« Назад«Кто нужен России?» Роман «Отцы и дети». Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева. 16.11.2016 00:00Цели: – проверить и закрепить знания обучающихся по творчеству И.С.Тургенева; – помочь совершенствовать навыки анализа произведения и отдельного эпизода; –подвести обучающихся к ответу на главные вопросы романа: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя? Кто нужен России? Творческий результат урока: составление обучающимися системного образа героя нашего времени. Тип урока: творческий, когнитивный. Вид урока: урок философского обобщения. Оборудование: – философский словарь, словарь литературных терминов; – опорные листы (визитные карточки главных героев романа), тексты романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»; – иллюстрации к рассказам И.С. Тургенева «Муму», «Живые мощи», «Певцы». – иллюстрации картин художников-передвижников; – портреты русских философов А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина; – портреты героев Крымской войны П.С. Нахимова, Я.П. Бакланова, В.А. Корнилова; – иллюстрации к Притче о блудном сыне; – фрагмент к/ф «Игла», реж. Рашид Нугманов, 1988г.; – фрагмент к/ф «Отцы и дети», реж. Адольф Бергункер, Наталья Рашевская, 1958г. Методические приёмы: работа с текстом, групповая работа, аналитическая и обобщающая беседа, выборочное чтение, выразительное чтение эпизода, анализ эпизода, комментарии учителя, словарная работа, работа над теоретико-литературными и философскими понятиями, творческая работа. Межпредметные связи: история, мировая художественная культура. Ход урока I. Словарная работа. Запись в тетради. Цель работы: способствовать развитию речи обучающихся, обогащению их словарного запаса. Ценностные ориентации - это объекты, явления духовной или материальной культуры, которые приобрели для личности устойчиво высокий смысл и значение. Система ценностей - система основополагающих идей, убеждений и представлений личности о полноценной и продуктивной жизни, сформированных под влиянием культурных традиций, образцов и идеалов общества. II. Повторение. Работа над теоретико-литературными понятиями. Запись в тетради. Цель работы: формировать теоретико-литературную грамотность обучающихся. Беседа (примерная): Учитель: Недавно прочитала потрясающий по своей наивности отклик одного начинающего автора. На упрек читателя, мол, не убедителен конфликт в вашем рассказе, этот автор написал: а у меня и не было никакого конфликта, моя героиня – очень мирная женщина и ни с кем не ссорится. О чём бы Вы подумали, услышав этот ответ? Что бы ответили этому молодому автору? Обучающиеся: Нет конфликта – нет произведения. Учитель: Таким образом, если в реальной жизни человек может гордиться тем, что он «неконфликтный», то для автора и его произведения – это недостаток. Хороший автор должен уметь создать конфликт, развить его и вразумительно закончить. Вся мировая литература – это собрание конфликтов. Но при всем их многообразии существуют основные точки, на которых строится сюжет. Литературный конфликт – это противоречие, образующее сюжет. Предмет конфликта – это то, по поводу чего возникло противоборство между героями. Участники конфликта – те персонажи, чьи интересы лежат в основе противоборства. III. Слово учителя. Объявление темы и целей урока. Запись в тетради и на доске. Цель: создать осознанный образ предвосхищаемого результата урока, на достижение которого направлены действия обучающихся. Тема сегодняшнего урока: «Кто нужен России?» Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Сегодня нам предстоит ответить на два главных вопроса: – Почему Тургенев заканчивает свой роман сценой смерти главного героя? – Кто нужен России? IV. Повторение изученного. Цель работы: способствовать умению применять литературоведческую терминологию на практике; повторить пройденный материал. 1. Аналитическая беседа по тексту романа. Основные моменты беседы: – участники конфликта в романе «Отцы и дети»; – «группа поддержки» основных персонажей; – предмет конфликта: системы ценностей, мировоззрение поколения «отцов» и поколения «детей»; – главная мысль Тургенева: «Кто те люди, кому можно будет доверить пути обновления России?» 