Главная \ Методические разработки. \ И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской классической литературе.

Методические разработки

« Назад

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской классической литературе.  15.02.2013 10:08

Цель урока:

— расширить знания учащихся о личности  и творческой биографии писателя;

— помочь учащимся понять И.С. Тургенева как человека и писателя, воспитывать интерес к творчеству писателя;

— подвести обучающихся к  ответу на главные вопросы урока.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методические приёмы: повторение пройденного,работа с текстом, лекция учителя, обобщающая беседа, выборочное чтение (рассказ «Певцы»), сообщение обучающегося (если запланировано), комментарии учителя, творческая работа (поиск решения проблемы и раскрытие проблемного вопроса).

Межпредметные связи: история, мировая художественная культура.

Используемое оборудование: презентация, запись положений лекции на доске.

Опережающее задание:       в лекцию учителя о Тургеневе могут быть включены сообщения  студентов об отдельных страницах жизни и творчества писателя. В этой работе обучающимся поможет книга Ю. В. Лебедева «Тургенев» из серии «Биография  писателя» (М., 1990).

Запись на доске: тема урока,план лекции учителя, проблемные вопросы урока, фразеологизм аннибалова клятва.

Ход урока: 

I.  Словарная работа.

Цель работы: способствовать развитию речи обучающихся, обогащению их словарного запаса.

Запись на доске и в тетрадях:

Аннибалова клятва.

По сообщению римского историка Полибия (ок. 201 — 120 до н. э.) и других древних авторов, карфагенский полководец Аннибал (современная версия имени Ганнибал, 247—183 до н. э.) рассказывал, что, когда ему было десять лет, отец заставил его дать клятву всю жизнь быть непримиримым врагом Рима, превратившего Карфаген в свою колонию. И клятву свою Ганнибал сдержал.

Иносказательно: выражение твердой решимости бороться с кем или чем-либо и победить, клятва сделать нечто делом всей своей жизни.

(Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Автор. Серов В. (сост).— М.: «Локид-Пресс, 2005. – 880 С.) 

II. Слово учителя. Объявление темы и целей урока. Постановка проблемных вопросов. Запись в тетради и на доске.

Цель работы:создать осознанный образ предвосхищаемого результата урока, на достижение которого направлены действия обучающихся.

 Учитель: Тема сегодняшнего урока: И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской классической литературе.

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не может. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится». Эти слова написал человек (Тургенев в романе «Рудин»), который две трети жизни провёл вдали от родины. За год до своей смерти 30 мая 1882 года Тургенев писал своему другу Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже вероятно никогда не увижу».   Что же заставило писателя, русского человека-мыслителя, патриота,  прожить столько времени за границей? Это первый вопрос, на который Вам предстоит ответить.

А ещё он, человек верующий, писатель,  создавший рассказ «Живые мощи», построивший для своих крестьян на месте сгоревшего кабака церковь, попросил похоронить его на Родине,  на Волковом кладбище подле его друга Белинского, известного литературного критика, философа-западника, революционера-демократа, материалиста («в словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут»).  Он мог бы быть похоронен на одном из самых знаменитых кладбищ Франции, где похоронены несколько тысяч знаменитых русских эмигрантов, но его просьба была выполнена. Не лишне Вам будет напомнить, что и свой роман «Отцы и дети» он посвятил также В.Г. Белинскому. Почему? Это второй вопрос, на который нам предстоит ответить в конце урока.

Не вызывает ли у вас, ребята, удивление тот факт, что И.С. Тургенев будучи одним из самых богатых людей в России, имея огромные поместья, несметное состояние, 5 000 крепостных душ, которые каждый год увеличивали благосостояние семьи Тургеневых, всю свою жизнь боролся против крепостного права? Почему? Это третий вопрос, на который нам предстоит ответить.

У И.С. Тургенева был личный враг. «Враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца — с чем поклялся никогда не примиряться…

Это была моя аннибаловская клятва» (И. С. Тургенев, Литературные и житейские воспоминания. Вместо вступления). Сдержал ли Тургенев свою клятву? Каким образом?  Это ещё один вопрос, на который Вам предстоит ответить.

