Главная \ Методические разработки. \ "И мои зажурчат песнопенья..." А.А. Фет.

Методические разработки

« Назад

"И мои зажурчат песнопенья..." А.А. Фет.  29.10.2019 00:00

Тип урока: применение знаний на практике.

Форма урока: деловая игра "Совещание в редакции".

В ходе игры моделируется ситуация производственного редакционного процесса, связанного с подготовкой к изданию антологии русской лирической поэзии второй половины XIX века.

Формы организации учебной деятельности: парная, фронтальная,  индивидуализированная, индивидуальная.

Методы обучения: изучение литературных источников, анализ, дискуссия, деловая игра, тематическое обсуждение, ценностная ориентировка.

Цели: 

— рассмотреть своеобразие поэтического таланта А.А. Фета, выделить её основные темы и особенности;

— на материале лирики поэта осуществить применение навыков аргументированной характеристики поэтического текста;

— помочь студентам почувствовать поэтическое обаяние текстов выдающегося лирика, воспитывать вдумчивого, внимательного читателя.

Задачи:

— образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с поэтическим текстом;

— воспитательные: вовлечь в активную деятельность; совершенствовать навыки общения;

— развивающие: умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности.

В рамках данного занятия необходимо продемонстрировать следующие результаты:

— систематизация знаний о русской поэтической классике XIX века.

— письменное обоснование художественной ценности поэтического произведения.

— базовые навыки ведения дискуссии на литературную тему.

Предварительная подготовка

Планирование совещания

Тема совещания: подготовка к изданию антологии русской лирической поэзии второй половины XIX века.

Цель совещания: наиболее полно и всесторонне представить в будущем издании творчество выдающегося лирика А.А. Фета.

Распределение обязанностей между лицами, ответственными за совещание: роль главного редактора выполняет преподаватель, в качестве  первого заместителя главного редактора, составителей и  членов редколлегии данного издания выступают обучающиеся.

Программа совещания:

1. Вступительное слово гл. редактора.

2. Сообщение первого заместителя гл. редактора.

3. Выступления докладчиков, членов  отдела поэзии (сообщения).

3. Дискуссия о возможности / невозможности каждого персонального предложения.

4. Подведение итогов совещания.

Оповещение докладчиков  (опережающее задание): 

— на  этапе   подготовки выступающие (работа в парах) должны отобрать одно из стихотворений поэта-лирика, проанализировать его и  подготовить письменное аргументированное обоснование художественной ценности поэтического текста и целесообразности его включения в состав антологии, исходя из критериев, указанных в плане подготовки.

Индивидуальные задания:

— подготовить сообщение о "чистом искусстве".

— подготовить сообщение об особенностях творчества А.А. Фета;

Примерный алгоритм аргументации (критерии):

1. Историко-биографический материал

2. Тема стихотворения 

3. Основной мотив и идея

4. Жанр 

5. Лирические герои

6. Сюжет и композиция 

7. Стихотворный размер 

8. Средства выразительности

9. Ценностная позиция автора и оригинальность авторской точки зрения

10. Значение данного произведения для современного читателя.

В ходе выступления обязательны чтение стихотворения или ключевые цитаты из выбранного стихотворения. Приветствуются отзывы о данном стихотворении известных литературоведов и литературных критиков.

Ожидаемый результат: список лучших стихотворений А.А. Фета, утверждённый к включению в издание.

Организация совещания:

Регламент совещания: 80 мин.

Помещение для совещания: кабинет литературы

Технические средства: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска.

Оснащение помещения: трибуна,  доска, иллюстрации картин художников-импрессионистов, сборники стихотворений А.А. Фета.

Наглядный материал

Пейзажные работы художников-импрессионистов:

— Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 13 ноября 1872 г.

— Пьер-Огюст Ренуар. Женщина с зонтиком в саду. 1875 г. 

— Камиль Писсарро. Бульвар Монмартр ночью. 1897 г. 

— Константин Коровин. В парке. 1880 г. 

— Валентин Серов. Окно. 1887 г. 

Оформление доски:

Эпиграфы:  

 — "Художественное творчество есть самая изумительная, самая непостижимая, самая таинственная тайна... ". / А. Фет / [1].

— Шепнуть о том, о чём язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец,

Вот чем поэт лишь, избранный, владеет,

Вот в чём его и признак и венец.

А.А. Фет.

Словарная работа:

     Антология — разновидность коллективного сборника, включает избранные, чаще всего стихотворные произведения различных авторов. Цель антологии — представить в образцах литературу определенного народа, эпохи, жанра и т.д.  / Энциклопедический словарь /.

     "Чистое искусство" — условное наименование ряда эстетических концепций, утверждающих, что художественное творчество самоценно, не зависит от политики и требований общества. Его цель — дарить красоту и пробуждать восхищение миром, воплощённым в произведении. / Б.А. Ланин / [2].