2. Поиск критериев для анализа и оценки мировоззрения и поступков главных героев романа. Материал для беседы: На предыдущих уроках мы рассмотрели ценностные ориентации двух конфликтующих сторон и составили визитные карточки героев. Сегодня мы попытаемся найти критерии,по которым будем оценивать взгляды и поступки двух конфликтующих сторон. Как Вы считаете, что может служить критерием в оценке наших героев? Таким критерием может служить русская классическая литература, которая всегда была отражением системы ценностей русского народа. «Классик австрийской литературы начала XX века Стефан Цвейг писал: «Раскройте любую книгу из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чём они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с весёлой толпой детей, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами. И, если мы оглянёмся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах – чего хотят там люди? – Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один». Не внешний жизненный успех, не богатство, не мнение в глазах окружающих, не звания, не чины, а внутренний мир человека независимо от его положения в обществе, жгучая христианская совестливость оказались в центре внимания нашей классической литературы»[1]. Итак, мы можем сделать вывод, что для русского человека всегда были важны христианские ценности нашего народа, умение помнить евангельскую истину: «Не собирайте сокровищ на земле…» (Еванг. от Матф. 6:1–18). Как Вы понимаете это высказывание «небесные сокровища»? Такими сокровищами являлись милосердие, доброта, сострадание, жертвенность, смирение и кротость, любовь к ближнему, т.е. внутренний мир человека, «нетленная красота души». Этой евангельской истины («Не собирайте сокровищ на земле…») придерживаются все герои русской классической литературы в отличие от героев европейской, западной, для героев которой целью жизни были как раз сокровища земные. Критерием в оценке тургеневских персонажей могут служить и лучшие тургеневские герои из народа – те духовные ориентиры, которые в самих недрах своих сохранили истинную систему ценностей. Это Татьяна и Герасим из рассказа «Муму», Лукерья из рассказа «Живые мощи», Яшка Турок из рассказа «Певцы»… Что же примечательного в этих героях? Глухонемой богатырь Герасим трудолюбив, его рука не случайно была схожа с рукой Минина и Пожарского. Он «работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал…, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой…» [2]. А ещё «Герасим был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок» [3], не терпел расхлябанности и безнравственности, распущенности и безобразия. Он выполнил приказ барыни, оторвав от сердца, от самой души, близкое существо, собачонку, заменившую Герасиму семью, он поднялся над обидой, нанесённой потерей Татьяны, вынес всё и не сломался как человек! Это Татьяна, крепостная прачка, трудолюбивая, исполнительная, чистоплотная («ей, как искусной и учёной прачке, поручалось одно только тонкое бельё» [4]). Она привлекла Герасима смирным нравом и скромностью. Она и замуж идёт за Капитона-пьяницу, не столько по приказу, сколько по послушанию, и хмельной притворяется, чтобы предотвратить драму (Герасим мог бы по-своему наказать организаторов заговора, и не миновать бы ему тогда каторги). Удивительна сцена их прощания. Татьяна, «с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом» [5]. Сирота с детства, никогда не видевшая ни от кого ласки, какую защиту, какую крепость она имела бы в лице Герасима! И какая крепость души обнаружилась в ней самой: никого не проклинала эта обиженная, казалось бы, судьбой душа! Это красавица Лукерья, лицо которой стало «ни дать ни взять икона старинного письма» [6] – этот признак высшей пробы души уже при первой встрече с ней подчёркивает автор. Христианская душа приняла свой крест (болезнь) со смирением, как и Татьяна. Автор отмечает, что она «рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие» [7]. Внешнее (она была первой красавицей в деревне) у Лукерьи совпало с внутренним (красотой и силой духа). Никаких жалоб, упрёков: «А у иного и пристанища нет! А иной — слепой или глухой!» [8]. Она благодарна девочке, которая цветы ей носит – ей она отдаёт свой песенный дар. Крестьянам, что рядом с ней живут и помогают ей, попросила оброк облегчить. Васе, своему бывшему жениху, который на другой женился, относит она свои горячие молитвы. «Пчелы на пасеке жужжат да гудят; голубь на крышу сядет и заворкует» [9] … – всему радуется, за всё Бога благодарит. А личность, жизнь и судьба И.