И в наши дни современные писатели, рассуждая о литературном процессе прошлого века, не могут не затронуть имя писателя-классика. Давайте послушаем их высказывания о Тургеневе.

Вот первое мнение современного писателя Евгения Попова о месте Тургенева в русской литературе:

«Если бы я выстраивал фотографический портрет русских прозаиков XIX века, то в первом ряду у меня стояли бы Гоголь, Достоевский, Толстой и Лесков, а Тургенев расположился бы у их ног. Ни глубин, пи высот стиля и духа он не достиг, но тем не менее он  — крупный писатель.

А вот второе мнение о творчестве И.С. Тургенева нашего современника — писателя Владимира Сорокина:

«Если попытаться представить русскую литературу в виде русского пейзажа, то мы увидим там толстовские поля, заросшим лебедой и крапивой, жуткие овраги Достоевского, извилистым тропинки Лескова, придорожные валуны Гончарова, болота Гоголя, Тургенева же я вижу в виде перелеска. Проще говоря, без Тургенева русский литературный пейзаж ничего не потерял бы».

Согласны ли Вы с мнением современных прозаиков о месте  Тургенева в русской классической литературе?   Это последний вопрос, над которым нам предстоит поразмышлять сегодня и на остальных уроках по творчеству писателя-классика.

Итак, сформулируем ещё раз проблемные вопросы, над которыми мы будем сегодня размышлять и на которые ответим в конце нашего урока:

 Проблемные вопросы урока (запись на доске):

1. Назовите причины, по которым писатель две трети своей жизни провёл вдали от родины.

2. Почему писатель попросил похоронить его на родине,  на Волковом (ныне Волковское) кладбище, возле его друга Белинского? 

3. Почему Тургенев всю свою жизнь боролся против крепостного права?

4. Сдержал ли Тургенев свою Аннибалову клятву? Каким образом?

5. Согласны ли Вы с мнением современных прозаиков о месте  Тургенева в русской классической литературе?    

III.   Лекция с элементами беседы. Выступления обучающихся.

Цели работы: познакомить студентов с биографией писателя;  показать роль русской усадьбы в формировании личности писателя; учить выбирать и конспектировать главную информацию урока; развивать внимание и память.

План лекции (запись на доске).

1. Детство  И.С.Тургенева.

2. Годы учёбы. Московский и Петербургский университеты. Первые публикации.

3.Учёба в Германии.

4. Первые литературные произведения, «Записки охотника».

5. Встреча с Полиной Виардо.

6. Возвращение в Россию. Арест и ссылка.

7. Последние годы жизни.

Лекция учителя.

Основные этапы жизненного и творческого пути (тезисы):

1. Детство  И.С.Тургенева.

Рождение писателя. Спасское-Лутовиново. Память о первых детских радостях: сказки, загадки, пословицы и поговорки, страшные истории о старом барине Иване Ивановиче, о жестоком управителе, убитом крестьянами в овраге возле Ивановского пруда и др. Природа, парк усадьбы, пруды. Деревенские ребятишки, песни и хороводы.

Дружба с Леоном Серебряковым, крепостным слугой матери. Стихи  Ломоносова, Сумарокова, Кантемира, Хераскова. Домашняя библиотека.   

 Одарённость мальчика: необыкновенно острая чувствительность, живая образная память, независимый и быстрый ум. Зарождение чувства родины, осознания кровной связи со своим народом, красоты родной земли.

Мать Ивана Сергеевича: женщина властная, умная и образованная. Её судьба.  Превращение забитой приживалки в одну из богатых невест в округе, владелицу огромных поместий и почти пяти тысяч крепостных крестьян. Знакомство её с Сергеем Николаевичем  Тургеневым.

Отец писателя. Отставной полковник-кирасир. Герой войны 1812 года. Участник боев против французов под Витебском и Смоленском, Бородинского сражения. Награды: знак отличия военный орден Георгия и серебряная медаль на голубой ленте. Бракосочетание.

"Мне нечем помянуть моего детства, — говорил много лет спустя Тургенев. — Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня».

Картины насилия и несправедливости. Жестокость матери по отношению к дворовым людям и детям.

Черты матери в барыне из рассказа «Муму», Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин».