     Импрессионизм — направление в искусстве конца XIX-начала XX века, стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника. / Толковый словарь Ожегова /.

     Суггестивность — от лат. suggestio — внушение, намек — в поэзии активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством отдаленных тематических, образных, ритмичных, звуковых ассоциаций. / БЭС /.

     План урока

1. Организационный этап. Мотивирование на учебную деятельность.

2. Этап постановки цели и актуализации знаний (беседа на повторение изученного).

3. Этап актуализации знаний (проверка домашнего задания).

4. Этап   оперирования   знаниями, умениями  и  навыками   при  решении практических задач (анализ стихотворений).

5. Этап   оперирования  знаниями, умениями  и  навыками   при  решении практических задач

( дискуссия).

6. Этап составления отчета о выполнении работы.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия учебной деятельности.

     Ход урока

1. Организационный этап

― приветствие учащихся;

― проверка готовности обучающихся к уроку, организация их внимания и восприятия;

― психологическая установка на результативный творческий урок. 

2. Русская лирическая поэзия II половины XIX века. Вступительное слово главного редактора (этап постановки цели и актуализации знаний)

     Уважаемые коллеги! Тема нашего производственного  совещания — это  подготовка к изданию антологии русской лирической поэзии второй половины XIX века. На нашем совещании присутствуют составители и члены редколлегии будущего издания. Напомню присутствующим о проделанной работе.

     На предыдущих совещаниях (уроках)  мы с вами говорили о том, что 1850-е гг., по определению В.В. Кожинова,  вошли в историю русской литературы как «эпоха лирической» поэзии. Мы отметили характерную особенность этой «многоименной» эпохи: творческое соперничество «гражданского» и «эстетического» направлений в русской лирике.

     Нами было принято решение о том, что  сборник будет состоять из двух частей. Первая часть антологии —  революционно-демократическая поэзия, где главное место занимает гражданская лирика Николая Алексеевича Некрасова (1821–1877) и его последователей (позднее их стали называть поэтами некрасовской школы).

     Вопрос: Напомните, пожалуйста, имена  поэтов, чьи стихотворения мы решили разместить в первой части сборника.

     Ответ: Это поэты Д. Д. Минаев, В. С. Курочкин, И. С. Никитин, А.Н. Плещеев, А.М. Жемчужников. 

     Вопрос: Не напомнит ли мне кто-нибудь,  что являлось целью «гражданской поэзии»?

     Ответ: Целью гражданской поэзии было «толпе напоминать, что бедствует народ» (Н.А. Некрасов).

     Вопрос: Подскажите главные темы гражданской поэзии.

     Ответ: Глубоко закономерен тот факт, что в  произведениях поэтов некрасовской школы главными стали темы обличения феодально-полицейского режима,   борьба с крепостным правом,  народ и идея народного служения, идеал общественного деятеля. 

Главный редактор: 

     При составлении первой части сборника члены редколлегии и составители антологии  предложили лучшие стихотворения  поэтов с данной тематикой  в наш сборник.

     Вопрос: Уважаемые члены отдела поэзии, напомните, пожалуйста, какие стихи Н.А. Некрасова мы предложили включить в  первую часть антологии.

     Ответы: 

 —  стихотворение «Элегия» —  замечательный пример гражданской лирики Некрасова, в котором   раскрывается тема бедственного положения народа. Строки этого стихотворения — “Я лиру посвятил народу своему” — можно считать эпиграфом всего творчества поэта.

 —  стихотворение "Поэт и гражданин". В нём Н. А. Некрасов полемизирует с поэтами, пропагандирующими “чистое искусство”, и утверждает, что поэт, в первую очередь, должен быть гражданином и жить для счастья ближнего.

 — стихотворение "Плач детей" — о страданиях маленьких тружеников,  вынужденных работать с утра до ночи в мастерских ремесленников.

 — стихотворение — "В полном разгаре страда деревенская...", в котором поэт размышляет над тяжёлой долей русской женщины-крестьянки.

 — и последнее стихотворение  — "Памяти Добролюбова", в котором дал не только оценку творчеству выдающегося литературного критика, поэта-сатирика и публициста, но и раскрыл его духовные качества, показал идеал общественного деятеля. 

Главный редактор:

     Ну что ж, мы убедились, что эта   часть работы уже проделана, примите поздравления с тем, что первая часть будущего издания одобрена и утверждена всеми членами редколлегии.

     Вторую  часть антологии мы решили  посвятить русской литературе 50-х — 60-х годов, которая насчитывает несколько известных поэтов, составляющих плеяду жрецов чистого искусства.

     Вопрос: Уточним их имена.

     Ответ: Это Тютчев, Алексей Толстой, Полонский, Майков и Фет. Все эти поэты в прошлом русской литературы восходят к Пушкину, который в большинстве своих юношеских стихотворений являлся теоретиком чистого искусства и указал впервые в русской литературе на значение поэта.