С. Тургенева могут быть критерием в оценке наших героев? Разумеется. Он настоящий гражданин своего Отечества, великий труженик-писатель, человек и мыслитель, который в своей жизни и мировоззрении, в изображении лучших своих героев придерживался христианской системы ценностей. Критерии: 1) Христианская система ценностей русского народа. 2) Личность и жизнь классика русской литературы И.С. Тургенева. 3) Лучшие герои его произведений. V. Анализ философского (идеологического конфликта) в романе. Цель работы:способствовать развитию умения обучающихсяанализировать аргументы, обобщать прочитанное, видеть несоответствия во взглядах и поступках персонажей художественного произведения, интерпретировать намерения автора. 1. Визитная карточка старшего поколения: 1) Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу России. Аристократы, по его словам – это основа общего блага. «Человеческая личность, должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится» (X гл.) 2) Ценностями старшего поколения являются любовь, благородство по отношению к женщине. 3) К «священнейшим верованиям» миллионов людей в государстве относит старшее поколение и семью, общественный институт брака, и веру: русский народ «свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры» (X гл.). 4) Павел Петрович считает себя русским человеком. Он намеренно подчёркивает это, произнося слова «эфтим», «эфто», которые употребляли, в редких случаях, говоря на родном языке, «тузы Александровского времени», хотевшие подчеркнуть, что они «мол, коренные русаки» » (X гл.). 5) К ценностям старшего поколения относится уважительное отношение к своему народу, к своим корням, истокам, знание народного характера и потребностей, устремлений народных. «Я вас за русского признать не могу», – говорит он Базарову, считая, что тот «идёт против своего народа» (X гл.). 6) К ценностям «отцов» относится и культурное наследие предков (музыка, живопись, поэзия) и природа. Материал для беседы: – Аристократы, по словам Павла Петровича, – это основа общего блага. Как развенчивает Тургенев это убеждение? Во-первых, справедливыми словами Базарова: «вот вы уважаете себя и сидите, сложа руки; какая же от этого польза для общественного блага?» (X гл.). Но, может быть, Базаров не прав? И Павел Петрович не зря прожил свою жизнь? Нет, Базаров прав: П.П. Кирсанов – это «человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…» (VII гл.). Критерий: После пережитых страданий герой тургеневского рассказа Герасим заслужил право самому решать свою судьбу: «…здоров и могуч по-прежнему и работает за четырёх по- прежнему и по-прежнему важен и степенен» [10], т.е. в страданиях и бедах сохранил лучшие свойства своей русской души. Где же, на каком поприще смог бы принести пользу Отечеству П.П. Кирсанов? Мы знаем, что «на двадцать восьмом году он уже был капитаном» (VII гл.). Молодость и зрелость Павла Петровича приходится на то время, когда России нужны были воины-защитники. Критерий: В то время, когда он в течение многих лет растрачивает свою молодость и зрелость на бессмысленное щегольство, на погоню за «легкомысленной кокеткой», многие русские офицеры его возраста защищали Отечество. Это герои Крымской войны, защитники Севастополя Бакланов, Яков Петрович, генерал-майор Войска Донского, Владимир Алексеевич Корнилов, вице-адмирал русского флота. Это командующий Черноморским флотом адмирал Павел Степанович Нахимов. Заслуги этого великого человека помнят до сих пор. В ряде городов существуют проспекты и улицы, носящие имена адмирала. В период Великой Отечественной войны были созданы Нахимовские училища. В 1944 году были учреждены ордена и медаль Нахимова. В Севастополе (в 1959 году) был поставлен памятник адмиралу. Что мешало П.П. Кирсанову служить Отечеству, оставить о себе добрую память? А ведь пример у него был перед глазами: это его отец, о котором Василий Иванович Базаров говорит Аркадию: «А дедушка ваш очень почтенный был человек, настоящий военный» (XX гл.). – К ценностям старшего поколения относит Тургенев и любовь, отношение к женщине. Любя замужнюю женщину, которая «слыла за легкомысленную кокетку» (VII гл.) преследуя её, «таскаясь за ней» повсюду, ухаживая за ней, даря ей подарки, склоняя к сожительству, спасал П.