 2. Годы учёбы. Московский и Петербургский университеты. Первые публикации.

Москва. Пансион Вейденгаммера; пансион директора Лазаревского института Краузе. Словесный факультет Московского университета. Петербургский университет.

Чтение произведений Пушкина, Гоголя, статей Белинского «Литературные мечтания» и «О русской повести и повестях Гоголя».

Мечты о научной деятельности. Занятия историей, древними языками и философией.

Первые литературные опыты И.С. Тургенева. 1830-е годы — драматическая поэма "Стено". 1838г. —  журнал "Современник"  — первая публикация произведений Тургенева:  стихи "Вечер" и "К Венере Медицейской".

Невыносимость жизни в России. Поиски ответа на вопрос: «Как изменить существующий строй?».

 3. Учёба в Германии.

 Тяга к знаниям. Глубокая  неудовлетворенность всем укладом жизни самодержавно-крепостнической России.

«Бегство» за границу. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…  Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг это имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя Ганнибаловская клятва; и я не один дал ее себе тогда».

Учёба в Берлинском университете: «Я занимался философией, древними языками, историей и с особенным рвением изучал Гегеля под руководством профессора Вердена. В доказательство того, как недостаточно было образование, получаемое в то время в наших высших заведениях, приведу следующий факт: я слушал в Берлине латинские древности у Цумпта, историю греческой литературы у Бека — а на дому принужден был зубрить латинскую грамматику и греческую, которые знал плохо. И я был не из худших кандидатов».

Музыка и театр: оперы Моцарта и Глюка, симфонии Бетховена, драмы Шекспира и Шиллера.

Возвращение в Россию (1841г.)

 4. Первые литературные произведения, «Записки охотника».

1843 год: «Тогда у меня бродили планы сделаться педагогом, профессором, ученым, — вспоминал Тургенев, — но... вскоре я познакомился с Виссарионом Григорьевичем Белинским... начал писать стихи, а затем прозу, и вся философия, а также мечты и планы о педагогике оставлены были в стороне: я всецело отдался русской литературе».

Поэма «Параша». Отзывы Белинского. Признание матери: «Я вижу в тебе талант, — писала она сыну. — Без шуток, — прекрасно. В «Отечественных записках» разбор справедлив … Я горжусь, что моему сыну приходили такие мысли, новые… Сейчас подают мне землянику. Мы, деревенские, все реальное любим. Итак, твоя «Параша», твой рассказ, твоя поэма… пахнет земляникой».

1846 год  — новая поэма Тургенева «Помещик». Дружба с Белинским  — человеком, который почти безошибочно умел видеть, угадывать будущее писателя по его первым шагам в литературе.

Сотрудничество в журнале «Современник». Небольшой очерк-рассказ «Хорь и Калиныч.  Начало борьбы с врагом, о которой думал Тургенев. Герои очерка.  Барин-помещик Полутыкин, бездарный, пустой человек. Хорь умный, хозяйственный мужик. Калиныч,  веселый, кроткий мечтатель с лицом добродушным и ясным, как «вечернее небо».
Он «зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил» (Белинский). «Вы и сами не: знаете, что такое «Хорь и Калиныч»... Судя по «Хорю», вы далеко пойдете... Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собою» (Белинский).

Издание рассказов из «Записок охотника». Новые рассказы. «Бурмистр», «Живые мощи».

5.  Встреча с Полиной Виардо. (Возможно выступление обучающегося).

Мишель-Паулина Виардо-Гарсия. Прототип главной героини самого популярного романа Жорж Санд «Консуэло».

Первые встречи. Оперный концерт в Петербурге. «Восторг уже не мог вместиться в огромной массе людей, жадно ловящих каждый ее звук, каждое дыхание этой волшебницы... Кто сказал "некрасива"? — нелепость!.. Это было какое-то опьянение, какая-то зараза энтузиазма, мгновенно охватившая всех снизу доверху» (Петербургская газета).

«Она поет, как дышит! Ее полное выразительности лицо меняется с удивительной быстротой, с чрезвычайной легкостью, не только в соответствии со сценой, но и в соответствии с фразой, которую она исполняет. Она обладает главным секретом творчества: прежде чем выразить чувство, она его ощущает. Она прислушивается не к своему голосу, а к своему сердцу» (Альфред де Мюссе).