Главный редактор:

     Творчество этих известных поэтов мы  включили во вторую часть  планируемой к изданию антологии.

     Цель нашего совещания состоит в том, чтобы  наиболее полно представить творчество выдающегося лирика А.А. Фета. Это сложная и ответственная задача. Хочется напомнить присутствующим  отзыв Леонида Костюкова на переиздание в России известной антологии эмигрантской поэзии: «“Якорь” оставляет впечатление антологии без лакун (что вроде бы невозможно). То есть все золотые имена списка (от Бунина и Ходасевича до Набокова-Сирина и Поплавского). Да и выбор стихов внутри одного поэтического имени безупречен. Не убавить. Ну, прибавить-то хочется, но ведь приходилось исходить из заданного объема...» [3].

     "Золотые имена" поэтов русской лирической поэзии второй половины XIX века мы представили. Теперь нам предстоит выбор стихов внутри одного поэтического имени. Надеемся, что это будет сделано так же талантливо, как и  в  антологии эмигрантской поэзии “Якорь”.

     Хочется напомнить присутствующим, что нам необходимо проиллюстрировать наш  сборник, ведь  иллюстрации  – важный эмоциональный фактор воздействия, оказывающий эстетическое и смысловое влияние на читателя. Поэтому мы предлагаем сегодня заслушать предложения по  иллюстрированию будущего сборника, а также докладчиков, которые представят стихи А.А. Фета и  изложат систему собственных аргументов в пользу того или иного стихотворения.

     Надеемся, что  в выступлениях прозвучат интересные предложения по оформлению антологии иллюстрациями и анализ тех стихотворений,  без которых не мыслится поэт.

3. "Певец природы и любви". Сообщения членов редколлегии (этап актуализации знаний, реализация домашнего задания)

Председатель редколлегии. 

     Уважаемые члены редколлегии! Прежде чем предоставить слово составителям, давайте вспомним, что такое "чистое искусство".

Сообщение 1  (домашнее задание)

     "Чистое искусство" — это, прежде всего, духовно наполненное, сильное по способам самовыражения искусство. Оно  уделяло много внимания форме, поэтическому слову, а также пластике и выразительности художественного образа, музыкальности, что должно было подчеркнуть красоту лирического произведения. Поэзия, по мысли сторонников «чистого искусства», преображает мир, а художник, творец обладает высшим даром видеть то, что скрыто от человеческих глаз, и воплощать это в слове.

     Основными темами "чистого искусства" являются любовь (нежность и душевная теплота, быстротечность,  неразгаданная тайна, волшебный мир), любимая (предмет восторга и поклонения, высокий идеал), природа (нахождение отзвука своим настроениям и чувствам, восторг, впечатление), искусство  (певучесть и музыкальность),  и мироздание (живое ощущение Бесконечности и Вечности, хаоса и гармонии).

     Особенности поэзии "чистого искусства" заключаются в том, что она    полна  намеков,  догадок и    умолчаний.   Стихи  обычно  не  имеют   сюжета, т.е. лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта. Лирику "чистого искусства" отличает богатство оттенков  (нежность и душевная теплота, образность), нетрадиционность сравнений, эпитетов, очеловечивание природы; нахождение отзвука своим настроениям и чувствам; певучесть и музыкальность.

Сообщение 2. Экскурсия "А. Фет и художники-импрессионисты"   (реализация домашнего задания, работа в парах). 

Член-редколлегии 1. 

     Самым крупным поэтом «чистого искусства» был Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892), вдохновенный  певец красоты природы и женской любви.     Как известно, поэт  четко разделил жизнь и поэзию. «Не заноси же в мир святыни своих невольничьих тревог»,  — в этом стихе из стихотворения «Добро и зло», пожалуй, и сформулировано его поэтическое кредо. Следуя ему, Фет писал всегда только о высоком и вечном: о природе, о любви и дружбе, об искусстве.

     Особенности его поэзии заключались в следующем:

 — воспевание красоты и неповторимости каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мироздания.

 — функции пейзажа универсальны: это и просто зарисовки, и целостная картина мироздания, и крошечная деталь привычного мира.

 — мир полон шорохов, звуков, которые человек с менее утонченной душой не слышит.

 — трудно определить адресата стихов, в центре внимания сам лирический герой.

     Стремление Фета показать явление во всем многообразии его переменчивых форм сближает поэта с импрессионизмом. Основное свойство импрессионизма — явное и сконцентрированное представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. Фет считал, что назначение поэта —  "воплотить невоплощенное". Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. При всей правдивости и конкретности описания природы прежде всего служат средством выражения лирического чувства.

Член-редколлегии 2.

     Чтобы наглядно увидеть и понять основные черты творческой манеры А.А. Фета, совершим небольшую экскурсию по нашему выставочному залу и рассмотрим пейзажные работы (зрительные образы поэзии) художников-импрессионистов.

