздравление Татьян-педагогов с Татьяниным днём.

—  Подготовка концертов на День учителя и 8 марта.

—  Ответственность за своё поведение в колледже.

Вопрос: Над какими вопросами Вы задумались, прочитав рассказ? Кто же творит подлинную историю своего Отечества?

Ответы:

1. «Невидимки с большими сердцами», самоотверженно отдавая себя служению людям, творят, по убеждению Лескова, подлинную историю своего Отечества, хотя и стоят в стороне от главного исторического движения.

2. Лесковские праведники не думают о личном спасении, они стремятся в самую гущу жизни, живут в народе и для народа, спешат туда, где есть страдания и бедствия. Таковыми являются праведники кадетского монастыря, поступки и деяния которых остались в памяти каждого кадета.

 3. Именно такие люди делали историю нашей страны, воспитывая талантливых людей, вершивших судьбу России.

 Вопрос: Какие нравственные уроки Вы получили, прочитав произведение Н.С. Лескова?

Ответы:

1.«Берите в жизнь побольше хороших чувств, потому что из них вытекают хорошие поступки», —  так советовал доктор Зеленский своим кадетам.

Вопрос: Какие проблемы, поднятые Н.С. Лесковым в рассказе "Кадетский монастырь",  актуальны в наше  время?

Ответы:

1.Через всю жизнь Н.С. Лесков пронес веру в высокое призвание Человека, умеющего любить, творить добро, испытывающего душевную потребность быть милосердным и справедливым.

2. Проблемы, поднятые автором в рассказе «Кадетский монастырь»,  актуальны и в наши дни —  это проблема воспитания настоящего человека, проблема его назначения и призвания.

3. В современное время, на наш взгляд, таких праведников очень мало. Хотелось бы, чтобы наши  учителя, наставники, воспитатели  были похожими на этих четырёх праведников.

Вопрос:  Что создано в нашем учебном заведении для  воспитания настоящих граждан Отечества,  и какие успехи колледжа позволяют нам сегодня гордиться  нашим учебным заведением?

Ответы :

1.Создан военно-патриотический клуб "Росич".  Команда клуба  входит  в пятёрку сильнейших команд страны.

2. Фотографии лучших студентов Сургутского политехнического колледжа  можно увидеть на Доске Почёта города Сургута.  В августе 2018 года чести войти в число лучших граждан города был удостоен Андрей Худич, чемпион Югры по сварочным технологиям и абсолютный победитель III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам WorldSkills Russia. Андрей стал настоящей звездой конкурсного движения, успешно прошёл отборочные межрегиональные соревнования и, уже окончив колледж, выступал на Финале Национального чемпионата в Южно-Сахалинске.

3. Студенты Сургутского политехнического колледжа успешно выступают в городской Студенческой лиге интеллектуальных игр и не собираются останавливаться на достигнутом. Наши знатоки сыграли уже в двух этапах лиги и дважды стали «бронзовыми» призёрами.

4. Наши студенты стали финалистами Российской национальной премии «Студент года» для обучающихся профессиональных образовательных организаций. 

5. Сургутский  политехнический колледж стал Лауреатом Всероссийского конкурса образовательных проектов и программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи «Гражданин и патриот России ‑ 2018».

6. В стенах нашего учебного заведения родилась и вышла на российские просторы историческая игра «Три ратных поля России».

III. Составление примерного кодекса чести. Итоги. 

Педагог: Опираясь на анализ поступков  воспитанников кадетского монастыря, можно попробовать составить  и для себя своеобразный свод нравственных правил.

Я предлагаю Вам сегодня попробовать сформулировать свой   кодекс чести,  актуальный  для современного молодого человека.

Вопрос:  Какие нормы Вы можете предложить  внести в него?

Ответы:

— Опрятность и аккуратность в одежде.

— Забота о красоте родной речи.

— Отказ от курения и употребления  спиртных напитков.

— Нацеленность на сплоченность в коллективе сверстников.

— Постоянное повышение своего образования через усердные занятия по всем дисциплинам.

— Соблюдение духа товарищества, доброты и милосердия.

— Соблюдение  строгой дисциплины, ответственности за свое поведение.

— Проявление уважения к старшим, к взглядам и убеждениям других людей.

— Соблюдение высокой деловой и общей культуры.

IV. Викторина  (с использованием афористических высказываний великих людей 19-го века о служении, о Родине и  раздача открыток с этими высказываниями).

Педагог:

В заключение хочется напомнить всем  слова бывшего кадета Федора Николаевича Глинки:  «Помнишь, как, повторяя слова Екатерины, что корпус кадетский есть рассадник великих людей, мы любили воображать себе, что все до одного будем полезны Отечеству?».  Вспоминая эти слова, убеждаешься, что главными традициями не только кадетов, но и всех нас  являются:

— любовь к родине и служение ей, верность долгу, честь, дух товарищества и взаимовыручки, порядочность, глубокие знания, порядочность, глубокие знания, широкая образованность и эрудиция. Так будем же достойны этих традиций.

Литература

1. Лесков, Н.С. Кадетский монастырь: рассказ (любое издание)

2. Висковатов, А. В. Краткая история Первого кадетского корпуса [Электронный ресурс] / сост. бывшим воспитанником корпуса Александром Васильевичем Висковатовым (1804-1858). —  СПб. : Воен. тип. Глав. штаба его имп. вел., 1832. —  113 с. —  URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/26005-viskovatov-a-v-kratkaya-istoriya-pervogo-kadetskogo-korpusa-spb-1832 (дата обращения: 20.02.2019)

3. История российского кадетства 1701-1917 [Электронный ресурс] : Материалы предоставлены  Музеем истории российского кадетства. —  URL: https://histrf.ru/lyuboznatelnim/cadet-history-museum/cadet-history-1701-1917 (дата обращения: 18.02.2019)

4. Краткая история Первого  Кадетского Корпуса, составленная бывшим воспитанником оного Корпуса Александром Висковатовым [Электронный ресурс] . —  URL:http://www.ruscadet.ru/history/rkk_1701_1918/1883_1918/1kk/1-kk-viskovatov.htm (дата обращения: 20.02.2019)

5. Первый кадетский корпус. Меншиковский дворец [Электронный ресурс]  / URLhttp://www.grad-petrov.ru (дата обращения: 20.02.2019)

6. Форма одежды кадет Российской империи [Электронный ресурс].  —   URL: http://safe-rgs.ru/2698-forma-odezhdy-kadet-rossiyskoy-imperii.html (дата обращения: 17.02.2019)