«Такого… влюбленного, как Тургенев, я думаю, трудно было найти другого. Он громогласно всюду и всех оповещал о своей любви к Виардо, а в кружке своих приятелей ни о ком другом не говорил, как о Виардо» (А. Панаева).

Переписка Тургенева с Полиной Виардо: «Я ничего не видел на свете лучше Вас... Встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благосклонность не имеет границ и умрет только вместе со мною».

Преданность Тургенева-поклонника: «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; — день, когда мне не светили Ваши глаза, — день потерянный!».

Облик  Полины Виардо в переписке и стихотворении  в прозе «Стой!». За границей.

6. Возвращение в Россию. Арест и ссылка.

Жизнь крепостного крестьянства. «Певцы». Страшная правда жизни, в которой погибала русская крепостная деревня.  «Бежин луг».

Некролог на смерть Гоголя: «Гоголь умер! — Какую русскую душу не потрясут эти два слова?»    Арест. Рассказ «Муму».

 Ссылка в Спасское: «Я должен сказать, что мое пребывание в деревне не только не кажется мне тягостным, но я нахожу его весьма даже полезным; я никогда так много и так легко не работал, как теперь».

Создатель русского романа. Тема «лишних людей», демократов – разночинцев, тема русской женщины.

 7. Последние годы жизни.

Отъезд за границу. Бужеваль. Жизнь с семьёй Полины Виардо.

Тоска по родине: «Помнится, я шел домой, ни о чем не размышляя, но со странной тяжестью на сердце, как вдруг меня поразил сильный, знакомый, в Германии русский запах. Я остановился и увидел возле дороги небольшую грядку конопли. Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле. Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стороне между чужими? – воскликнул я. И мертвенная тяжесть, которую я ощущал на сердце, разрешилась внезапно в горькое и жгучее волнение» (Повесть «Ася»).

Романы «Дым» и «Новь». Поэтическое завещание — стихотворения в прозе. Звание почётного доктора Оксфордского университета, Избрание  вице-президентом парижского литературного конгресса.

Болезнь. Смерть Тургенева (22 августа 1883 год).

Похороны.        

IV. Обобщающая беседа. Развёрнутые высказывания-ответы обучающихся на проблемные вопросы урока.

Цель работы: предоставить обучающимся возможность:

— совместного поиска ответа на проблемные вопросы;

— подвести итог урока;

— продемонстрировать навыки устной коммуникации.

Ответы обучающихся на вопросы:

Вопрос 1. Назовите причины, по которым писатель две трети своей жизни провёл вдали от родины.

Ответ:

1) Он хотел получить ответ на главный вопрос его жизни: как изменить существующий строй в России; а так как на родине не было философской кафедры, он уезжает в Берлин.

2) Ненавистное русское рабство, которому, казалось, не будет конца, породило решение навсегда оставить Россию. Он не мог жить в стране, где торгуют людьми: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него».

3) За границей жила любовь всей его жизни Полина Виардо, там воспитывалась его дочь.

Вопрос 2. Почему писатель попросил похоронить его на родине,  на Волковом (ныне Волковское) кладбище, возле его друга Белинского?

Ответ:

1) В Париже на проводах гроба с телом писателя в Россию французский писатель и публицист Эдмон Абу сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России… Россия занимала первое место в Ваших привязанностях. Ей именно Вы служили прежде всего и преимущественно».

2)Великий критик первый предсказал литературное будущее И. Тургенева. Он явился учителем и руководителем молодого поколения писателей, — плеяды 1840-х годов, в том числе и И.С. Тургенева.

Уже во время первых встреч Белинского и Тургенева были заложены основы их прочной дружбы. В  майском номере «Отечественных записок» появилась большая статья Белинского о поэме. Критик горячо похвалил автора «Параши», первым заметил его литературный талант. Дружба с Белинским длилась около пяти лет, и только смерть великого критика оборвала ее. Белинский внимательно следил за развитием таланта Тургенева.