     Следует рассказ художника-иллюстратора о творческой манере письма импрессионистов и воплощении её в представленных пейзажах. Материалы для подготовки сообщения: https://arts-dnevnik.ru hudozhniki-impressionisty/; www.riasar.ru Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров - РИАСАР). 

     Итогом экскурсии становится  выявление основных черт, присущих импрессионизму.

Основные черты импрессионизма:

—  фрагментарность композиции и богатство красок;
 —  создание ощущения беспредельности и глубины изображаемого;
 —  эмоциональность и субъективная оценка окружающей действительности;

—  подвижность, изменчивость, мимолётность впечатлений;

—  растворение объёмных форм в движении света и воздуха

—  неуловимый, таинственный и  размытый характер изображения.

     А.А. Фету, как поэту-импрессионисту, также присущ обострённый интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, оттенка материальной красоты, изменчивого настроения.  Он стремится наиболее естественно и непредвзято запечатлеть весь окружающий его мир во всём его богатстве красок, передать  мимолётные звуки, шорохи, впечатления.

     "Никому не удается подмечать так хорошо задатки зарождающихся чувств, тревоги получувств", "неопределенных, недосказанных, смутных чувств",   —  писал А.А. Григорьев в статье "Русская изящная литература" в 1852 году". [4]  Эту же черту, составляющую главную специфическую особенность лирики Фета, подчёркивал и В.П. Боткин: "Мотивы г. Фета заключают в себе иногда такие тонкие... эфирные оттенки чувств, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах, и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя... И самое произведение и содержание его давно уже забылись,  — но мелодия его таинственно слилась с общей жизнию души нашей, сплелась с нашим духовным организмом". [5] 

     Учитывая вышеизложенное, мы предлагаем проиллюстрировать раздел антологии, где будут тексты стихотворений А.А. Фета, готовыми рисунками: пейзажными работами художников-импрессионистов.

Главный редактор:

     Спасибо за проделанную работу и творческий подход к подготовке выступления. Будем надеяться, что все эти свойства  и особенности поэзии А.А. Фета сегодня будут раскрыты в предложенных для антологии стихотворениях поэта-импрессиониста.  Теоретик литературы М.Л. Гаспаров говорил, что "антология — это отбор, это канон, это организация вкуса". [6]

     Наша задача —  оценить степень  убедительности аргументов и принять решение о возможности или невозможности каждого персонального предложения. Главными  критериями отбора должны стать художественная ценность, эстетический и воспитательный потенциал лирического текста, его актуальность. 

     Предоставим слово выступающим. Регламент выступления — 4 минуты.

4. Выступления участников совещания-составителей антологии (этап оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач). 

Во время выступлений (анализа стихотворений) участники совещания  заполняют лист "Критерии оценки выступлений" .

Критерии оценки выступлений

1. Соблюдение структуры выступления (алгоритма аргументации) - 10 б.;

2. Уровень компетентности, владение научным аппаратом - 3б.;

3. Адекватность манеры изложения, языка и стиля, громкости и темпа речи - 3б.; 

4. Соблюдение регламента - 2б.

Участник  1. Анализ стихотворения "Далёкий друг, пойми мои рыданья...".

Историко-биографический материал

     Стихотворение было написано 28 января 1879 года Александре Львовне Бржеской (урожденная Добровольская) — одной из самых дорогих Фету женщин, "далекому другу" поэта на протяжении многих десятилетий его жизни.

Тема стихотворения

     Мир  человеческой души, верной своему призванию и своим духовным ценностям.

По Фету, любой внешний сюжет "жизнь с томительным дыханьем" не особенно много стоит. А что же ценно? Душа, которая «по-прежнему готова мир объять».

Основные мотивы и идея стихотворения

     В стихотворении мы можем выделить мотивы непонятости лирического персонажа,  мотив человеческой  разобщенности и вечного одиночества души в окружающем мире.

Напрасный жар! Никто не отвечает,
 Воскреснут звуки — и замрут опять.

     В стихотворении прослеживается идея возвышенного служения  души и  быстротечности  земной жизни. Горестное чувство "безотзывности", обреченности одиноко нести свой "поэтический огонь" с огромной силой звучит в финале стихотворения:

Не жизни жаль с томительным дыханьем,

Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
 Что просиял над целым мирозданьем,
 И в ночь идет и плачет, уходя.

Жанр стихотворения

     Элегия.

Лирический герой

     Лирический герой стихотворения ― обладатель сложного внутреннего мира, анализирующий свои переживания, чувства, мучительно размышляющий о жизни и смерти, о вечном.

Сюжет и композиция  стихотворения 

     Стихотворение состоит  из пяти строф. В первых четырех строфах стихотворения лирический герой обращается к своей далёкой подруге или возлюбленной,  чей голос преследует его в сновидениях.