П. Кирсанов её или губил? И что это за любовь, которая «требует своего»? В конце романа мы видим его за границей. «Жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает… Стоит только взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнёт почти незаметно креститься….» (XXVIII гл.). Как поздно, под конец жизни, наступило прозрение… О чём он думал? Молился ли за женщину, к погибели души которой, приложил руку и он? Критерий:И.С. Тургенев тоже любил замужнюю женщину. Но никогда в течение сорока лет он «не требовал своего». Это была платоническая любовь. Для Тургенева любовь – это своеобразная высота. Вот эту проверку любовью и не проходит старшее поколение. Критерий: В системе библейских ценностей, есть седьмая заповедь, среди других, данных Богом Моисею на горе Синай много веков назад: «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14). – Опорами общества считает старшее поколение семью, общественный институт брака, и веру. А поступки самих героев говорят нам об обратном. Мы видим, что Николай Петрович ходит в приходскую церковь, именно там он видел Фенечку по воскресеньям. Но почему он не женится так долго на Фенечке, от которой у него уже есть маленький сын? Взрослого сына стесняется, старшего брата боится, а Бога не боится. Почему Павел Петрович относится без уважения к семье княгини Р., к её мужу? «У ней был благовоспитанный и приличный… муж», – сообщает читателю Тургенев (VII гл.). Критерий:Десятая заповедь Моисея гласит: «…не желай жены ближнего твоего...» (Исход 20:17). – Павел Петрович считает себя русским человеком. Страницы романа нам говорят об обратном: мы видим его в романе в «тёмном английском сьюте» или «в изящном утреннем, в английском вкусе, костюме», на голове у него красуется «маленькая феска» (головной убор османской империи не случаен на голове русского аристократа: он «внутренний турок»). Он употребляет в своей речи много иностранных слов. В комнате, куда поселили Базарова, английский рукомойник. Тургенев отмечает «щёгольски-сухую и страстную, на французский лад, мизантропическую душу…» Павла Петровича (XI гл.) Мизантроп – это человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством, для мизантропа характерно презрение к распространённым человеческим ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным. Критерий: Библейские ценности – любовь к ближнему. Тургенев надеется, что вдумчивый читатель задумается над тем, что обозначает это слово и обнаружит не только различия в жизненных позициях отцов и детей, но и сходство. Базарову так же, как и мизантропу П.П. Кирсанову, характерно в какой-то мере презрение ко всему русскому, к распространённым ошибкам и слабостям не только «отцов», но в том числе и к своим собственным Е.Б.: «Коли раздавят, туда и дорога» (X гл.). И те, и другие потеряли почву под ногами: будучи русскими по происхождению офранцузились, стали англоманами, перекроили себя на немецкий лад. Уехав в Дрезден, Павел Петрович «ничего русского не читает», «знается больше с англичанами…» (XXVIII гл.) – К ценностям старшего поколения относится и уважительное отношение к своему народу. Мы видим, что Павел Петрович не умеет разговаривать с крестьянами, он сам это признает. Аркадий сообщает Евгению, что говоря с крестьянами «он морщится и нюхает одеколон…» (VII гл.). Николай Петрович более демократичен, больше общается с крестьянами, но сами простые люди относятся к Кирсановым, как к господам, а Павла Петровича боятся. Критерий: Тургенев легко находил общий язык с крестьянами; после смерти матери отпустил значительную часть дворовых на свободу, перевёл пожелавших того крестьян с барщины на оброк, усадебную землю безвозмездно передавал в собственность крестьянам, всячески содействовал общему освобождению крестьян. – К ценностям «отцов» относится культурное наследие предков (музыка, живопись, поэзия) и природа. Может ли на самом деле, Павел Петрович судить о русской литературе, прочитав «штук 5-6 французских книг»? Русских современных художников же он знает только понаслышке («мне сказывали») Он говорит, что «новые русские художники «бессильны и бесплодны до гадости» (X гл.). Критерий: Художники-передвижники Перов и Крамской, Саврасов и Шишкин, Куинджи и В. Васнецов, Поленов и Репин, Суриков и Серов, Левитан и