Почти все произведения Ивана Сергеевича, появившиеся в печати при жизни были отмечены и рассмотрены Белинским в его статьях, рецензиях и обзорах. В поэзии Тургенева. Благодаря близости с ним Тургенев вошел в круг петербургских литераторов и стал одним из активных сотрудников «Отечественных записок», а затем в 1847 году и обновленного «Современника».

Близость с Белинским имела для Тургенева очень важное, решающее значение. Она положила начало глубокому внутреннему перелому, совершившемуся в сороковые годы в Тургеневе, когда существеннейшим изменениям подвергались не только его общественно-политические и эстетические взгляды, но и его нравственный облик.

Вопрос 3. Почему Тургенев всю свою жизнь боролся против крепостного права?

Ответ:

1) Тяжелым бременем легла на душу писателя память о жестоких расправах матери с крестьянами, о ссылаемых людях, о злобных, угрюмых взглядах, которыми часто провожали его мать крепостные.

«Как жить? Что делать?» — думал Тургенев. И разве только одна его мать так жестоко поступает со своими крепостными крестьянами? Разве не все помещики на Руси такие же? И он решил всю жизнь бороться с крепостным правом. «Это была моя Аннибалова клятва — и не я один дал ее себе тогда», — писал он.

2) Крепостное право, безраздельная власть над людьми  искорёжили прекрасную душу его умной, образованной матери, и он стал считать его своим личным врагом.

Вопрос 4: Сдержал ли Тургенев свою Аннибалову клятву? Каким образом?

Ответ:

Протестуя против народных страданий, Тургенев дал Аннибалову клятву  всю жизнь бороться с крепостным правом и сдержал ее. Недаром первый сборник его рассказов — «Записки охотника» — современники оценили как «стройный ряд нападений, целый батальонный огонь против помещичьего быта». Обаятельные, овеянные поэзией образы крестьян противопоставлены в «Записках охотника» образам душевладельцев — людей глубоко безнравственных, умственно ограниченных, жестоких.

Также писатель пишет рассказ «Муму», по своей антикрепостнической направленности близкий «Запискам охотника».

Одновременно с Записками охотника Тургенев создает пьесы «Нахлебник» (1848), «Завтрак у предводителя» (1849), «Месяц в деревне» (1850) и др. В своих пьесах он изображает маленького человека-жертву социального неравенства, сатирически рисует крепостнические нравы.

Читатели убеждались в духовном превосходстве закрепощенного народа над его поработителями. И это подчеркивало чудовищность крепостнических отношений, существующего строя в России и приближало его отмену.

Вопрос 5. Согласны ли Вы с мнением современных прозаиков о месте  Тургенева в русской классической литературе?   

Ответ:

Нет, не согласны. Самую высокую оценку жизни и творчеству И.С. Тургенева дал сам русский народ. Однажды Тургенев ехал из Орла в Москву. Когда он вышел на одном из полустанков на платформу, к нему приблизились два человека. По одежде, по манерам видно было, что это мещане или мастеровые.

— Позвольте узнать, — заговорил один из них, — вы будете Иван Сергеевич Тургенев?
— Я, — последовал ответ.
— Тот самый, что написал «Записки охотника»?
— Тот самый...
Тогда оба сняли шапки и поклонились писателю в пояс.
— Кланяемся вам, — сказал один, — в знак уважения  и благодарности от лица всего русского народа...

V. Рефлексия. Упражнение «Плюс-минус-интересно». Обоснование и выставление оценок.

Цель этапа: самооценка студентами результатов учебной деятельности.

Выполнение обучающимися упражнения «Плюс-минус-интересно»: заполняют  таблицу из трех граф.

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению обучающегося,  могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению студента, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» — «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме.

VI. Домашнее задание.

 1. Чтение романа «Отцы и дети» (главы 1 –10).

2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.

3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.

Примечания

Н.С. Шер "Иван Сергеевич Тургенев". Рассказы о русских писателях. Гос. изд.-во Детской Литературы, Министерство Просвещения РСФСР,  — М., 1960 г.

Ю. В. Лебедев. Тургенев. Из серии «Биография  писателя». — М: Молодая гвардия, 1990. (Жизнь замечательных людей).