     Описывая таинственные звуки Фет использует  в качестве лирического приёма суггестивность (запись на доске).   Ночь и темнота, ничего не видно, отсюда, по-видимому, повышенное внимание к  звукам. Между тем ещё со времён Кальдерона известно выражение «жизнь есть сон». Таким образом, нам не известно, спит лирический герой Фета или грезит наяву. Важно другое:  заветный, любимый, волнующий голос его непрестанно мучает: "Высокое волненье / Издалека мне голос твой принес", "Воскреснут звуки — и замрут опять". Эти поэтические клише позволяют предельно экономно, сдержанно передавать многочасовую, многодневную муку лирического героя. Но заветный голос любимой ненадёжен, диалог не получается. Сама возлюбленная, её голос, скорее всего,  для героя —  ночной морок, сон разума. Нечто всеобъемлющее и невыразимое ― вот подлинная ценность. Сама себя разжигающая. Сама себя гасящая. Внешние проявления ― слёзы и страсти ― всего-навсего сигнализируют о её, этой субстанции, загадочном автономном существовании.

     Очень удачно, на наш взгляд, использование Фетом такого художественного средства как оксюморон.  Он  говорит про огонь души, постоянно употребляя синонимы: "гореть", "сиять", "пылать". Но ровно с тем же усердием заливает огонь его же, собственными, огня,  слезами! "Огонь плачет, и слёзы горят!"  [7] Мы считаем, что такое соединение несоединимого и есть поэзия.

Стихотворный размер

     Стихотворение написано пятистопным ямбом.

Средства выразительности

     В стихотворении присутствуют метафоры: "цветут в душе воспоминанья", "добро и нежность не горели", "душа пылает"; эпитеты: "Бездушные и праздные умы", "высокое волненье", "с томительным дыханьем", "напрасный жар"; олицетворения:  "Воскреснут звуки", "душа... готова мир объять", "огня, что...  в ночь идёт, и плачет, уходя".

     Автор включает в поэтический текст архаизм:  "в ланитах кровь"; риторические вопросы: "Где ж это всё?" "Что жизнь и смерть?"; риторические восклицания: "Напрасный жар!" "Прочь этот сон, — в нём слишком много слёз!"

     Также мы обнаруживаем в тексте стихотворения стилистические фигуры: инверсию: "Высокое волненье / Издалека́ мне голос твой принёс" и антитезу: «Воскреснут звуки — и замрут опять».

Ценностная позиция автора и оригинальность авторской точки зрения

     Нести людям добро, нежность и красоту — вот в чём  заключается ценностная позиция автора этого  поэтического текста.

Кто скажет нам, что жить мы не умели,
 Бездушные и праздные умы,
 Что в нас добро и нежность не горели
 И красоте не жертвовали мы?

Отзывы литературоведов и литературных критиков.

     Л. Толстой писал Фету  об этом стихотворении: «Если оно когда-нибудь разобьётся и засыплется развалинами, и найдут только отломанный кусочек, то и этот кусочек поставят в музей и по нему будут учиться».  [8]   

Значение данного произведения для современного читателя.

     Мы считаем, что поэту удалось уловить и передать в этом стихотворении ту полноту и жизненность, какими исполнены всякое явление жизни и всякое движение души  в своих  внутренних глубинах,  и это всегда  будет поэтически действовать и на других людей. 

     В этом и заключается значение данного произведения для современного читателя.

А. Кушнер, замечательный поэт, эссеист однажды сказал: "На кого похож Фет? На библейских царей и пророков: так пылали царь Соломон, Екклесиаст, Иезекииль: "И я видел клубящийся огонь и сияние вокруг него…". И если бы нам было дано, вопреки его желанию, восстановить родословную Фета, она, наверное, привела бы нас к тем царям и пастухам.

     Вот почему, при всей любви к Анненскому с его надтреснутым звуком и щемящею Тоской, к Мандельштаму с его «изветливыми звёздами»...  К Ахматовой с её восхитительной поэтической стройностью... При всей любви к Пастернаку с его прекрасной разбросанностью, счастливой случайностью и чудесной приблизительностью...  хватаешь с полки или достаёшь из памяти фетовское стихотворение, какое? Да хотя бы вот это, и обмираешь над ним:

Не жизни жаль с томительным дыханьем,

Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

Что просиял над целым мирозданьем

И в ночь идёт, и плачет, уходя.

Как это просто и как замечательно!"  [9]                                

И если бы нас  спросили,  какое  стихотворение А.А. Фета  самое лучшее, мы бы повторили вслед за Кушнером: Это стихотворение  "Далёкий друг, пойми мои рыданья...".

     Мы предлагаем включить его  в будущее издание.

Участник 2. Анализ стихотворения «Диана».