Нестеров... Это такие работы, которые вошли в историю русского искусства: «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н. Н. Ге, «Охотники на привале», «Рыболов», «Портрет А. Н. Островского», В. Г. Перова, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Русалки» И. Н. Крамского. Они, будучи, действительно, подлинными новаторами, в то же время опирались в своем творчестве на лучшие достижения художников первой половины XIX века. Картины Перова «Сельский крестный ход на пасхе», «Чаепитие в Мытищах», В. В. Пукерева «Неравный брак» были написаны как раз почти в те годы, когда происходит действие в романе (1861-1862 г.) В XI главе романа мы видим Николая Петровича, тонко чувствующего красоту вечернего сада, небольшой осиновой рощи и объяснившего встретившемуся брату своё душевное состояние. «Павел Петрович, – пишет Тургенев, – дошёл до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его тёмных прекрасных глазах не отразилось ничего, кроме света звёзд. Он не был романтиком…». Мы видим, что природа в его душе не находит отклика. Критерий.Вспомним Лукерью из рассказа «Живые мощи», насколько близка она была к природе: «курочка-наседочка зайдет с цыплятами крошек поклевать; а то воробей залетит или бабочка» [11], «ласточки… в углу гнездо себе свили и детей вывели» [12] всё находит отклик в её душе. Выводы:В оценке поколений отцов мы использовали систему ценностей русского народа.Всеих жизненные поступки не проходят проверку и терпят фиаско. И.С. Тургенев, изображая «отцов» пытался быть объективным. Несмотря на свою принадлежность к лагерю «отцов» он честно писал в письме к К. Случевскому: «Вся моя повесть направлена против дворянства как класса, вглядитесь в лица Павла Петровича, Николая Петровича… Они эгоистичны и беспомощны. Если сливки таковы, то что же молоко…». Тургенев выносит приговор своему герою П.П. Кирсанову: «…красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец» (XXIV гл.). 2. Визитная карточка Евгения Базарова. 1) Отношение к старшему поколению: «Архаическое явление!» (IV гл.) «Твой отец добрый малый… но он человек отставной, его песенка спета» (гл. IX). Про деда Кирсановых Базаров говорит отцу, который служил у него в бригаде: «Сознайся, дубина была порядочная» (XX гл). 2) Своими учителями считает немцев. Его взгляды – это идеи немецких материалистов. Все их положения – это победа материи над духом. На вопрос Павла Петровича о естественных науках и германцах, которые сильно в этом преуспели, он отвечает: «Да, немцы в этом наши учители» (VI гл.). 3) Об отношении к поэзии: «Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду» (X гл.). «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (VI гл.). 4) Об отношении к любви, к женщине: «И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII гл.). 5) Отношение к браку: Базаров говорит Аркадию, который находит, что отец должен жениться на Фенечке: «Ты придаёшь ещё значение браку; я этого от тебя не ожидал» (IX гл.) 6) Отношение к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (IX гл.). 7) Отношение к музыке: «Помилуй! В сорок четыре года человек, отец семейства, в…м уезде – играет на виолончели! » Базаров продолжал хохотать…(IX гл.). 8) О живописи: «Рафаэль гроша медного не стоит…» (X гл.). 9) Отношение к родителям, к матери: «Я слышу. Как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего» (XXI гл.). 10) О своём жизненном предназначении: Идеи Базарова – уничтожение, разрушение. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». «Мы ломаем, потому что мы сила…» «Это уже не наше дело (строить)… Сперва нужно место расчистить», (X гл.). «Плётка – дело доброе» (XIII гл.), «…мы драться хотим…» (XXVI гл.) Материал для беседы: Писатель присматривался и к молодому поколению. Представитель его – Евгений Базаров. Кто он? Врач, учёный, естествоиспытатель, сын полкового лекаря, закончил Медико-хирургическую академию. Тургенев отмечает его несомненные достоинства. Какие? Ум, трудолюбие, знания, чувство юмора, благородство. Как это сказывается в его поступках? Он находит общий язык с Фенечкой, любит и умеет общаться с детишками, остался другом Аркадию Кирсанову, оказалось, любит родителей, полюбил Одинцову. Глядя на то, как он разговаривает с Фенечкой, как общается с детишками, мы можем предположить, что он мог бы стать