Главная \ Методические разработки. \ «Отчего люди не летают?..» Нравственная проблематика пьес А.Н. Островского.

« Назад

«Отчего люди не летают?..» Нравственная проблематика пьес А.Н. Островского.  10.12.2016 11:36

Цели урока:

Образовательные:

— обобщить знания по творчеству А.Н. Островского;
— научить сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа героини.

Развивающие:

— воспитывать творческое воображение, культуру общения, зрительскую культуру, умение “исполнять” роли героев пьесы.

— расширять кругозор обучающихся путём межпредметных связей;

—  формировать глубокий и устойчивый интерес к предмету.

Воспитательные:

 — способствовать воспитанию общей культуры обучающихся;

— воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам русской классической литературы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: рабочие тетради, тексты  пьесы А.Н. Островского «Гроза», видеопроектор, экран, диск с видеозаписью  спектакля  по пьесе А.Н. Островского «Гроза» (Малый театр, реж. Б.А. Бабочкин, 1977г.)

Методические приёмы: состязание, проблемная беседа,  театрализация, дискуссия.

Предварительная  подготовка  обучающихся:

1. Инсценировать ключевые эпизоды пьесы Островского «Гроза».

2. Познакомиться с высказываниями Н.А.  Добролюбова (статья «Луч света в темном царстве»)  и Д.И. Писарева  (статья «Мотивы русской драмы») о главной героине пьесы А.Н. Островского «Гроза» Катерине, составить выборочные текстуальные конспекты критических статей.

3. Определиться, чья точка зрения (Добролюбова или Писарева) вам ближе и почему.

4. Создать две команды («Добролюбовцы» и «Писаревцы»); продумать линию защиты своего мнения о Катерине, раскрыв характер и поступки главной героини пьесы.

5. Индив. задание: наизусть монолог Кулигина  «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…»

Ход урока.

Слово учителя:

Наш урок мы начнём с небольшого состязания  (разминки) команд по творчеству А.Н. Островского.

I. Разминка команд.

Вопрос:

Продолжите предложение:

И.А. Гончаров в письме к А.Н. Островскому от 12 февраля 1882 г. написал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Ваши предшественники-драматурги. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать…»:

Ответ:

«У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».

Вопрос 2:

Назовите драматургов-предшественников А.Н. Островского, которых назвал в письме к Островскому знаменитый автор «Обломова».

Ответ:

Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь

Вопрос  3:

Назовите самые известные пьесы, которые они написали.

Ответ:

Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Ревизор».

Вопрос 4:

Вы можете вспомнить ещё кого-то из драматургов в России? Ведь существовали ещё пьесы эпохи классицизма.

Ответ:

Комедия Д.И. Фонвизина «Бригадир», трагедия «Дмитрий Самозванец» А.П. Сумарокова, пьесы Я.Б. Княжнина («Хвастун»), В.В. Капниста («Ябеда»). Шли при Павле I и Александре I. 

Слово учителя.

Известно, что еще юношей Пушкин интересуется драматургией, театром. В драме «Борис Годунов», поэт обращается к исторической теме, утверждая нравственные основы человеческого существования («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста…»).

Мы помним суровые слова монаха Пимена о Борисе:

О страшное, невиданное горе! 
Прогневали мы Бога, согрешили: 
Владыкою себе цареубийцу 
Мы нарекли...

А.С. Пушкин написал также «Маленькие трагедии» («Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы»), где общим мотивом является изображение человеческих грехов, которые разъедают саму основу человеческой души.

М.Ю. Лермонтов написал несколько драм, в том числе драму «Маскарад», где показал, как исчезают в человеке  высокие помыслы  и «святое беспокойство» о «счастье ближнего».

Вопрос 5:

Почему же только после А.Н. Островского, по словам И.А. Гончарова, мы можем сказать, что «у нас есть свой русский, национальный театр».

Ответ:

На подмостках театральных сцен в основном шли иностранные — переводные — пьесы, а репертуар из отечественных пьес был не только скуден и состоял в основном из мелодрам и водевилей, но и во многом заимствовал формы и персонажей зарубежной драматургии. 

Театр Островского стал воплощением модели национального мира. Купцы, приказчики, свахи — перекочевали на сцену прямо из реальной действительности. 