Историко-биографический материал

     Стихотворение «Диана» было написано  в 1847 году. Оно  относится к числу ранних.  Это антологическое стихотворение. Антологические стихи, то есть стихи на античные темы и мотивы, молодому Фету особенно удавались. Но «Диана» не просто произведение в антологическом роде, а  одно из лучших этого жанра, одно из самых совершенных, образцовых. Здесь с наибольшей ясностью и полнотой выявляются все особенности жанра, его возможности и достоинства. 

Тема стихотворения

     Тема стихотворения — вечно живое искусство, вечной, непреходящей  красоты и жизни прекрасного. Лирическая тема "Дианы"  развивается между двумя полюсами: "живое  —  неживое".

Основной мотив и идея стихотворения

     Утверждение в вечности красоты реального и красоты искусства,  гимн вечной красоте, вечной жизни прекрасного. Воплощенная в мраморе когда-то живая красота продолжает жить в веках, в чувствах и в сознании людей. Вот одна из главных мыслей стихотворения, говорящая о философском складе ума её автора.

Жанр стихотворения

     А. В. Дружинин недаром называл фетовские стихи в антологическом роде «очерками».     

Лирический герой

     Героиня стихотворения Фета — древнеримская богиня Луны, покровительница охотников. Ее также считали покровительницей женщин-рожениц («И дев молению в тяжелых муках чрева внимала...»).

     Диана — один из самых высоких и поэтичных образов античной мифологии. Фет говорит в стихотворении о мраморном изваянии. Для него это скульптурное произведение есть воплощение красоты в искусстве. Вечно живое в искусстве представляется лирическому герою — а через него и читателю — не только метафорически, но и подлинно живым.      Античное изваяние мы не просто видим, но ощущаем живым чувством, и вместе с поэтом нам кажется, что с дуновением ветра Диана стронется с места, пойдет нам навстречу со своими неизменными колчаном и стрелами.  

Сюжет  и композиция стихотворения

     Сюжетом стихотворения является нереализованное оживление статуи.

Художественное пространство произведения охватывает две сферы, реальную и воображаемую. Оба плана представлены через призму восприятия лирического героя: в первом случае он разглядывает статую в парке, во втором — «оживляет» ее в своих мечтах.

«Блестящая нагота» скульптуры демонстрирует величественную красоту древней богини и восхищает совершенством форм. Точка наблюдения отделена от объекта небольшим расстоянием: герой любуется прекрасным изваянием, мелькающим среди деревьев и отраженным в водной глади.

     Следующий эпизод меняет план изображения, словно созерцатель подошел к Диане вплотную и рассматривает ее лицо. Описание завершается двумя выразительными оксюморонами: «недвижностью вниманье» и «чуткая и каменная». Художественный прием подчеркивает противоречивость ощущений лирического «я», уловившего биение жизни в неподвижном камне.

Стихотворный размер

     Размер стихотворения  — шестистопный ямб. Стопа двухсложная, с удареним на втором слоге.

Средства выразительности   

     Ощущение трепетной жизни — одно из главных качеств стихотворения. Чем же достигается в стихотворении эта жизненность? Не в последнюю очередь — динамичностью мыслей, образов, слов, звуков. В стихотворении все находится в движении: "Я видел — поднялось — внимала — проник— качнулся — я ждал — она пойдет" и т. д. Движение есть самый верный знак живого. Движение и воспринимается как живое, оно само есть жизнь.                 Воспевая красоту, Фет сам творит прекрасное. Красота в его стихах заключена и в пластичности его образов, дающих ощущение объемности и подлинности изображаемых вещей и предметов, и в полновесном музыкальном звучании стиха.     

     Поэзия, как и музыка, способна завораживать читателя своим звучанием. Звучание стиха — это второй, параллельный его смысл, существующий и воздействующий наряду, совместно с его прямым словесным смыслом.        Стихи благозвучные легче и быстрее проникают в читательское сердце и душу. Так это происходит и со стихотворением «Диана». И в этом тоже одно из проявлений художественной силы стихотворения, его живой правды и живого воздействия. 

Ценностная позиция автора и оригинальность авторской точки зрения

     Античность была для Фета не только материалом, но  и  источником построения идеала, нужного современному человеку для того, чтобы укрепить в своем сознании какой-то гармонизирующий его образ мира.

Отзывы литературоведов и литературных критиков.

     Некрасов писал о «Диане»: «Всякая похвала немеет перед высокою поэзиею этого стихотворения, так освежительно действующего на душу».  [10] 

     Критик Василий Боткин писал в 1857 г. : «Никогда еще немая поэзия ваяния не была прочувствована и выражена с такою силою. В этих стихах мрамор действительно исполнился какой-то неведомой, таинственной жизнью: чувствуешь, что окаменелые формы преображаются в воздушное виденье... Признаемся, мы не знаем ни одного произведения, где бы эхо исчезнувшего, невозвратного языческого мира отозвалось с такою горячностью и звучностью, как в этом идеальном, воздушном образе строгой, девственной Дианы. Это высочайший апофеоз не только ваяния, но и всего мифологического мира!»[11]    

     Но едва ли не самую восторженную характеристику «Диане» дал Достоевский: «Последние две строки этого стихотворения полны такой страстной жизненности, такой тоски, такого значения, что мы ничего не знаем более сильного, более жизненного во всей нашей русской поэзии». [12] 

Значение данного произведения для современного читателя.

     При жизни Фета его вдохновенная поэзия выглядела очень контрастно по отношению к почти революционным произведениям Некрасова и Салтыкова-Щедрина, но спустя время оказалось, что ее одухотворенность, душевность, чистота  способны донести до нас, живущих в XXI веке,  поэтическое слово  о вечной красоте настоящего искусства, о прекрасном, о любви.

    Рекомендуем к включению в будущее издание это стихотворение.

Участник 3. Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…»

Историко-биографический материал

     Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад; лежали…» было написано 2 августа 1877 года и навеяно впечатлением от пения Т. А. Кузьминской (в девичестве Берс, 1846–1925), сестры графини С. А. Толстой — жены графа Л. Н. Толстого. Первоначально стихотворение имело название «Опять». Впервые оно было опубликовано в сборнике поэзии «Вечерние огни» (1883). Произведение открывало раздел «Мелодии», вобравший в себя тексты, объединенные мотивом песни.

Тема стихотворения

     В стихотворении две основные темы — любовь и искусство. Они  слиты воедино. Любовь для Фета — самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство — самое прекрасное. Стихотворение — о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте. Говоря о лирическом персонаже стихотворения, автор невольно затронул и тему творца, его миссии.

Основной мотив и идея стихотворения

 — преображающая сила искусства, песни и музыки, которые мыслятся как высшее выражение, квинтэссенция, средоточие бытия.

Жанр стихотворения

     Лирическая пьеса.

Лирические герои

     Стихотворение автобиографическое. Его лирический герой  — сам Фет. Стихотворение написано от первого лица, в форме монолога-воспоминания о любви. В пьесе есть и поющая героиня, предстающая перед лирическим героем  живым воплощением его любви. Голос певицы, пробудивший в герое целую гамму чувств, звучит так восхитительно, потому что героиня отдается своему занятию страстно и сама очарована магией музыки. В момент исполнения песни, должно быть, ей кажется, что нет в мире ничего более важного, чем эти прекрасные звуки, чем чувства, вложенные в произведение. Забыть обо всем, кроме творчества – вот доля истинного творца: поэта, художника, музыканта.

Сюжет и композиция стихотворения

     Сюжет стихотворения —  любовное свидание в саду.  Стихотворение композиционно делится на две части, изображающие два периода в жизни человека. Эти два периода не противопоставляются, а  сопоставляются: прошло много лет, а любовь по-прежнему сильна.           Стихотворение состоит из четырех строф. Первые две строфы рассказывают о первом пении героини, третья и четвертая строфы — о втором исполнении ею песни спустя много лет. В этом лирическом монологе автор использует прием кольца. И первая, и вторая части завершаются одной и той же строкой: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой».

     В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» у поэта соединяются в одном порыве три чувства: восхищение упоительной ночью, восхищение музыкой и вдохновенным пением, которые невольно перерастают в любовь к прекрасной певице.

Стихотворный размер.

     Стихотворение написано шестистопным ямбом. Рифма перекрёстная, чередование женской и мужской рифмы. Это помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением, свободную речь, свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам, которые возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах  — то здесь, то там, как в живой, ярко эмоциональной речи. В результате поэтический рассказ о сильном и живом чувстве сам исполнен жизни.

     Стихотворение написано в романсово-песенном ключе, очень живописно и необыкновенно музыкально.

Средства выразительности

     В стихотворении присутствуют олицетворение (лучи «лежали», ночь «сияла»), эпитеты («томительные  и скучные» годы, «звучные» вздохи, «жгучая» мука¸ «рыдающие»  звуки), эпифора («Тебя любить, обнять и плакать над тобой!»). Музыкальность этого произведения достигается с помощью повторов на разных уровнях поэтического текста:   параллельных конструкций в пределах строфы («Что ты одна – вся жизнь, что ты одна — любовь; А жизни нет конца, и цели нет иной»….) и анафоры (И…И…, Что…Что…). Фет сопоставляет близкие по звуковому составу слова — «вздохах звучных» — придающие стихотворению дополнительные смысловые и эмоциональные «обертоны» (гармонические созвучия). Здесь используются фонетические приемы ассонанса (повтор звуков [а], [о]), аллитерации (повтор звука [р] в строке «Рояль был весь раскрыт и струны в нем дрожали»).

Ценностная позиция автора и оригинальность авторской точки зрения

     Это стихотворение лишний раз убеждает нас в том, что только искусство способно по-настоящему облагородить человека, очистить душу, раскрепостить и обогатить ее.

Отзывы литературоведов и литературных критиков.