хорошим, заботливым отцом. Но Тургенева настораживают взгляды Базарова. Как известно, он нигилист. Человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, отрицает веру, духовную сторону человеческой жизни, признаёт только «материю и силу». Что же конкретно он отрицает? Чем это опасно? Выдерживают ли его взгляды проверку временем? Многие убеждения автор развенчивает образом самого героя в сцене «Прощание Базарова с Одинцовой». Поэтому в данный момент остановимся лишь на некоторых идейных позициях нигилиста. – Своими учителями Базаров считает немцев. Его взгляды – это идеи немецких материалистов, отрицавших Бога. Все их положения – это победа материи над духом. На вопрос Павла Петровича о естественных науках и германцах, которые сильно в этом преуспели, он отвечает: «Да, немцы в этом наши учители» (VI гл.). Базаров говорит это в то время, когда в России были такие русские учёные с мировым именем как Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, И.И. Мечников, Д.И. Менделеев... В это время жили русские философы А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин… Критерий: Перед смертью Базаров, хоть и в свойственной ему манере, всё же просит отца помолиться о его выздоровлении: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу» (XXVII гл.). Многие современники называли Тургенева западником. Фигура Базарова настолько его увлекла, что он даже вел дневник от лица героя, учился видеть мир глазами Базарова. Но писатель русский в полном его развитии, потому что в изображении, в оценке своих главных героев он использует христианскую систему ценностей. Поколение «детей» «напялило» на себя новомодные одежды, которые оказались обветшалыми лохмотьями. Западная система ценностей в столкновении с жизнью давала сбой. Но чтобы понять это, русскому человеку, надо было потерять жизнь. – Базаров не придает значение браку, не признаёт любви. «Этакое богатое тело!.. хоть сейчас в анатомический театр», – говорит он об Одинцовой. От цинизма Базарова коробит даже Аркадия: «Перестань, ради бога, Евгений! Это ни на что не похоже». Критерий: Тургенев, размышляя над романом и, несомненно, и над своей бобыльей жизнью, отдаёт Базарову слова, которые тот скажет при прощании Аркадию: «А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то, что мы с тобой» (XXVI гл.). – Природа в понятии Базарова оказывается лишь мастерской, бессмысленной и мёртвой без человека-мастера. Но что будет с природой, когда этот работник (вульгарный материалист) придёт? Что сотворит он с природой? Преследуя цели ближайшей выгоды, он будет поворачивать реки вспять, разрушать озонный слой, губить ценные породы леса и популяции животных. Критерий: фрагмент из к/ф «Игла», где герои фильма идут по высохшему дну Аральского моря. Критерий: мы видим тургеневские пейзажи в романе, приметы которых утверждают существование вечной красоты. – Базаров равнодушен к музыке и живописи. Критерий: «…мёдом разливалась по воздуху сладостная мелодия» …(IX гл.). Критерий: Картины художников-передвижников. – Тургенев сообщает нам, что Базаров три года не видел родителей, а погостил у них только три дня. Он не знает, о чём говорить с матерью. «Сегодня меня дома ждут…» – говорит он в день своего ангела, – «Ну, подождут, что за важность!» Критерий: Вот что пишет Тургенев о матери Базарова: «… глаза Арины Власьевны, неотступно обращённые на Базарова, выражали не одну преданность и нежность: в них виднелась и грусть, смешанная с любопытством и страхом, виднелся какой-то смиренный укор. Впрочем, Базарову было не до того, чтобы разбирать, что именно выражали глаза его матери…» (XX гл.). Аркадий, подчёркивает Тургенев, замечает Базарову: «Мне твою мать особенно жалко» (XX гл.). Критерий: «Почитай отца твоего и мать твою», – говорит пятая библейская заповедь. – Идеи Базарова – уничтожение, разрушение. Критерий: И.С. Тургенев «умертвил» своего героя. Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с точки зрения автора, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обречённую на гибель». VI. Работа с текстом романа. Анализ сцены «Прощание Базарова с Одинцовой» (XXVII гл.). Цель: отработать практику анализа эпизода по плану. План анализа эпизода: 1) Вступление (главная идея произведения, частью воплощения которой является эпизод). 