Вопрос 6:

14 января 1853 г. в одном из театров Москвы состоялась премьера комедии Островского «Не в свои сани не садись». С тех пор этот театр называют «Домом Островского». 

Назовите этот театр.

Ответ:

Малый театр, основанный в 1824 г. - особый театр. Его принято называть "вторым московским университетом". Часто можно было услышать: "В Москве два университета — на Моховой (МГУ) и на Театральной"; "Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре"

Вопрос 7:

Почему А.Н. Островского  называют «отцом русского театра»?

Ответ:

Он один написал почти 50  (48) пьес, где действуют 547 героев. 

Слово учителя.

Давайте вспомним, с чего всё началось. Итак, гостиная Михаила Погодина в доме на Девичьем поле, историка, специалиста по Древней Руси, приятеля Пушкина, профессора Московского университета, академика, писателя, публициста. В 1841 году Гоголь читал в этом доме Аксаковым и Погодину недавно оконченный (в Италии) первый том «Мертвых душ».

Декабрьским вечером 1849 года здесь собрались все находившиеся налицо в Москве представители русской науки и литературы, русского искусства, вся элитарная московская публика. Они пришли, чтобы послушать новую пьесу, о которой в Москве ходила молва. Об авторе пьесы говорили, что это всего-навсего скромный служащий Московского коммерческого суда. Этот автор присутствовал тут же в гостиной.

Почему об этом я напомнила Вам сегодня? Потому что в этот вечер в доме Погодина снова присутствовал знаменитый автор «Ревизора» и, по словам присутствующих, оставил восторженный отзыв о прочитанной пьесе. 

Вопрос 8.

Как же называлась эта пьеса Островского?

Ответ:

«Свои люди  —  сочтёмся». 

Слово учителя:

Верно. Это была пьеса Островского «Банкрот», прочитав её, Иван Гончаров указывал на знание «автором русского языка и сердца русского человека».  Лев Толстой писал: «Вся комедия — чудо… Островский, не шутя, гениальный драматический писатель».

Сюжет пьесы прост: главный герой Самсон Силыч Большов обманывает кредиторов, объявив себя банкротом, его  обманывает зять-приказчик Лазарь Елизарыч  Подхалюзин, который очень хорошо усвоил науку Большова как обманывать покупателей в лавке,  а его, в свою очередь, готовится обмануть подрастающий в этом доме мальчик Тишка. 

Вопрос 9.

Почему эта пьеса получила отрицательный отзыв цензора Михаила Александровича Гедеонова? Почему постановка была запрещена по указанию Николая I со словами «… напрасно печатано, играть же запретить…»? Что же такого криминального было в этой пьесе?

Ответ:

Островский обличал купцов. Купцы и промышленники были  самым обеспеченным классом Российской империи, опорой самодержавия. Торговля, финансы и промышленность — всё было в их руках. 

Слово учителя:

Да, действительно, это так. Цензор, прочитав пьесу, писал: «Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». Но чтобы быть честными и беспристрастными к купеческому сословию в России (ведь не все же купцы были такими прохиндеями, как Большов и Дикой), давайте сегодня назовём имена тех, кто был гордостью России.

Они остались в истории нашего государства как благотворители, меценаты, устроители, жертвователи, их трудами и капиталами обустраивалась и украшалась, расцветала русская земля. Они остались в памяти потомков как спасатели Отечества и национальные герои.

Вопрос 10.

Назовите имена этих славных граждан нашего отечества.

Ответ:

Библиофилы и коллекционеры братья Бахрушины, род меценатов и покровителей музыкантов Мамонтовых, самородки-ценители искусства братья  Щукины, известные коллекционеры  и благотворители Рябушинские, династия купцов Демидовых, купеческий род Третьяковых, купец-издатель Кузьма Солдатенков и др. Национальный герой Кузьма Минин, купец-путешественник Афанасий Никитин. 

Вопрос 11

Перечислите их дела  и труды во славу России.

Ответ:

Учреждение стипендий для малоимущих студентов, строительство многочисленных храмов, монастырей, церквей, картинных галерей, музеев, опер, театров, библиотек, школ, учебных заведений, железных дорог. А сколько построили они богаделен: приютов для престарелых, вдовьих домов, больниц для неимущих,   многоквартирных домов для бедных  и др.

Вопрос 12.

Почему Островского называют  Колумбом Замоскворечья? Что это за странное определение? И почему оно закрепилось за драматургом в русской литературе?

Ответ:

А. Н. Островский первым открыл читающей публике мир купечества.

Вопрос 13.

А что же до Островского не было произведений о купцах?

Ответ:

Конечно, были. Вспомним хотя бы  поэму Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

Вопрос 14.

Но только Островский что-то  важное сумел заметить и почти с математической точностью вывести в своих пьесах Островский. Что? Почему это оказалось так важно для русского человека?

Ответ:

Оказывается, все проблемы купцов у Островского имеют природу не материально-экономическую, а преимущественно нравственную. Действительно, эту тему  развивал ещё Пушкин в «Скупом рыцаре». Он первым показал явление новой власти — власти денег. Но в ситуациях житейски-бытовых проследил развитие всех этих страстей именно Островский. Знаменитый драматург сумел подметить, что воровство, падение нравственности в купеческой среде становится  нормой, системой.

Слово учителя.

Вот что страшно! Раньше верили только одному купеческому честному слову! Достаточно вспомнить, что одними из самых любимых святых у русских купцов были святые бессребреники Косма и Дамиан. А сколько было самих купцов-бессребреников на Руси, прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры, своего Отечества. Кузьма Минин отдает на ополчение всю свою казну, деньги сына, драгоценности жены и серебряные оклады икон.  Русские купцы-бессребреники становились прототипами героев-бессребреников в русской классической литературе (смоленский купец Ферапонтов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»).

 И вдруг такое! Честное, порядочное сословие стало красть, стало нарушать нравственные нормы, заповеди Христовы, правила и наставления «Домостроя», по которым главными достоинствами человека были трезвый разум и чистая совесть. Как это могло случиться? Почему?

Это тот самый вопрос, который назревал в русском обществе, над которым задумывались на протяжении длительного времени философы и историки, размышляют над ним современные люди и сейчас. Как же это всё случилось со страной,  которую называли святой Русью? Как это случилось с нашей жизнью? И в чём причины такого падения нравственности в русском обществе?  

Вопрос 15.

В чём же основная причина падения нравов в обществе, которое  показывает читателю Островский на примере  жизни купцов? Чем объясняет он этот путь вниз: от спасателей Отечества и благотворителей до воров и стяжателей?

Ответ:

Причина всего — утрата веры. Веру подменили  суеверием, приверженностью к внешним формам жизни при полном безразличии к духовному наполнению этих форм. Дух стяжательства, наживы затмил «сокровища небесные». 

Вопрос 16.

А вторая причина?

Ответ:

А вторая причина — приверженность русского человека ко всему иностранному, утрата своих корней, своей культуры.

Слово учителя:

Верно. Вот гостиная в доме купца Большова. А вот и Липочка, дочь его,  со свахой разговаривает, да просит найти ей жениха, чтоб одет был по-журнальному. Вот Лазарь Елизарыч её замуж идти за себя уговаривает. А она ему в ответ: «Для чего вы, Лазарь Елизарыч, по-французски не говорите?» Как это, к сожалению, похоже на наше современное общество. 

Подведение итогов.

Итак, наша разминка закончилась, мы определили две причины падения нравственности в обществе: это потеря веры, подмена её суеверием и утрата своих корней, своей культуры.

И теперь мы приступим к самому главному, ради чего мы сегодня собрались, к обсуждению одной из самых замечательных пьес Островского — пьесы «Гроза». 

II. Анализ пьесы А.Н. Островского «Гроза»

Слово учителя.

«Гроза» — это пьеса о судьбах молодого поколения. Все молодые герои пьесы Тихон, Варвара, Борис «погибли духовно», а главная героиня драмы закончила жизнь самоубийством. Почему это произошло? Что с ними случилось?

И как Вам, молодым людям, живущим в XXI веке, избежать этого? Актуальность этой пьесы в наш век бесспорна, потому что в ней мы находим ответ на многие волнующие нас вопросы. Но обо всём по порядку. Давайте посмотрим на нашу главную героиню пьесы Катерину.              

1. Просмотр фрагмента пьесы «Отчего люди не летают…?» 

Слово учителя: Итак, один из основных вопросов драмы: отчего люди не летают?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем монолог одного из действующих лиц и ещё раз вспомним, в какой атмосфере жила наша героиня.                

2. Звучит монолог Кулигина  «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» (д/з). 

Слово учителя:

А сейчас, прежде чем мы ответим на следующий вопрос: «Кто виноват в смерти  Катерины?»,  давайте пригласим на нашу импровизированную сцену героев пьесы. 

3. Звучит песня «Среди долины ровныя…». Начинается театрализованное представление (д/з). 

Сцена 1. Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Сцена 2. Кабанов. Катя! Катя, ты на меня не сердишься?

Сцена 3. Варвара.  Я теперь гулять пойду…

Сцена 4. Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает?

Сцена 5. Борис. Это вы Катерина Петровна? 

Вопрос:

Итак, кто же виноват в смерти Катерины?

Ответ: Кабанова, Тихон, Борис, Варвара – все они в какой-то мере виновны в смерти Катерины.

Вопрос:

А сама Катерина? Чтобы ответить на этот вопрос послушаем, что же говорят литературные критики о Катерине. Известно, что многие  современники Островского писали о драме «Гроза». Но мы остановимся на мнении двух литературных критиков: Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. 

4. Выступления обучающихся (они представляютвыборочные текстуальные конспекты критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева).

 —«Катерина — луч света в темном царстве. В трагическом конце… дан страшный вызов самодурной силе. В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…»

Добролюбов в своей статье говорит о том, что у Катерины  «сильный, решительный характер», «по преимуществу созидающий, любящий, идеальный». Он называет Катерину «лучом света» в тёмном царстве и её самоубийство называет протестом против кабановских понятий о нравственности и вызовом самодурной силе.

— «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».

Писарев, напротив,  пишет о том, что "...Совершив много глупостей, она бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость". Он называет её «привлекательной иллюзией», не более того. 

Вопрос:

А как Вы думаете, кто прав в споре о Катерине?  

5. Дискуссия «Луч света» или «привлекательная иллюзия»?

Дискуссия начинается с комментирования высказываний литературных критиков, затем команды переходят к формулировке и аргументации собственного мнения.

Слово учителя.

Постараемся ответить на этот вопрос, рассмотрев черты характера Катерины.

Итак, у нас две команды. Одна команда будет на стороне Добролюбова, а другая — Писарева.

Попытаемся понять, были ли у критиков основания для таких высказываний о Катерине. 

Команда 1.  

Катерина – единственный положительный герой пьесы. 

Черты характера Катерины:

Религиозность, вера.  «Ах, Кудряш, как она молится…», «И    до смерти я любила в церковь ходить », «молюсь до утра».

Свободолюбие.  «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Мечтательность и поэтичность.   «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет…»

Искренность, честность. «Лгать-то я не умею, обманывать не хочу…»

Трудолюбие, мастерство.  «А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом…» 

Милосердие, добротолюбие.  «…пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным».

Чувство собственного достоинства.  «… что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю».

Сильный характер. «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!». Да, натура Катерины, бесспорно, сильна, но,  в первую очередь, страстями.

Красота:    «Какая у неё улыбка ангельская…»

Желание любить мужа: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю».

Любовь к детям: «Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это». 

Слово учителя.

Вот, оказывается, сколько  замечательных черт характера есть у этой молодой  женщины. Действительно, можно согласиться с Добролюбовым в оценке Катерины. А теперь послушаем 2 команду. 

Команда 2.

Черты характера Катерины

Религиозность, вера.  «А о чём молюсь, не знаю…», «Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня…».

Вера  Катерины некрепкая, в боголюбии был элемент самолюбования, поэтому вера её была очень быстро разрушена грехом и отчаянием.

Свободолюбие. «Что мне только захочется, то и сделаю… В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

Свободолюбие Катерины оборачивается эгоизмом, горем для близких.

Глубина натуры. Катерина не разглядела, что Борис – тот же безвольный Тихон, только в московском костюме. В сцене последнего свидания с Катериной он даже говорить с ней опасается: «Не застали б нас здесь…».

Мечтательность и поэтичность.  «Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись...»,  «Только не с мужем».

 Быть замужней женщиной и мечтать о свободе, о другом мужчине безнравственно.

Сильный характер.  Это не сила и решительность, а уныние и своевольный протест. Если бы она нашла бы в себе духовные силы стать опорой Тихону, утешением для свекрови, примером для Варвары – вот тогда бы можно было сказать, что у неё сильный характер. 

Красота.    «…видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота! А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весело! Старики старые, благочестивые, об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то!»

«Какая у неё улыбка ангельская…», — говорит Борис. Но её улыбка — это лишь иллюзия.

Апостол Пётр, обращаясь к женщине, писал о том, что  украшением жены должны быть не внешняя красота, но «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого духа». Ни кроткого духа, ни ангельской доброты у Катерины не было.

Искреннее желание любить мужа. Любовь на Руси почти всегда подкреплялась опытом веры, терпением и смирением. И в этом терпении,  в этом смирении, добровольном подвиге любви   рождалась та запредельная высота, которая от слова «дух», помогающая  выстоять в самых трудных условиях существования. 

Учитель.

Итак, мы видим, что  у Писарева были причины утверждать, что Катерина — «привлекательная иллюзия». 

Вопрос:

А как вы считаете, ребята? Можем ли мы назвать Катерину "лучом света" в "темном царстве"?

Ответ:

Нет. Она могла бы им стать, если бы перенесла бы все тяготы и лишения.  Не случайно ведь Господь поставил её в такие трудные жизненные обстоятельства, в самое горнило испытаний! Не случайно, Господь проверяет её на прочность, помещает её чистую, целомудренную в этот страшный дом, чтобы она, устояла перед искушениями, закалилась в трудностях, помогла ближнему. И тогда пьяница справился бы со своей болезнью, лгунья бы устыдилась, ханжа усмирилась, раб поднялся с колен… Нам кажется, что, пойдя этим путём, она бы, может быть, дождалась даже и семейного счастья.  Своей любовью, чистотой, искренностью она могла бы «осветить» это «тёмное царство». Она могла бы стать "лучом света" в доме свекрови, изменить мир вокруг себя. Как важно, говорит нам автор пьесы, в нужный момент усмирить свои страсти и исполнить свой долг. В такой же ситуации другая героиня русской литературы, научившись властвовать собой, ответила любимому человеку: «Я вас люблю… / Но я другому отдана. / Я буду век ему верна». Вот та высота, которая свойственна настоящим русским жёнам и которой не смогла соответствовать героиня А.Н. Островского.

Учитель:

«Свет Божий мне не мил»,  — это говорит человек, которому отроду всего 18 лет. Она думает только о своем оскорблённом чувстве!

А о Тихоне, который при всей его слабости натуры всё-таки любил её, она подумала? А о маме, которая в ней «души не чаяла»,  вспомнила? О Боге, который, как известно,  не даёт крест человеку не по силам?

«Порвалась цепь великая!» Нарушился замысел Божий о человеке, остались нерождёнными дети, прервался, не продлился  род.

Она могла бы соединить ту цепь, которая порвалась: выдержать все испытания, возродить древнее купеческое благочестие, благотворительность в городе («…буду шить белье, а потом раздам бедным»), показать пример нравственности, любви к ближнему...

Мечтала о полёте в небо, а полетела в пропасть! Да это не просто омут, обрыв – загублена человеческая душа. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить па свете да мучиться!» — скажет Тихон. Хорошо? По земным меркам, пожалуй, что так. Тёмное царство  теперь не властно над ней.  Но о судьбе человеческой перед лицом вечности кто помыслит?

Гроза — это не только природное явление, это напоминание нам всем об ответственности человека перед Творцом, перед Вечностью.

Эта пьеса — не только обличение самодуров, «тёмного царства», но и урок молодым: а ты-то сам что сделал для того, чтобы у тебя выросли крылья?

Вопрос: Можно ли назвать Катерину «идеальным характером»?

Ответ:

Нет. Идеал русской женщины — Татьяна Ларина («Но я другому отдана, я буду век ему верна»).