     "Со времени Пушкина и Лермонтова мы не знаем между русскими стихотворцами таланта более поэтического, как талант г. Фета. Скажем более, по лиризму чувства его можно поставить наряду с первоклассными поэтами".  [13]  

Значение данного произведения для современного читателя.

     Как и вся истинная поэзия, поэзия Фета  возвышает человека, делает чище, уводит в большой человеческий мир. Это ощущение и составляет один из секретов того особенного, радостного и высокого воздействия, которое производит стихотворение на читателя. Наслаждаясь прекрасным произведением  поэзии, мы забываем обо всех своих проблемах и неудачах, отвлекаемся от будничной суеты. Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и таким образом обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить. Предлагаем включить это стихотворение в антологию.

На производственном совещании были также проанализированы  следующие стихотворения А.А. Фета:

“Я пришел к тебе с приветом...”,

“Шепот. Робкое дыханье...”,

“Какая грусть! Конец аллеи...”,

“Это утро, радость эта...”,

“Жду я, тревогой объят...”

“О, долго буду я в молчанье ночи тайной...”,

“Какое счастие: и ночь и мы одни...”, 

“Давно в любви отрады мало...”, 

“Я тебе ничего не скажу...”,

“На заре ты ее не буди...”,

«Я рад, когда с земного лона...»,

«Никогда»,

«Тяжело в ночной тиши…»,

«Смерти»,

«Угасшим звездам».

“Какая грусть! Конец аллеи...”.

5. Дискуссия-обсуждение возможности / невозможности каждого персонального предложения (этап   оперирования  знаниями, умениями  и  навыками   при  решении практических задач).

     В ходе дискуссии обучающиеся выбирают семь стихотворений (семь лучших ответов обучающихся) для включения в будущий сборник.

6. Подведение итогов совещания (этап составления отчета о выполнении работы) 

Председатель редколлегии оглашает состав стихотворений   А.А. Фета в будущем издании:

1. “Шепот. Робкое дыханье...”.

2. "Диана".

3. “Какая грусть! Конец аллеи...”.

4. “Это утро, радость эта...”.

5. "Далёкий друг, прими мои признанья...".  

6. “Сияла ночь. Луной был полон сад...”. 

7. “Я тебе ничего не скажу...”.

Оценивается деятельность каждого участника.

     Итоговая оценка  работы каждого  члена-редколлегии определяется содержательностью его выступления, соответствием выступления критериям оценки выступлений участников совещания и активным участием  в  обсуждении вопросов совещания (дискуссии).

7. Рефлексия

     Используется приём рефлексии "Комплимент" от главного редактора: комплимент-похвала; комплимент в деловых качествах; комплимент в чувствах.

8. Домашнее задание

     Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

Литература и электронные ресурсы

1. Фет А.А. Два письма о значении древних языков в нашем воспитании".Сочинения и письма: В 20 т.   Т. 3. Повести и рассказы. Критические статьи.   СПб.: Фолио-Пресс, 2006.  — С. 55-56. 

2. Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. - М.: Вентана-Граф, 2016. — С.

3. Л. Костюков. Якорь: Антология русской зарубежной поэзии. 1936. Составление: Г.В. Адамович, М.Л. Кантор. Под ред. О. Коростелева, Л. Магаротто, А. Устинова. — «Знамя» № 2/2007.

4."Материалы для биографии", стр. 205; А. Григорьев. Собр. соч. вып. 9 .  М., 1916.  — С. 111.

5. А. В. Дружинин. Собр. соч., т. 7, стр. 119;. В. П. Боткин, Соч., т. II,  — С. 375.

6. http://www.arion.ru Журнал поэзии "Арион". Монологи, №1, 1995. Андрей Пермяков. Время антологий или мечта об идеале.

7.  www.kultpro.ru Игорь Манцов. Огонь плачет, и слёзы горят. "Далекий друг, пойми мои рыданья" Афанасия Фета.

8. Л. Н. Толстой. Письмо от 15-16 февраля 1879 г.  Полн. собр. соч. в 90 томах, т. 60. М., Гослитиздат, 1949. — С. 217.

9.   http://literratura.org/non-fiction/2524-poety-i-kritiki-ob-afanasii-fete.html 

10. Н. А. Некрасов. Полн. собр. соч. и писем, т. XI, Гослитиздат, 1952,  —  С. 336.

11. В. Боткин. Стихотворения А. А. Фета. — «Современник», т. LXI. 1857, № 1.  — С. 38.

12. Ф. М. Достоевский. Г-ов и вопрос об искусстве. — «Время», 1861, № 12.  — С. 197 — 198.

13. az.lib.ru / Классика. Боткин Василий Петрович. Стихотворения А.А. Фета. 

При подготовке к уроку использовалось учебно-методическое пособие: История отечественной литературыВек XIXЛаркович, Д.В., Калашникова И.А.,  Сургутский государственный педагогический университет, 2014.