2) Анализ (как самостоятельного произведения, конфликт, герои, характеристика героев, сюжетные образы и мотивы, художественные эффекты, помогающие понять идею произведения). 1. Просмотр фрагмента «Прощание Базарова с Одинцовой» к/ф «Отцы и дети» (или выразительное чтение отрывка романа от слов «Полчаса спустя Анна Сергеевна в сопровождении Василия Ивановича вошла в кабинет» до слов: «Базарову уже не суждено было просыпаться»). 2. Аналитическая беседа по содержанию эпизода романа. Вопрос: Назовите главную идею произведения. Ответ: В своем произведении Тургенев ставит вопрос о будущем России. Проблема, за кем будущее государства, является в романе одной из самых важных. Вопрос: Назовите героев данного эпизода. Ответ: Евгений Базаров и Анна Сергеевна Одинцова. Вопрос: Найдите строки, где скрыт внутренний конфликт эпизода. Ответ: Герой страстно хочет жить («Сила-то, сила, – промолвил он, – вся еще тут, а надо умирать!..»), но понимает, что смерть неумолима. Взгляды героя, его принципы вступают в непримиримое противоречие с жизнью. Вопрос: Каким видим мы Базаров перед лицом смерти? С какой стороны он открывается нам? Почему он становится ближе нам перед смертью? Ответ: Перед лицом смерти к Базарову приходит некое озарение, герой начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения. Базаров становится человечнее и возвращается к абсолютным ценностям человеческого бытия. Вопрос: Базаров не хочет умирать, но, видно, это единственный выход для него – все жизненные основы и принципы этого героя были разрушены. Какие именно? Ответ: Почти все основные принципы. Истинными ценностями для Базарова теперь предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...» (XXVII гл.). Ценностью жизни становится для него его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас!» (XXVII гл.) Сколько поэзии звучит в его последнем напутствии любимой женщине: «Ну, прощайте! Живите долго…». Так и хочется продолжить: «Я вас любил так трепетно, так нежно, / Как дай вам бог…». Какая вы славная!.. такая красивая…» – признаётся он Одинцовой. (XXVII гл.) Вопрос: Как меняется речь героя романа? В жизни своей он не употреблял слов, близких к церковной лексике. И вдруг в его речи появляется образ лампады: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» (XXVII гл.) Вопрос: Есть ли в эпизоде подтверждение, что рушатся материалистические взгляды Базарова? Ответ: Перед лицом смерти он убеждается, что его «боги» – медицина, химия, физика – были ложными, они бессильны ему помочь. Есть что-то высшее и необъяснимое, что сильнее любого человека. И герой начинает задумываться о настоящем Боге, о Его помощи ему. Поэтому он, в свойственной ему манере, просит отца помолиться о его выздоровлении: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу». Вопрос: Какую роль играет данный эпизод в раскрытии главной идеи произведения? Ответ: Этот эпизод играет в романе очень важную роль и в раскрытии образа главного героя, и в раскрытии центральной идеи произведения. Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, а также его внутреннюю эволюцию, которая шла в нем после крушения теории «нигилизма». Евгений Базаров – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный человек. Однако, с грустью констатирует автор, Базарова погубила его приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющего людей отказаться от всего настоящего, вечного, человеческого – всего, что позволяет жить на этой земле и созидать. Проблемный вопрос урока: Почему И.С. Тургенев заканчивает роман смертью героя? («И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!» (XXVII гл.). Ответ мы находим в строках текста, который только что прочитали. Это размышления героя, нужен ли он России: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продаёт…мясник…постойте, я путаюсь… Тут есть лес» (XXVII гл.) Слова «Тут есть лес» не случайны. Перед смертью в душе героя происходит глубокая внутренняя работа. Базарову открывается: разрушители не нужны России. Нужны созидатели: сапожник, портной, мясник… этот ряд он мог бы продолжить: врач нужен, учёный… Именно в этом качестве он был нужен России. Разве этого мало, чтобы приносить пользу ближним, служить Отечеству? Он мог создать семью, растить детишек, лечить людей, стать той «лампадой», о которой он упомянул в речи с Одинцовой, тем светочем, которым должен быть каждый человек в своей жизни. Вот Лукерья из рассказа «Живые мощи» была такой лампадой, Яшка Турок из рассказа «Певцы» был! Герой, который возомнил себя «гигантом», хотел «наломать дров», запутался в трёх соснах, потерял дорогу. Строки Тургенева о лесе метафоричны: лес – это жизнь, Базаров – путник, который заблудился, «ушёл в страну далече». Рассказ Тургенева о Базарове – это своеобразная притча о блудном сыне. Этот сын пропадал, он заблудился по отношению к «отцовскому дому», ко всему, что добро. И вот только теперь вернулся назад, к своим истокам. Размышления Базарова перед смертью – это его своеобразное покаяние за ту «сперва гордость сатанинскую, потом глумление», так скажет И.С. Тургенев словами Павла Петровича о Базарове (X гл.); за то, что «перекроил» себя на немецкий лад. Как точно и сильно сказал об этом И.Шмелёв в рассказе «Поле Куликово»: «Ни древнейших наших обителей не знаем, ни летописей не видали в глаза, даже родной истории не знаем путно, Иваны Непомнящие какие-то… Знали избитую дорожку – «по Волге», «на Минерашки», «в Крым». И, разумеется, «за границу». В чужие соборы шли, все галереи истоптали, а Икону свою открыли перед самым провалом в ад» [13]. А ведь это он образно сказал о том, что искали высот духа, каких-то необыкновенных знаний, истины за границей. И до сих пор ведь ищем. А всё, что нам, действительно, нужно лежит под ногами (русская почва, национальные, почвенные корни). С. Сырнева, современная русская поэтесса написала: «И щедрот иноземных к нам некуда лить, ибо чаша была и осталась полна» (Стих. «На картину А. Веприкова "Синь и золото"»). Когда мы поймём это? Какова самая последняя сцена, каков финал романа? Сельское кладбище. Дряхлые старички, муж с женою на могиле сына. Читая последние строки романа, невольно задумываешься над жизнью Евгения Базарова, и рождается мысль о Божьей милости и Божьей благодати в отношении героя романа. Слава Богу, не успел «дров наломать». Старики-родители вымолят сына для вечности. VII. Творческая самостоятельная (письменная) работа обучающихся. Цели работы: способствовать развитию письменной монологической речи обучающихся; предоставить возможность самостоятельно ставить и решать задачи в рамках письменной работы. 1) Слово учителя. В статье «Базаров» Писарев верно отмечал, что роман Тургенева «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы, какие вы? Писатель настойчиво пытается понять: какое оно, молодое поколение России? Этот вопрос писателя обращён сегодня и к вам, потомкам, молодым людям XXI века. Так и хочется сегодня, глядя на вас, сказать словами Тургенева (в романе это слова Василия Ивановича, отца Базарова): «Смотрю я на вас, мои юные собеседники, … смотрю и не могу не любоваться. Сколько в вас силы, молодости самой цветущей, способностей, талантов!» (XX гл.) Оправдаем ли мы надежды писателя? Задание: составить системный образ героя нашего времени на основе собственного опыта и знаний (эссе). Темы эссе: I вариант: Система ценностей современного русского человека. II вариант: Кто нужен России сегодня? Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Слово "эссе" пришло в русский язык из французского языка (еззаi). Его можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк. Объём работы: 0,5 - 1 стр. VIII. Представление обучающимися творческого продукта (письменной работы). Цель: предоставить обучающимся возможность продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации. Домашнее задание на данном уроке не планируется (или дома обучающиеся могут дополнить и «отшлифовать» эссе). Примечания. 1. Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч.1 / Ю.В. Лебедев. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – С. 3. 2.Тургенев И.С. Записки охотника: Рассказы / Вступ. ст. и коммент. В. Сахарова; – М.: Дет. лит., 2004. – С.16. 3.Там же. – С.18 4. Там же. – С.20. 5. Там же. – С.31. 6. Там же. – С.194. 7. Там же. – С.195. 8. Там же. – С.197. 9. Там же. – С.198. 10. Там же. – С.53. 11. Там же. – С.198. 12. Там же. – С.198. 13. Шмелёв И.С. Собрание сочинений: В 5 т. Т.2. Въезд в Париж: Рассказы. Воспоминания. – М.: Русская книга: Известия, 2004. – С.134. |
Главная \ Методические разработки. \ «Кто нужен России?» Роман «Отцы и дети». Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева.